Антагонизм русских и западных традицииВ чем русская национальная идея и образ будущего? Часть 3. Антагонизм русских и западных традиции В России ; с коллективистской формой идентичности, а на Западе ; с индивидуалистской. Западной свойственен культ личного богатства, а русской ; культ достатка. И не просто так родившаяся на Западе коллективистская идеология коммунизма нашла благодатную почву в русской цивилизации. Базовые традиционные ценности двух цивилизаций представляют из себя следующее. Русские традиционные ценности: - коллективистский культурный код - главенство общественного (соборности) над индивидуальным - тяга к социальной справедливости и социальному государству, сверхценность государства - ограничения свободы ради общественных интересов - отсутствие сакрализации частной собственности - приоритет служения над владением, власти над собственностью - главенство справедливости над законом - культ взаимопомощи - патернализм и героический тип культуры Западные традиционные ценности: - индивидуалистский культурный код - культ личного успеха и превосходства - приоритет прав индивида над правами общества, отсутствие обязательств перед обществом - абсолютизация свободы как высшего блага - сакрализация частной собственности - приверженность установленным правилам и законам - главная ценность – богатство, потребительство и получение прибыли - освобождение от все форм коллективной идентичности Невооруженным глазом видно, что традиционные ценности народов двух цивилизаций диаметрально противоположны и эти народы принципиально не могут интегрироваться. В их культурные коды заложены никак не совместимые коллективизм и индивидуализм, обуславливающие мировоззренческий антагонизм народов, которые обречены противостоять друг другу. В связи с разными концепциями организации общественной жизни и разным целеполаганием народов двух цивилизаций между ними всегда было соперничество за влияние в мире и жесткое нарастающее противостояние, нередко выливавшееся в кровопролитные войны. Россия является носителем и бастионом альтернативных Западу цивилизационных ценностей, отсюда и стремление Запада любыми путями покорить и подчинить себе русскую цивилизацию, предложившую миру другой образ мироустройства. Русские традиционные ценности предполагают другой путь развития на основе коллективных форм социальной организации и другого образа жизни, не на индивидуальном потребительстве, а на созидании духовных и материальных благ в интересах общества и личности. В этом и заключается инаковость России как бастиона отличных от Запада цивилизационных ценностей. Национальные общности, проживающие в русской и западной цивилизациях, принципиально отличаются национальной идентификацией и национальным самосознанием. Национальная идентификация предполагает осознание этносами своей приобщенности к конкретной национальной группе, а национальное самосознание характеризуется совокупностью идеалов, культурных норм, мировосприятием и социальными идеями национальной общности. Поскольку национальное самосознание народов этих цивилизаций принципиально отличается, они никак не могут интегрироваться. В связи с этим либерализм неприемлем для русского человека. Еще Данилевский писал, что в русской жизни гармония проходит через испытание, преодоление, самопознание, а в западной ; через удовольствие, богатство, наслаждения. Русская система ценностей в связи с коллективистской формой социальной организации общества предполагает путь развития не на основе западного индивидуального потребительства, а на базе созидания благ в интересах общества и личности как его части, главенства общих интересов над индивидуальными, противодействия проповеди свободы как абсолюта. Борьба русских и либеральных мировоззренческих ценностей – это борьба коллективизма с индивидуализмом. Западная цивилизация построена на стремлении покорять «неверных» и обращать их в свою веру, а русская (со своим имперским шаблоном) ; не покорять, а в основном инкорпорировать в свою среду другие народы с сохранением их традиций, культуры, религии и уклада жизни. В русской традиционной культуре ; культ сочувствия, сопереживания и взаимопомощи, а в западной ; культ превосходства, личного успеха и подавления ближнего. В этой связи идеи либерализма неприемлемы для русского человека, поскольку они ведут к социальному неравенству и несовместимы с социальным государством, отсюда неприятие либерализма и тяга к справедливости и социальному государству. Для русского человека высшая ценность – справедливость и вытекающее отсюда чувство собственного достоинства, не допускающее своего унижения и не унижающее другого. Попытки российской элиты в разные исторические периоды ; от Петра I до современности ; интегрировать Россию в западную цивилизацию не получали и не могли получить поддержки в обществе и заканчивались провалом, поскольку мы слишком разные. В современной России попытки либералов вновь интегрировать Россию в Европу безуспешны. При этом следует отметить, что экзальтированная часть общества под воздействием либеральной пропаганды все-таки теряет свое русское самосознание, но перекодировать русский культурный код у всего народа невозможно, он всеми фибрами души сопротивляется идеологическому насилию. Примат частной собственности и индивидуализма не стал сакральным для большинства и навязываемый элитой либеральный дискурс не поддерживается обществом и категорически отвергается. Это еще раз подчеркивает, что концепция развития русской цивилизации ни в коей мере не лежит в плоскости интеграции с западной цивилизацией, мы с ними непримиримые конкуренты и можем развиваться, только соперничая друг с другом. Россия ; одна из мировых цивилизаций, выстоявшая в жестоких столкновениях с другими цивилизациями, и ее будущее в самостоятельном развитии на основе русских цивилизационных ценностей.
|