***

Лев Либолев: литературный дневник


- Тридцать лет назад я писал по-другому. Теперь я пишу… по-другому тоже. Я имею в виду методы, приемы, формы. Меня совершенно не интересует и никогда не интересовало, о чем я пишу. Интересовало другое - как. Сейчас в мире живет не менее 10 миллионов профессиональных писателей. Из них тысяч сто с мировым именем. Как вы думаете, может ли кто-нибудь из них сказать что-либо новое в логике, политике, религии? Нет. Для этого нужно быть Платоном, Талейраном или Фомой Аквинским. Вот и пережевывает каждый из писателей в своей стране самые избитые общественные, политические или религиозные мысли. Зачем? Проблема, которая встает перед писателем, - идти ли по этой дороге, писать ли впустую, самонаслаждаясь, или же смотреть на мир. Ведь человек отличается от других обитателей Земли тем, что смотрит на мир. Тот, кто отворачивается от мира, уже ничего не значит сам в себе, он ничего не увидит. Если же я смотрю, если я более-менее оригинален - значит что-то не то, что вы, я увижу. И напишу. Не важно, что величина предмета или события не играет никакой роли. Важно, что я увидел то, чего не видел никто. Увидел что-либо, отличное от лругих, - только в этом есть смысл художника. Ни одного нового чувства в этом мире я не опишу. И ни одного чувства нового нет ни у Шекспира, ни у Пушкина, ни у Гете - все это старые чувства. Есть только новое видение мира.


Виктор Соснора: "Лучшего времени у нас еще не было…"
(интервью в газете "Россия", 1991. № 33 (14). 24 - 30 августа. С. 8).



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 30.04.2018. ***
  • 14.04.2018. ***
  • 03.04.2018. ***