Троица

Нина Шендрик: литературный дневник

Троица


Гудящий благовест к молитве призывает,
На солнечных лучах над нивами звенит;
Даль заливных лугов в лазури утопает,
И речка на лугах сверкает и горит.


А на селе с утра идет обедня в храме;
Зеленою травой усыпан весь амвон,
Алтарь, сияющий и убранный цветами,
Янтарным блеском свеч и солнца озарен.


И звонко хор поет, веселый и нестройный,
И в окна ветерок приносит аромат -
Твой нынче день настал, усталый, кроткий брат,
Весенний праздник твой, и светлый, и спокойный!


Ты нынче с трудовых засеянных полей
Принес сюда простые приношения:
Гирлянды молодых березовых ветвей,
Печали тихий вздох, молитву - и смиренье.


Иван Бунин. 1893 г.



Дмитрий Кондрацкий


И вторя вслед пророку Иоилю
Вдруг хлынул дождь с небесного порога
Как будто подтверждая:"в силе, в силе
Любое обещание от Бога"
И молнии размашисто писали
На тучах почерневших, как на свитках:
"Всё то, что Богом мыслилось в начале
Созреет в срок и даст плоды с избытком"
И праздный люд, гуляющий в нарядах
Боясь грозы, бежал под своды храма
Как всякий раз, когда уж очень надо
Дитя, перепугавшись, ищет маму
А там как будто грома отголоском
Звучал напев не страшный, а чудесный
И пели люди с ветками березки
Забытое с трудом:"Царю Небесный..."



Коленопреклоненные молитвы, читаемые в храме на Троицу( Перевод на русский язык. Молитва первая. Отрывок ) :
..." Вот и ныне, услыши и помяни нас, смиренных и осужденных, молящихся Тебе, Господи, и освободи из (греховного) плена души наши ради милости Твоей. Прими нас, припадающих к Тебе и взывающих: мы согрешили. От рождения — мы Твои, Господи, от чрева матери нашей — Ты Бог наш.


Но как жизнь наша проходит в суете, то лишились мы Твоей помощи и стали безответны. Надеясь же на щедроты Твои, зовем: не помяни грехов юности и неведения нашего, и от тайных наших очисти нас, и не отвергни нас во время старости, когда оскудеет крепость наша, не остави нас.


Прежде чем мы возвратимся в землю, сподоби к Тебе возвратиться и услыши нас по Твоей благости и благоволению. Беззакония наши измерь мерою щедрот Твоих, противопоставь бездну сих щедрот множеству согрешений наших. Воззри с высоты Твоей, Господи, на предстоящих людей Твоих, ожидающих от Тебя богатой милости.


Посети нас по Твоей благости, избави нас от насилия диавола, укрепи жизнь нашу святыми Твоими и священными законами.


Ангела, верного хранителя, пристави людям Твоим. Всех нас собери в Твое царство.


Прости уповающих на Тя, остави им и нам грехи, очисти нас действием Святого Духа Твоего, разруши вражьи козни против нас.


Благословен Ты, Господи, Владыка Вседержитель, просветивший день светом солнечным и ночь осветивший сиянием луны!


Удостоивший нас пройти течение дня и приблизиться к началу ночи. Услыши моления наши и всех людей Твоих и, простив всем нам вольные и невольные грехи, прими наши вечерние молитвы и ниспошли на людей Твоих множество милостей и щедрот Твоих.


Защити нас Твоими святыми ангелами, вооружи нас оружием правды Твоей, огради нас истиною Твоею, сохрани нас силою Твоею, избави нас от всякой напасти и всякого навета лукавого...."



«О братия, как радуется Дух Святый радостью неизглаголанною, когда обретет чистые и открытые души, жаждущие Его! С радостным шумом Он вселяется в них и одаряет их своими богатыми дарами. Как огонь, входит Он в них, дабы попалить и последние ростки греха; как свет – дабы осиять их незаходимым светом небесным; как теплота – дабы согреть их Божественной теплотою любви, которой согреваются бессмертные воинства ангельские во Царствии Божием. («Как светильник, хотя и елеем полон, и фитиль имеет, но если не зажжен огнем, остается весь темным: так и душа, по-видимому украшенная всеми добродетелями, если не сделается причастною света и благодати Святаго Духа, есть еще погашенная и омраченная, и дела ея еще нетверды; ибо надобно, чтоб они были обличены и явлены светом (Еф.5:13)». Прп. Симеон Новый Богослов. Слово 59). Даром языков наделил Он апостолов как первым даром Своим, более всего им в то время потребным. Но позднее Он, опять же в соответствии с потребностями служения апостольского, изливал на них и иные дары: дар чудотворения, дар пророчества, дар рассуждения, дар слова, дар терпения, дар внутреннего мира, дар непоколебимой веры и надежды, дар боголюбия и человеколюбия. Обильно и радостно раздавал Дух Святый дары сии не только апостолам, но и их преемникам, и всем святым Церкви Христовой доныне, в соответствии с потребностями и чистотой человеческой...»


Святитель Николай Сербский (Велимирович)


Если мы чувствуем в себе благодатью Божией любовь к людям, любовь к ближним, даже оскорбляющим и унижающим нас, то значит Дух Святой коснулся нашего сердца…
Если мы чувствуем настоящую веру, а это бывает в нас – не часто, но бывает, если чувствуем благость, то есть доброе, хорошее, искреннее, заботливое отношение к людям, любовь, мир, радость о Боге, что бы ни происходило в нашей жизни, – это не значит, что мы исполнены Святого Духа. А это значит, что Дух Божий коснулся нашего сердца.


Архимандрит Тихон (Шевкунов)



Троица: исполнение всего совершенного Христом
ПРОТОПРЕСВИТЕР АЛЕКСАНДР ШМЕМАН | 23 МАЯ 2009 Г.
“Праздник сошествия Святого Духа”. Произносишь эти привычные с детства, знакомые слова, и вдруг поражаешься им: словно услышал их в первый раз. Да, с детства знаю, что через десять дней после праздника Вознесения, и значит — через пятьдесят дней после Пасхи, искони праздновали и празднуют христиане сошествие Святого Духа, по церковному его названию — праздник Пятидесятницы, а по народному, бытовому — Троица, Троицын день. В этот день с незапамятных времен убирали и украшали церкви зеленью, ветками, а церковный пол устилали травой… В день же праздника, на торжественной вечерне, стояли люди с цветами в руках.


Таким вошел этот праздник и в народное сознание, и в родную литературу — как некое солнечное, светлое торжество, как праздник цветения, как некая радостная встреча с Божьим миром во всей его красе и благодатности.


Все религии — и среди них самые древние, самые первобытные — знали праздник летнего цветения, праздник первых всходов, плодов, растений. Если в ветхозаветной религии Пасха была — праздником весеннего воскресения мира и природы, то Пятидесятница — праздником перехода весны в лето, праздником победы Солнца и света, праздником космической полноты.


Но в Ветхом Завете этот фактически общечеловеческий праздник приобретает новое значение: он становится ежегодным воспоминанием восхождения Моисея на гору Синай, где в некоей несказанной, мистической тайне явился ему Бог и заключил с ним Завет и дал ему Заповеди, и обещал спасение. Религия, иными словами, перестала быть только природой и стала началом истории: Бог открыл Свой закон, Свои заповеди, Бог раскрыл человеку Свой замысел о нем, Бог указал человеку путь. Весна, лето, вечный природный круг — сделались знаком и символом не только природы, но и духовной судьбы самого человечества и ему заповеданного возрастания в полноту знания, жизни и совершенства… И наконец, в самый последний период Ветхого Завета праздник этот стал — в учении и прозрениях пророков — праздником, обращенным к будущему, к последнему торжеству Бога в Своем творении. Вот как говорит об этом пророк Иоиль: “И будет в последние дни — излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь излию Духа Моего. И покажут знамения на небе и на земле… прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется…”


Итак — праздник природы и космоса, праздник истории как раскрытия воли Божией о мире и о человеке, праздник будущего торжества, победы Бога над злом, наступления великого и последнего “дня Господня”… Все это надо знать или вспомнить, чтобы понять, как переживали, воспринимали и праздновали праздник Пятидесятницы первые христиане, почему стал он одним из главных христианских праздников.



Именно с описания того, что произошло через пятьдесят дней после Воскресения Христа, через десять — после Его Вознесения на небо, начинается книга Деяний Апостольских, посвященная истории первых христиан, самого первого распространения христианства. Начинается она со слов Христа, сказанных Им перед Вознесением: “Не отлучайтесь из Иерусалима, — сказал Христос, — но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня…”


И вот, через десять дней, по рассказу Евангелиста Луки, “при наступлении дня Пятидесятницы, все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им говорить…”


Видевшим это и недоумевавшим апостол Петр объяснил смысл совершавшегося словами пророка Иоиля, которые я только что цитировал. “Это то, что предрек пророк Иоиль, — сказал он, — и будет в последние дни, излию Духа Моего на всякую плоть…”


Итак, для христиан праздник Пятидесятницы — это исполнение всего совершенного Христом. Христос учил о Царстве Божием: и вот оно раскрылось! Христос обещал, что Дух Божий откроет Истину — и вот это совершилось. Мир, история, время, жизнь: все освещено последним светом, все наполнено окончательным смыслом. Начался в мире последний и великий день Господень!


Протопресвитер Александр Шмеман.



Другие статьи в литературном дневнике: