Я и бессмертная душа - 11 591

Август Май: литературный дневник

Я и бессмертная душа
04:58
Публикация номер - 11 591


В чём суть ожесточения простой беседы о бессмертной душе среди достаточно грамотных обывателей, знакомых с вопросом из ряда авторитетных источников?


Я бы назвал нас, не специалистов, стихийными теистами и атеистами, и о тех из нас, кто достаточно разбирается в стихах, я хотел бы сказать пару слов.


Конечно, это когнитивный аспект индивидуального мировоззрения, но можно предположить и довольно глубокий психологический фундамент, некую основу личности, опору её обоснования собственного личного существования.


Каждый из нас имеет биологическую основу - инстинкт существования, который пронизывает все стороны личности, и каждому присуще то, что он редко осознаёт - имманентное чувство существования, то есть, состояние отсутствия внутреннего представления о личном несуществовании, как возможности, а, тем более, неизбежности.


Понятно, что наша биологическая основа, называемая телом, поскольку мы не хотим трудится отличать физическую массу и энергию, материю тела, от системной организации вещества и энергии, отличающуюся как биологическое, кстати, у многих из нас вызывающие формулировки своего мировоззрения на основе игнорирования биологического - тело представляется аналогом неживого объекта, например, камня, и оценка правомерность аналогии табуируется для применения в качестве аксиомы.


Многое мы в своём индивидуальном мировоззрении строим из предрассудков, которые формулируем не из речевых оборотов просторечия, а из наукообразных формул, используя самые "модные" термины, подменяя, скажем, некие древние слова из сакральных текстов их переводами из тезаурусов, где предлагается ряд псевдосинонимов, даваемых исключительно для пояснения современных соответствий, скажем, предлагая хотя и имеющее древнюю этимологию слово "энергия", но некритически вкладывая в него смысл научного термина, апеллируя как раз к нему, к его свойствам, делая из такой подмены псевдообоснования.


Мы свои индивидуальные позиции строим из желаемого, а не из фактического, и потому наши представления, в частности, о душе, имеют в основе как раз инстинкт существования, либо той его части, которая есть страх перед неминуемым индивидуальным несуществованием, либо из той его части, которая есть противодействие опасностям для индивидуального существования.


Как ни специфична душа, она не может за термином скрывать принципиально неочевидное, но если это очевидное начать конструировать из нашего произвола, мы приходим к крайне рыхлым рассуждениям, больше похожим на пустословие, и только исключительная жизненная важность для каждого из нас делает разговор о душе ожесточённым.


11 мая 2023 года примерно 05:43


***



Другие статьи в литературном дневнике: