Интервью

Кедров-Челищев: литературный дневник

Константин Александрович, добрый день. Начинаю отправлять вопросы. 1. Ваше мнение - почему картина Павла Челищева была продана на аукционе за рекордную сумму, оставив позади работы Дали? 2. Ваша трактовка картины Концерт. 3 какие работы Павла Челищева, кроме Феномены, есть сегодня в России? 4. Известно ли Вам, что покажут в К Gallery на грядущей выставке в 2018? 5. Будет ли там что-то из Вашей коллекции? ( это, если Вы не боитесь рассказывать об этом, часто коллекционеры предпочитают не "светиться" в прессе). 6. Расскажите, пожалуйста, немного о роде Челищевых, о том, как Вы узнали о своём двоюродном деде. 7. Павла Челищева любят сравнивать с Дали и Босхом. Насколько это правомерно, на Ваш взгляд. Согласны ли с формулировкой " мистический сюрреалист'? 8. О том, что Вы сделали для возвращения памяти о нем.
Буду признательна за ответы. Можно прислать сюда. А можно на адрес arsenevaz@mail.ru
Ещё один вопрос: как Вы думаете, Ваш поэтический дар и страсть к философии - не унаследованы ли от Павла Челищева?
Пт 18:22
1. Ваше мнение - почему картина Павла Челищева была продана на аукционе за рекордную сумму, оставив позади работы Дали?


Ну во первых картины Павлика (так называют у нас в семье моего двоюродного дедушку) не только философичны, но, прежде всего поэтичны, лиричны. Дали лиричность и поэтичность не свойственны. Он отчасти уже не только сюрреалист, но и постмодернист. Павлик глубоко религиозен, мистичен и самоироничен. Есть в нйм и глубинный трагизм. Тут дело не только в подлинности и первичности, но и в глубокой душевной ранимости гения. оторванного насильно от всего, что так ему дорого. От родной, вернее родовой Дубровки, от родного отца, от сестёр с которыми протекало детство, от Родины. Все персонажи картины по сути дети, которых насильно выкинули из Рая. Мыльный детский пузырик мироздания вот-вот лопнет. Всё хрупко, всё уязвимо. От картины исходит свежесть чувства, которой у великого изобретателя Сальватора нет и быть не можт, Дали заимствовал у Павлика все приемы, именно, как приемы. У Челищева нет даже намека на самодовольство и эстетическую сытость. Гертруда Стайн даже упрекнула его в нерешительности. Да будь он решителен, как весь ее гениальный салон, не был бы, вернее не стал бы великим русским художником на чужбине. Вот эта ранимость и уязвимость прямо-таки притягивает к этой картине. Тут не выдумка, не прием, не стилизация, а подлинная метафизика чувства, которая и свела Павлика в могилу. Он погиб от неразделенной любви. В чём-то Чедищев здесь близок к другому гению Владимиру Набокову.
2. Ваша трактовка картины Концерт.
Отчасти я уже начал отвечать на этот вопрос, но с удовольствием продолжу. В руках у клоунов, постоянных персонажей картин Челищева некая путаница веревок, которую я помню и в своих детских играх. Нити Парки, всех связующие и одновременно разьединяющие. Я бы сказал это зримый любовный треугольник, спроецированный в иную неэвклидову геометрию. Мой прапрадед-отец Павлика защитил на отлично диплом по математике в МГУ и очнь увлекался Воображаемой геометрией Лобачевского. Концерт подразумевает прежде всего гармонию. И она в этой картине найдена. Это конечно музыка очень сложных и очень запутанных чуств. Клоуны на арене всегда уязвимы-это не актёры, а именно клоуны.Ими кто-то всегда играет.


3 какие работы Павла Челищева, кроме Феномены, есть сегодня в России?
Ну во первых картины из наследства, которое мне передала сестра Павлика Мария Фёдоровна Челищева (Клименко) в 1972-ом году. Это прежде всего автопортрет маслом и портрет в булыжном стиле Эдит Ситуэл.Кроме того там много графических работ черной и коричневой тушью. Клоуны, акробаты цветы, не менее полусотни работ. Их приобрел у меня ленинградский колекционер режиссер Шустер в 1967-ом году.
Кроме того я передал тогда же Русскому музею пастели Павлика 1914-го года. Они даже слегка осыпались, как пыльца с крыльев бабочек. Очень красивые работы с видами нашего родового имения Дубровки Калужской губернии Жиздринского уездв. Там два портрета сестер:моей бабушки Софьи и Марии, с которой Павлик очень дружил-она и передала мне эти пастели, пролежавшие в сундуке более полувека.
Есть одна картина из позднего лучевого периода-светящаяся Мандорла. Её приобрел один поклонник живописи Павлика за миллион евро лет 10 назад. Часть картин приобрела Наталья Курникова владелица галереи Наши художники.
4. Известно ли Вам, что покажут в К Gallery на грядущей выставке в 2018?
К моему величайшему сожалению ко мне никто не обращался. А жаль, как-то обидно и очень грустно.
5 Увы у меня ничего не осталось. Всё перешло к Шустеру и в Русский музей.
6 6. Расскажите, пожалуйста, немного о роде Челищевых, о том, как Вы узнали о своём двоюродном деде
В 1952-ом году из сталинского концлагеря вышла моя тётушка, сестра Павлика Мария Фёдоровна Челищева (Клименко в замужестве). Она буквально ошарашила меня рассказом о моём роде по женской маминой линии. Оказывается наш предок Михаил Бренко погиб на Куликовом поле в доспехах Дмитрия Донского под великокняжеским стягом. Услышать такое в 10 лет нешуточное потрясение. А потом бабушке Мане стали приходить от Павлика открытки и письма. Но я то по мальчишеской глупости большк интересовался иностранными марками на конвертах, не имея ни малейшего представления о живописи своего двоюродного дедушки Павлика. Переписка Павлика с моими тетушками ныне передана мной в мой фонд Константина Кедрова в РГАЛИ ф.3152. Отсидев 9 лет в лагере , бабушка Маня скупо и осторожно вспоминала детали помещичьего быта в Дубровке. Я недавно побывал там уже два раза. Сохранились деревья посаженные прадедом. отцом Павлика в 1907-ом году Сохранились два вырытые при нем пруда, выложенные листвиницей. Там чистая питьевая вода. Отец Павлика, мой прадед разводил строевой лес. К моменту ужаса 1917-го года на счету
его в российских банках лежало 7 миллионов.Праправнуки и праправнучки жителкй Дубровки сохранили очень тёплые воспоминания о Фёдоре Сергеевиче переданные им дедушками и бабушками. Фёдор Сергеевич одаривал все крестьянские малоимущии семьи деньгами на покупку коровы. Если корова погибала, он обязательно возмещал утрату. Все жители были обеспечены работой на ягодных грядках и в лесном хозяйстве. Ленин пришел в дикую ярость, получив от крестьян просьбу оставить барина лесником. Всех выселили в течении 24-х часов. Маме моей было 2 года. В 1919-ом она осиротела. И дед и бабушка Софья погибли. А история с лесником аукнулась самым неожиданным образом в моей биографии и судьбе. После того , ка пришедшие из Парижа картины были доставлены на мой адрес КГБ взяло меня на заметку. Результат-дело оперативной проверки "Лесник" по статье-антисоветская пропоганда и агитация. Меня отстранили от преподования в Литинституте и я был лишен возможности куда-нибудь устроится и хоть что-то заработать на жизнь -в результате и пришлось расстаться с бесценным наследством. Работу я получил только после августовского путча. Стал литобозревателем "Известий"
7. Павла Челищева любят сравнивать с Дали и Босхом. Насколько это правомерно, на Ваш взгляд. Согласны ли с формулировкой " мистический сюрреалист'?
Ну сравнивать надо Дали с Челищевым, а не Челищева с Дали. Просто потому , что Челищев открыл сюрреализм в живописи на 10 лет раньше. Какое -то веяние именно веяние Босха есть , разве что в Феномене. Остальные картины, кроме сугубо личных эротических являются по сути своей герметическими иконами. Термин "мистический сюрреализм" я придумал, чтобы хоть как-то обозначит своеобразие открытий Павла Челищева. Сам он причислял себя к "новым романтикам", а в переписке, которая хранится в моем архиве в РГАЛИ Павлик пишет прежде всего о новой перспективе, идущей на ссмену перспективе Леонардо. Он называет это "ангелической перспективой".Суть её в том, что взгляд сверху, снизу, со всех сторон, изнутри -снаружи и, что особенно важно-снаружи внутрь-совмещены. Я обозначил это сначала
термином-выворачивание, а позднее словом "инсайдаут".
8. О том, что Вы сделали для возвращения памяти о нем.
В 1999году в своей книге "Метаметафора" я впервые смог опубликовать отрывки из переписки Павлика с моими тетушками об этой ангелической перспективе. Реакция нулевая. Гробовое молчание. Когда в 2002-ом я неумело стал осваивать компьютер и интернет, там на имя "Павел Челищев" в посковике высыпал только "Сергей Челищев" -"Бандитский Петербург". Тогда же в издательстве АиФпринт вышла моя книга "Паралельные миры" с главой о Павле Челищеве и его открытия "Как рождаются Ангелы". И снова, несмотря на пятитэсячный тираж гробовое молчание. Наконец в середине 2000-х я рассказал галеристке и искуствоведу, а также теле и кино режиссёру и продюссеру Нине Зарецкой о своём двоюродном дедушке и нашем роде. Прошло два года и тут Нина, живущая в Нью -Йорке встретилась с моими кузенами : кинооператором Марком Челищевым и архитектором Андреем Челищевым. И закипела работа. Вместе с Ниной мы написали сценарий фильма "Нечетнокрылый Ангел" Отсняли его в Москве и в Нью-Йорке и в 2007-ом состоялась премьера на канале ТВ Культура.После фильма стало оживать интернет-пространство. Но по-настоящему Павликом заинтересовались только тогда, когда лет пять назад на Сотбисе автопортрет, который много лет висел над моей кроватью пока не перешел к Шустеру был оценен в 250 тысяч евро. Теперь нет недостка вниания, но есть недостаток понимания.
как Вы думаете, Ваш поэтический дар и страсть к философии - не унаследованы ли от Павла Челищева?
Ну мои термины: метаметафора, выворачивание, инсайдаут напрямую связаны с его ангелической перспективой.
Моя первая метаметафора в 1960-ом году звучит так
я вышел к себе
через-навстречу-от
и ушел ПОД
воздвигая НАД
Конечно нас связывет глубинное духовное и душевное метафизическое родство.Тем более, что Павлик утверждал, что своей картиной Каш-Каш в 1942-ом году он вызвал меня на свет.Он даже утверждал, что младенец летящий из дупла-чрева навстречу зрителю-это и есть я.Дело в том что дубровская ветвь Челищевых , несмотря на обилие дочерей оставалась бесплодной, а тут можно сказать под бомбами родился я.
Вот моё стихотворение натему картины Павлика об этом



В это время змея сползающая с откоса в мазуте
оставляет кожу на шпалах как шлейф Карениной
В это время в гостиную вваливается Распутин
и оттуда вываливаются фрейлины


Все охвачено единым вселенским засосом
млечный осьминог вошел в осьминога
Двое образующих цифру 8
друг из друга сосут другого


Так взасос
устремляется море к луне
Так взасос
пьет священник из чаши церковной
так младенец причмокивает во сне
жертвой будущей обескровлен (1978)



Другие статьи в литературном дневнике: