Из цикла Великие...

Лазурная: литературный дневник

Василия Меркурьева и Ирину Мейерхольд называли Ромео и Джульеттой за трогательное проявление чувств.
Они прожили душа в душу 44 года, сумев сохранить и юношескую пылкость, и взрослую нежность. Вся их жизнь прошла под знаком нескончаемой доброты, которой они щедро делились с окружающими.
Для неё он был Вась Васичем, Васичем, Васенькой, а она для него Иришей, Иришечкой. Так называли они друг друга до последних дней жизни. В 1934 году Ирина Мейерхольд и Василий Меркурьев стали мужем и женой. С этого же года они начали свою преподавательскую деятельность в театральном институте, где совместно руководили актёрской мастерской.
Поначалу не заладившиеся отношения Василия Васильевича и его тестя, знаменитого режиссера Всеволода Эмильевича Мейерхольда со временем переросли в теснейшую дружбу. Доходило до того, что Мейерхольд, приглашенный для постановки «Маскарада» в Ленинград, отказывался идти на репетицию без Васича. А каждый раз, показывая актерам, как надо играть, спрашивал мнения зятя, удалось ему передать мысль или нет.
В конце 30-х годов супруги активно преподавали, занимались с молодыми актерами, закладывая основу для создания нового театра. Позже в разных городах Василий Меркурьев и Ирина Мейерхольд создадут не одну театральную труппу.
В 1939 году был арестован отец Ирины, а жена Всеволода Мейерхольда была убита. Чуть раньше пришло известие о расстреле брата Меркурьева Петра. Васич горько и долго плакал, а после принял решение усыновить всех троих детей брата. Так в семье разом стало четверо детей, а после рождения второй дочери супругов, пятеро. Во время войны в эвакуации у Меркурьева и Мейерхольд появится сын. Петр родился прямо за кулисами в театре в городе Колпашеве Томской области.
Из эвакуации они привезли еще двоих малышей, отставших от поезда и подобранных Ириной Всеволодовной. Двумя годами позже найдется их мама.
Кроме детей из эвакуации Ирина Мейерхольд привезла в Ленинград еще и свой самодеятельный театральный коллектив из Новосибирска. Они полным составом поступили в театральный институт, а до размещения в общежитии жили у Василия Васильевича и Ирины Всеволодовны.
С 1947 года Ирину Всеволодовну уволили сразу отовсюду, как дочь врага народа. Василий Васильевич соглашался на все предложения, чтобы прокормить свою большую семью. Он постоянно играл в театре, снимался в кино, а в редкие минуты отдыха спешил на дачу, которая стала большим подспорьем для супругов.
Они никогда не жаловались на судьбу, не роптали и не винили никого в своих бедах. В 1959 году был реабилитирован отец Ирины и ее снова приняли на работу. К тому времени Василий Меркурьев уже трижды получил Сталинскую премию за свои роли в кино. Правда, огорчало актёра лишь то, что режиссёры видели в нем исключительно комедийный талант. А он мечтал сыграть Отелло.
Ученики Василия Васильевича и Ирины Всеволодовны вспоминают до сих пор, что педагоги не отделяли никак их от собственных детей. Когда студенты приходили на репетиции, процесс не начинался до тех пор, пока все дети (свои и чужие) не будут накормлены.
Меркурьев и Мейерхольд сохранили свои чувства до последних дней жизни. Они чувствовали друг друга так, будто у них одна душа на двоих. Даже во время посещения врача, когда доктор спрашивал, как именно болит что-то у Василия Васильевича, он, замявшись, просил рассказать об этом Ирину Всеволодовну.
Он ушел 12 мая 1978 года. Она пережила его на три с половиной года, покинув этот мир 21 ноября 1981 года. До последнего дня ее волновало, встретится ли она в том, другом мире, со своим Васечкой или нет. (с)



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 17.01.2024. Из цикла Великие...