Сеодня третья годовщина Андрея Вознесенского

Кедров-Челищев: литературный дневник

Еще в 1998-ом Андрей Вознесенский написал пророческую поэму. В ней описан ураган пронесшийся над Москвой. Такой же ураган пронесся над столицей во время его отпевания в МГУ на Б. Никитской в Храме Св.Татьяны. Но в 1998-ом мы еще не знали о таком завершении. Я с увлечением и радостью написал эссе «Белый Урагангел Андрей Вознесенский» Новая поэма Вознесенского называется «Гуру урагана». Русская поэзия ищет новые пути в XXI век, в III тысячелетие. Некоторые ушли так далеко, что читатель их давно уже не видит, не слышит. Андрей Вознесенский всегда на виду, потому что ушел дальше всех. В этом парадоксе судьба поэзии. Поэт уходит дальше, чтобы быть ближе. «Инаугурация измученных костей» дома Романовых прошла под прелюдию Урагана. «Где ж ты, белоснежный гуру благодати? Черный Урагангел, не возвратись!»
Новая поэма вобрала всю энергию черного урагана, чтобы вернуться к читателю «белым Урагангелом».
Это продолжение ураганной поэмы Блока, где из вихря пурги появляется белоснежный Христос.
«Новорусскодевичье» кладбище отдало своих мертвецов: Дуб Емельян Тимофеевич, Плющ Александр Сергеевич, Тополь Виктор Платонович, Ель Елена Владленовна. А дальше целая вакханалия восставших из земли имен:
Берестов Валентин Археологович, Щепкина-Купер Вера Инберовна, Симонов Монастырь Рубенович.


И крестик горизонтально,
как ключик, в небе торчит.
Печаль его золотая
поломана. Вход закрыт.


Для будущих поколений Вознесенский останется такой же загадкой, как и для современников. Понятная поэзия — это все-таки не совсем поэзия. Хоть похожа на поэзию, только все же не поэзия. Золотой ключик горизонтального крестика, вставленный в небеса, может, и повернется, но не каждому откроется небесная дверь. Чудо Вознесенского в том, что каждый его образ можно увидеть. Он поэт говорящего зрения. После него все поломанные кресты в куполах становятся ключами к небу, и ничем другим быть не могут.




Другие статьи в литературном дневнике: