***Стихи Ахматовой - поэзия! И как хорошо написала об Ахматовой Как-то я спросила Анну Андреевну, в чем секрет ее стихов, поделитесь, мол, со мною. Она задумалась и ответила, что каждое новое стихотворение начинает, как бы продолжая предыдущее, начинает с "а" или "и" ("И очертанья Фауста вдали..." или "А я иду..."), получается, что все стихи как бы продолжаются одно в другом, словно отрывки единой лирической повести о человеке. Я не сразу поняла. Так просто - показалось мне тогда. "Знакомить слова", "сталкивать слова" (любимое выражение Мандельштама)... Есть другой путь - точность, и еще важнее, чтобы каждое слово в строке стойло на своем месте, как будто оно там уже тысячу лет стоит, но читатель слышит его вообще первый раз в жизни". Такие слова, услышанные им от Ахматовой, приводит В. Я. Виленкин в своей превосходной книге "Воспоминания с комментариями". Я давно не верю в телефоны, Всякому зато могу присниться, Так писала она о себе, об этом странном своем свойстве. В ней был особый ритм - в стихе, во взгляде, в голосе, в движении, и вы невольно впадали в нее, как ручеек в многоводную реку, и жили ее верой, не верой в бога (хоть она и была глубоко религиозна), но верой в жизнь, в человека, в высшее его предназначение.
Как будто простой пейзаж: туманный день, красная заря, женщина над могилой. Но вдумайтесь! День этот потому кажется нежным, что наступила вдруг тишина, непривычная и нежная после страшного грохота войны; туманным - потому, что кое-где еще не развеялся дым, земля дышит теплым туманным парком, отдыхая после жестокой, неистовой грозы. А заря, как то догоревшее зарево ближнего боя, красна она, как кровь, пролитая нашим народом на войне. И женщина эта - вдова, одна из многих, осиротевших на войне и не имеющих "своей" могилы. Они неслышно бродят по земле и наклоняются над безымянными могилами, изливая свою безутешную скорбь. И могила-то та самая, безымянная, одна из множества могил, покрывших нашу бедную землю. И не только бедную, но и богатую своими живыми людьми, входящими в будущее. Женщина-весна стоит на коленях над могилой, гладит траву. Тот, кто годы жил среди смерти и огня, тот, увидев первую траву, взошедшую на крови, поймет это чувство, это желание прикоснуться к ней рукой. А весна снимает с плеча и возвращает земле бабочку, распушивает первый одуванчик. Этот одуванчик - не символ ли времени, которое неслышно улетает, как бы ни было тяжко в прошлом?.. Светлана Сомова http://www.akhmatova.org/articles/somova2.htm © Copyright: Валентина Томашевская, 2015.
Другие статьи в литературном дневнике: |