О стиле И.Тургенева.

Валентина Томашевская: литературный дневник

Вирджиния Вульф о своебразии стиля романов Тургенева.
Познакомилась с циклом эссе Вирджинии Вулф, стремящейся открыть читателю непреходящую ценность английской и мировой классики.
Эссе о творчестве Шарлотты Бронте вызвало противоречивые чувства, не совсем созвучные с видением и пониманием ее творчества Вирджинией Вулф, а вот ее эссе «Романы Тургенева» очень мне понравилось глубиной анализа, тонкими и умными наблюдениями.
В.Вулф видит сложную простоту стиля Тургенева, который «знает о своих персонажах всё, но при письме явственно отбирает лишь то, что необходимо».
Она отмечает наличие контрстов в кратких тургеневских главах, когда в пределах одной страницы мы встречаем иронию и страсть,поэзию и банальность, «протекающий кран и трель соловья». Сложенная из контрастов сцена производит единое сильное впечатление., демонстрируя равновесие двух противоположных начал.
Касается она и создания писателем образов типов, когда герои незаметно переходят друг в друга. Помните образ тургеневской девушки?
Отмечает В.Вульф редкое качество Тургенева: «Чувство симметрии, равновесия. Он дает нам, по сравнению с другими романистами, более обобщенную и гармоничеую картину мира - не только потому, что обладает широким кругозором (он рисует жизнь разных слоев общества: крестьян, интеллигентов, аристократов, купцов), но чувствуется, что он еще привносит в свое изображение стройность и упорядоченность».
Указывая на слабость повествовательной техники писателя, Вульф отмечает его необыкновенный слух на эмоции, даже когда он пользуется резким контрастом или от описаний действий героев вдруг переходит к красотам природы, все равно, благодаря глубокому авторскому пониманию получается правдивая, соитная картина, поэтому его романы не просто симметричны, но и по-настоящему нас волнуют.
Тургенев «не воюет ни на чьей стороне, не становится выразителем чьих-то идей. Ирония его никогда не покидает; он постоянно помнит, что есть и другая сторона, противоположная». Он предлагает читателю самому обдумать и понять, но все равно личность автора присутствует во всех его романах.
Обратила внимание на следующее6“ Автор при любых лбстоятельствах будет стоять за личным местоимением 1-го лица единственного числа: но в одном человеке этих я несколько. Будет ли автор тем я, который перенес обиды и оскорбления и стремится утвердитьсебя, завоевать себе, своим взглядам признание и власть; или же он эту сторону своей личности подавит и выдвинет на передний план второе свое я, чтобы глядеть на мир по возможности честно и объективно, не самоутверждаясь и ничего не провозглашая и не отстаивая?»



Другие статьи в литературном дневнике: