Страстная седмица с 29. 04 по 4. 05 2013 г.

Ольга Ролич Брестчанка: литературный дневник

«Грядый Господь на вольную страсть, нашего ради спасения...» (страсть - страдания). Эти слова, начиная с вечерни в Вербное воскресенье, будут звучать всю эту неделю в Церкви.
За церковными службами Страстной недели будут вспоминаться события последних дней земной жизни Христа и ветхозаветные прообразы Его жертвы. Все дни Страстной седмицы называются Великими и проводятся в строгом посте.


Великий Понедельник.
Из евангельских событий в этот день Святая Церковь воспоминает иссушение бесплодной смоковницы. Под смоковницей понимается всякая душа, не приносящая плода покаяния. Читается также притча о неправедных виноградарях, убивших сначала слуг своего господина, а потом и самого сына хозяина.


Великий Вторник.
Содержание службы вторника заимствовано из притч о десяти девах (где под елеем подразумевается совершение благих дел), о талантах и из продолжения положенного в понедельник повествования о втором пришествии Христовом.


Великая Среда.
День предания Иисуса Христа на смерть. В эту ночь совет первосвященников, книжников и старейшин решил взять Иисуса Христа хитростью и убить. В то время как в Вифании, в доме Симона прокаженного, некая жена «грешница» возлила на главу Спасителя драгоценное миро, чем предуготовила Его на погребение.
В последний раз совершается Литургия Преждеосвященных даров и прекращаются - до дня Святой Троицы - земные поклоны (кроме поклонов у Святой Плащаницы), творимые при молитве святого Ефрема Сирина.


Великий Четверток. Воспоминание Тайной Вечери.
В этот день Иисус Христос послал Своих учеников - Петра и Иоанна в Иерусалим приготовить Пасху. Умыв ноги своим двенадцати ученикам, Иисус Христос совершил Пасху сначала по закону Моисееву, а потом установил Пасху новую - великое таинство святейшей Евхаристии.
В этот день в кафедральных храмах Архиереем совершается чин Умовения ног.
И каждый год в этот день Патриарх освящает миро (миром помазуют в таинстве Крещения).
Вечером в четверг совершается утреня Великого Пятка. Главная особенность ее составляет чтение 12-ти Евангелий, то есть двенадцать евангельских отрывков, повествующих о страданиях Христовых. При каждом чтении предстоящие в церкви зажигают свечи.


Великий Пяток. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа.
Литургии в Великую Пятницу не бывает. Каждый момент жизни Спасителя в этот день ознаменован отдельной службой в церкви. Время взятия Спасителя в саду Гефсиманском и осуждения Его на страдания и смерть - богослужение утрени. Время ведения Спасителя на суд к Пилату - богослужение первого часа. Время осуждения Господа на суде у Пилата - совершением третьего часа. Время крестных страданий Христа - шестой час. Время смерти - девятый час. Снятие тела Христова со креста - вечерняя служба.
За Вечерней, которая часто совершается днем, совершается “Вынос Плащаницы” (плата с изображением Христа, лежащего во гробе), которую полагают в центре храма для поклонения.


Великая Суббота.
Святая Церковь вспоминает погребение Иисуса Христа, сошествие Его во ад, пребывание на престоле с Отцом и Духом — и предвещает будущее Воскресение Христово.
Утреня Великой субботы обычно служится в пятницу вечером. Поется погребальное пение. После канона под пение «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный...”» совершается чин погребения Спасителя - шествие с Плащаницей вокруг храма. Народ с зажженными свечами следует за Плащаницей под колокольный звон.
Утром в Великую Субботу совершается литургия Василия Великого. Днем в храмах начинают освящать куличи, крашеные яйца, пасхи, мясо — все, что украсит затем изобильный пасхальный праздничный стол.
Вечерня Великой Субботы служится вместе с литургией и уже принадлежит к Воскресению Христову.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 29.04.2013. Страстная седмица с 29. 04 по 4. 05 2013 г.
  • 11.04.2013. ***