не будучи поклонником церковной литературы...

Лазурная: литературный дневник

Честно признаюсь, что практически не читаю церковную литературу, безусловно этим не хвастаюсь, но когда-то мамина подруга прислала из Одессы книгу Любови Миллер "Святая мученица российская великая княгиня Елизавета Фёдоровна", я прочла её на одном дыхании и эта история оставила во мне глубокий след на всю жизнь. Периодически попадаются цитаты церковных деятелей и они настолько водянистые и тысячи раз изложенные раньше, что отбивает охоту тратить на это время, а вот сегодня интернет открыл очень приятную статью и я, что называется, застряла. Хочу показать несколько (на мой взгляд) лёгких, но мудрых наставлений преподобного Амвросия. Имя мне ничего не сказало, где-то слышала, поэтому заодно глянула о ком речь. Звали этого человека (кто не в теме-с радостью делюсь) Александр Михайлович Гренков, преподавал греческий язык в духовном училище, мне стало интересно - как он попал в монахи, оказалось, что тяжело заболел и принял постриг, ну так бывает, многие приходят к вере в минуты отчаяния, когда больше некуда идти и не к кому обратиться. Никогда не понимала - зачем церковь даёт человеку новое имя, чем плох Александр, ну это не моего ума дело. В общем, кому интересно узнать про преподобного старца кроме того, что он всю жизнь тяжело болел - сам найдёт информацию, а мне очень понравились его наставления. С одной стороны читала с улыбкой, а с другой - мудро и как-то, по-человечески, по-доброму, без морализаторства, без навязчивости, без призывов к фанатизму, а для меня всё, что несёт облегчение, радость, мудрость и мягкость изложения - ценнее всего. Сделаю выборку, чтобы не утомлять читателей, но оставлю ссылку
"Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено – там ни одного".


Преподобный Амвросий, несмотря на свою постоянную болезнь и слабость, проявлял неиссякаемую жизнерадостность, и умел давать свои наставления в такой простой и шутливой форме, что они легко и навсегда запоминались каждым слушающим.


Чадце мое нетолковитое, мир тебе и Божие благословение и всякое утверждение в терпении и долготерпении, в нем же имамы великую потребу, да благодушно переносим вся встречающаяся и вся приключающаяся.


Не будь как докучливая муха, которая иногда без толку около летает, а иногда и кусает и тем и другим надоедает, а будь как мудрая пчела, которая весной усердно дело свое начала и к осени окончила медовые соты, которые так хороши, как правильно изложенные ноты. Одно сладко, а другое приятно.


На слово не верь всякому вздору без разбору — что можно родиться из пыли и что люди прежде обезьянами были. А вот это правда, что многие люди стали обезьянам подражать и до степени обезьян себя унижать.


Потерпи; может, откроется тебе откуда-либо клад, тогда можно будет подумать о жизни на другой лад; а пока вооружайся терпением и смирением, и трудолюбием, и самоукорением.


Немощь, и слабость, и усталость, и изнеможение, а к ним еще и леность, и нерадение — вот мои спутницы! И с ними мое всегдашнее пребывание.


Дай Бог, чтобы всякое возгорание неприятное скоро погашалось, чтобы не подавать деревенским ребятишкам повода повторять старинную песенку: «Гори, гори жарко, едет Захарка, сам на лошадке, жена на коровке, дети на телятках». По-видимому, песенка эта глупенькая, но не без причины же и повода какого-либо она сложена. А я вам написал это после духовного утешения для простого рассмешения.


Оттого и кончина была хороша, что жила хорошо. Как поживешь, так и умрешь.


Отчего люди грешат? Или оттого, что не знают, что должно делать и чего избегать, или если знают, то забывают, если же не забывают, то ленятся и унывают.


Грехи, как грецкие орехи, — скорлупу расколешь, а зерно выковырять трудно.


Бывает, так говорил батюшка, что хотя грехи наши чрез покаяние и прощаются нам, но совесть все не перестает упрекать нас. Покойный старец о. Макарий для сравнения показывал иногда свой палец, который давно когда-то был порезан; боль давно прошла, а шрам остался. Так точно и после прощения грехов остаются шрамы, т. е. упреки совести.


Для истинного покаяния нужны не годы и не дни, а одно мгновение.


Лицемерие хуже неверия.


Жить можно и в миру, только не на юру, а жить тихо."(с)
Из книги «Душеполезные поучения преподобного Амвросия Оптинского».
http://www.hrampokrov.ru/news/templenews/3260/



от себя
Совершенно не согласна с ним по поводу того, что как поживёшь так и умрёшь, мир потерял на войнах миллиарды прекрасных людей, знаю подонков и мразей, которые жили припеваючи до старости и умерли в своих постелях без единого дня мучений, а уж сколько порядочных, умных, добрейших и мужественных людей страдали от адской боли и умирали так, что врагу не пожелаешь- я уже молчу про деток и тех, кто уже рождён с тяжелейшими заболеваниями и смерть чаще всего бывает не самая лёгкая, так что для меня это высказывание где-то буксует, при всём уважении к памяти преподобного. А как красиво он сравнил пчелиные соты с нотами, и как мудро насчёт лицемерия, которое хуже неверия, и так приятно читать это "чадце моё нетолковитое", вроде и не похвалил, а улыбаюсь, все мы чадцы нетолковитые для этого мира, и так нужно, чтобы тот, кто знает, толкует и понимает чуть больше - положил руку на голову и успокоил, ччччччч, чадце, всё будет хорошо, иди и не греши)
Хорошего всем дня, будьте мне все живы и здоровы.







Другие статьи в литературном дневнике: