Международный журнал Интеллектуальный форум

Кедров-Челищев: литературный дневник

Пугало глобализма.



(Вышел 50-й номер международного журнала "интеллектуальный форум").



Честно говоря, русское общество основательно истосковалось по интеллекту.



Небезуспешная попытка превратить нас всех поголовно в потребителей глянцевой полиграфической продукции все же не полностью увенчалась успехом. Остался неистребимый один процент, а это полтора миллиона мыслящих читателей, взыскующих философских решений, мировых проблем и проникновения в сущность. Эти три потребности, хлестко высмеянные в опере прокофьева "любовь к трем апельсинам", все же оказались неистребимы. И я не удивлюсь, если вовсе не один, а даже все десять процентов потенциальных читателей хотели бы ежемесячно перелистывать умный и толстый журнал. Желательно без цветных картинок. Вообще-то такие журналы есть. Они просто исчезли из поля зрения.



"Вопросы философии", например, или те же "комментарии". "Интеллектуальный форум" из этой категории. Он культурологический, философский, социологический, но прежде всего международный. Об этом говорит и состав статей, и подбор авторов. О. Уилсон (сша) - "возобновляя поиски, начатые просвещением"; роберт ирвин (великобритания) - "крестовые походы: древнейшие и новые стереотипы";



шариф шукуров (россия) - "александр македонский и начало современного мира"... Перечисленные статьи существуют не сами по себе, а как бы продолжают дискуссию, начатую журналом. Суть научного диспута заявлена открыто. Существует ли единый процесс познания и восхождения человечества от ступеньки к ступеньке или все относительно, хаотично и нет никакого поступательного движения общечеловеческой мысли, как нет и самой этой мысли.



Я бы даже проще сказал: столкнулись две непримиримые линии глобалистов и фундаменталистов. Авторы избегают обоих терминов, слишком политизированных, но, по сути дела, речь идет именно об этом.



Было счастливое, золотое, радужное время эпохи просвещения, когда человеческое знание стало считаться единым. Скажем, география и физика, экономика и биология, астрономия и филология - все связано между собой единым процессом познания.



Сегодня эта вера энциклопедистов уже не кажется столь очевидной и достоверной. Многие считают, что даже внутри одной научной дисциплины никакого единства нет. Нет истории философии. Есть история множества философий, которые между собой никак не связаны. Нет единой всеобщей истории. Есть множество замкнутых в себе историй, не имеющих прямого отношения друг к другу.



Действительно попытки создания единых теорий, охватывающих и объясняющих все, уходят в прошлое. Марксу и энгельсу так и не удалось создать тотальную теорию общества. Вернее, создать-то они ее создали, да только она не срабатывает. Эйнштейну не удалось создать единую теорию поля, объясняющую все процессы от микро-до макромира. Великий математик гильберт так и не осилил единую систему непротиворечивых математических знаний. Зигмунд фрейд и павлов так и не смогли объяснить тайну человека сточки зрения психоанализа и физиологии. Так, может, и нет никакого единого процесса познания? есть множество удачных или неудачных гипотез, позволяющих решать те или иные задачи в определенном отрезке времени. И не более.



Идея о том, что мир един, возобладала в древней греции. Она толкнула ученика аристотеля александра македонского на воинские подвиги ради объединения всех народов в одно государство. Потом была римская империя. Потом священная римская империя. Империя наполеона в xix веке. Третий интернационал ленина- троцкого и третий рейх гитлера. Цели и средства этих глобальных систем были различны, но все они исходили из глобальных идей, из веры, что мир един и нечего выкаблучиваться, изобретая для каждого народа свой третий путь.



Сегодня глобализм аристотеля-македонского - это идея единой европы и единых общечеловеческих ценностей от нью-йорка до пхеньяна. Однако самые благие общечеловеческие цели и построения не срабатывают даже в крошечной югославии, распавшейся на нежелающих ничего друг о друге знать албанских мусульман, католических хорватов и православных сербов. Никак не срабатывает общечеловеческая модель даже внутри отдельных конфессий. Никакими силами не соединить шиитов и суннитов, православных под юрисдикцией украинского филарета и православных на той же украине под юрисдикцией московской патриархии. Конфликт между католиками и протестантами в северной ирландии, практически не имеет решения. Не удается наладить даже видимость нормального диалога между католиками и православными. Нет даже намека на цивилизованный и доброжелательный диалог между атеистами и верующими. Даже в экономике нет и намека на дружеский научный диспут между гайдаром и шмелевым. А в медицине? попробуйте примирить аллопатов с гомеопатами. Получится только драка.



Так есть ли все-таки объективное единое человеческое знание или это мечта создателей энциклопедии в xviii веке, с которой в xxi веке надо проститься раз и навсегда, мужественно взглянув в лицо реальности?



"гуманизм" и "глобализм" в сегодняшней россии ругательные слова. Почему так получилось? да потому что на фоне рейдов басаева, радуева и хаттаба все разговоры о прогрессе и гуманизме выглядят вечерней сказкой для самых маленьких.



И все же я рискну примкнуть к последователям энциклопедистов. Моя вера в единый процесс познания, в общечеловеческие ценности и в прогресс зиждется на элементарном стремлении живого быть живым, а не мертвым.



Фундаментализм везде упирается в тупик, потому что противоречит жизни. Вернее, с нею несовместим. Во что превратился афганистан? чем стала северная корея? вряд ли нужно отвечать на эти вопросы. Замкнутость и фундаментализм - это смерть. Глобализм при всех своих недостатках привел даже самые отсталые страны к свободе и процветанию. Разумеется, у глобализма есть свои гримасы и пароксизмы. Когда в исландии исландская сельдь становится дефицитом, а в греции в дельфах в таверне нельзя выпить кофе по-гречески - это, конечно, соскок в никуда. Когда в россии по всем восьми каналам показывают только голливудские боевики или назидательные сериалы - это явный сбой и путь не в ту сторону.



Однако выход из этого тупика не в запрете на "макдоналдс", а в поисках золотой середины.



Единое знание существует. Доказательство тому постоянный рост количества информации, накопленной человечеством. Другое дело, что знание - это не панацея и даже не сила, а всего лишь новая возможность для человечества. Чем больше знания, тем больше возможностей. А соотношение добра и зла остается неизменным. Зло не может победить, потому что жизнь, несмотря ни на что, продолжается, а добро остается непобежденным по той же причине.



Константин кедров .




Другие статьи в литературном дневнике: