Женщины в тантрическом буддизме

Иси До Ра: литературный дневник

Миранда Шо - Страстное просветление. Женщины в тантрическом буддизме


Существуют многочисленные свидетельства о том, что женщины принимали активное участие в развитии Тантры.В теории Тантры выдвигается идеал сотрудничества, таких отношений между мужчинами и женщинами, которые направлены на освобождение.Женщины в тантрических традициях могут быть
учителями (гуру)и исполнять ритуалы посвящения, а в некоторых тантрических линиях передачи, полученные от женщин-гуру, считаются даже более ценными.Кроме того, утверждают, что от тантристов-мужчин требуется уважать, почитать женщин и ритуально им поклоняться. Принимая во внимание обычно высокий статус женщин в тантрических сообществах, некоторые индийские ученые предполагают, что Тантра (как индуистская, так и буддийская)происходит от жриц и шаманок матриархальных родовых и деревенских общин."Будды повелевают тебе служить Восхитительной женщине, что будет тебе опорой.Мужчина, нарушающий это повеление,
глупец, который не обретет просветления."(Чандамахарошана-тантра}


Индийское мировоззрение не является отражением западных ценностей, а включает в себя глубокое уважение и почитание магических способностей и божественных сил, таящихся в женщине. Это почитание особенно характерно для частично совпадающих друг с другом мирон Шакты и Тантры, в которых обитают дэвадаси и женщины буддийской Тантры.Я утверждаю, что буддийская Тантра предлагает модель не эксплуатации, а взаимодополняемости и обоюдности. Тантрические тексты не предлагают узаконить угнетение женщин или использование их в сексуальном плане
, а, наоборот, побуждают видеть в женщине опору, источник духовной силы. Женщины обладают способностью допускать события или не допускать их; они использовали символы и толкования, исполняли и вводили в обиход новые ритуалы и практики медитации, были писателями и учителями, знатоками духовных вопросов и просветленными наставниками.


Женщин буддийской Тантры и их божественных сестер часто называют дакини, что можно перевести как «танцующая в небе» или «упирающаяся свободой пустоты». Как
свидетельствует их название, они не оставляют после себя проторенных путей. Временами их след тает в прозрачном воздухе, куда они взмывают, пускаясь в свои просветленные приключения, но порой этот след остается в густой чаще древних текстов, среди хитросплетений тибетской истории и духовных традиций или на пылающих углях костров славы их знаменитых учеников. Следы женщин буддийской Тантры подчас неясны, загадочны, даже скрыты и замаскированы, но доступны каждому, кто обнаруживает, где их искать. Найденные же, эти следы сияют, оживляют и побуждают — ведь они подают своим искателям знаки из простора безграничной, как небо, свободы.


Буддийская Тантра и шактизм (почитание богинь) сходятся в подчеркнутом внимании к женским божествам и женщинам как воплощениям женского божества. Оба течения проявляют склонность видеть вселенную как порождение созидательной
способности женщин, рассматривать женственность онтологически первичной, а мужественность производной и зависимой; для них также характерно почтительное отношение к женщине в социальном и ритуальном контекстах. Тексты буддийской Тантры включают в себя фрагменты жанра, иногда называемого «восхваление женщин»
, в котором провозглашаются достоинства женственности. Эти фрагменты не имеют прямых прецедентов в более ранней буддийской литературе, но являют собой отголоски текстов индуистской Тантры и шактизма, обнаруживая близость к миру культуры шактизма. В текстах буддийской Тантры и шактизма имеются аналогичные места, настаивающие на уважении к женщинам и содержащие угрозы и порицание в адрес тех, кто нарушит этот непреложный наказ.Буддийские тантристы также разделяли с индуистскими тантристами практику почитания женщин(стрипуджа: strlpuja, также называется «тайное почитание», или гухьяпуджа (guhyapuja).


Будды повелевают тебе служить Восхитительной женщине, что будет тебе опорой. Мужчина, нарушающий это повеление, - глупец, Который не обретет просветления.
—Чандамахарошана-тантра}Духовная жизнь женщин раскрывается в свете представлений о женщинах, о природе и значении женственности. Представления и отношения, формирующие восприятие женщинами самих себя, —например, символическое
содержание и истолкование их религиозных практик—столь же важны, как и
материальные предметы, которыми они оперируют, и физические действия, которые они выполняют.Представления о женщинах нетрудно найти в тантрической литературе, особенно в биографических произведениях, и в текстах йогини-тантры. Эти представления выражены в форме четко высказываемых положений, определений,
применяемых в отношении женщин-практикующих, и описаний взаимодействия мужчин и женщин. В тантрических текстах выражается глубокое и тонкое метафизическое понимание женского воплощения. В них вырисовывается образ духовно независимых и могущественных женщин, внушающих чувства благоговения, восхищения, уважения и преклонения перед ними.


Женские образы, появляющиеся в тантрической литературе, в первую очередь рисуют
женщин как самостоятельных духов¬ных подвижниц. Эти поразительно независимые женщины иногда смотрят на мужчин гордо и свысока, а иногда активно взаимодействуют с ними как с духовными соратниками.Объединяя силы с мужчинами,
женщины становятся духовными союзницами и чтимыми учителями, мистическими спутницами и даровательницами магических сил и просветления. Мужчины же предстают не как владыки женщин, а как просители, возлюбленные или духовные сыновья и братья. Тантрические тексты не характеризуют женщин с точки зрения их отношения к мужчинам, но дают определение тантристам как мужчинам, имеющим особые взаимоотношения с женщинами.Женщины не нуждаются в одобрении мужчин для
своего участия или продвижения в традиции Тантры, продвижение же в Тантре мужчины знаменуется стадиями его взаимоотношений с женщинами. Необходимое условие его просветления — должное почитание женщин.Поскольку женщины — это незаменимые союзники мужчин на пути Тантры, мужчины-практики должны стараться их найти и снискать их благосклонность.Согласно Чакрасамвара-тантре:Мои вестницы—повсюду;Они даруют все духовные достижения Взглядом, прикосновением,
поцелуем, объятием.Наилучшее место для йогинов —Там, где собираются йогини;
Счастливцы обретут там Всевозможные волшебные силы...Бывает, мужчинам приходится проделать далекое путешествие, чтобы найти свои духовные половины,
дабы заняться практиками, увеличивающими блаженство, поскольку именно таков путь
, на котором они должны сотрудничать с женщинами:"Наслаждение и волшебные
силы обретают а таких местах, где присутствуют посвященные женщины (дакини: daltini).Там должен ты остаться, читать мантры, пировать и резвиться вместе..."


Очевидными свидетельствами статуса и роли женщин в традиции Тантры являются иконография и соответствующие термины. Что касается искусства, то их духовные качества отражены в нем посредством характерных отличительных признаков, таких
как изящные украшения из цветов или резной кости и короны из черепов или цветов. Женщины запечатлены или в позах радостного танца или в непоколебимых йогических позах, а руками они делают символические жесты (мудра: mudri). Они или сидят на шкуре антилопы, или носят тигровую шкуру как нательное одеяние, на
что исключительным правом обладают только опытные практики. В руках у женщин часто бывает чаша-череп (капала: kapala), из которой они пьют и в которой готовят подношение — дарующий блаженство нектар. В другой руке йогини обычно вздымают нож, украшенный резной рукоятью, и с изогнутым в форме полумесяца лезвием. Этот небольшой нож — не утилитарное оружие, а ритуальный предмет и орудие медитации для сокрушения иллюзии, всего вредоносного и всех воззрений, коренящихся в привязанности к своему «я». Тантристка может представлять, что она изрубает им в прах все вредоносные проявления и извлекает чистую, блаженную
сущность энергии, нектар, который она предлагает своим сестрам и ученикам в сияющей чаше-черепе.


Термины, используемые для обозначения женщин-последовательниц Тантры, — это исключительно почтительные титулы, отражающие их высокий духовный уровень и достижения в практике. Главные из таких терминов — йогини, дакини, вестница и героиня.Йогини означает женщину, практикующую йогу или ритуалы, существо женского рода, обладающее магическими силами, или разновидность женского божества.Термин дакини подразумевает очень точное определение, но перевести его
можно как «небесная странница», «летающая женщина» или «небесная танцовщица», что подчеркивает полет духовного прозрения, экстаза и свободы от всего мирского
, даруемой постижением пу¬стоты.Женщин-последовательниц Тантры иногда называют
«вестницы»(дути:dutl), потому что они приносят успех во всех устремлениях, как немирских, так и мирских.«Героиня»(вира.:vlra)—это отважная женщина, которая встречает лицом к лицу все опасности тантрического пути, с присущими ему психологическими поисками и радикальным отказом от всех условностей.Другой термин, который встречается в древних произведениях, — это видьядхарини (vidyadharini), «держательница знания»;он обозначает женщину, которая обладает знанием магии, ритуала и методов медитации.


Некоторые из терминов — в частности, йогини и дакини— имеют двойное значение, подразумевая и человека и божество, поскольку тантрический образ мышления предлагает скорее спектр градаций, чем резкую границу между человеческим и божественным.Продвижение в тантрической практике приносит обладание сверхъестественными силами и реализацию личного божества.Женщины,
продвинувшиеся на этом пути, внушали уважение и благоговение своими особыми способностями, и удачная многозначность этих терминов позволяет использовать их для обозначения женщины в любой точке этого спектра, начиная с неофитки и заканчивая женщиной во всей славе полного просветления.


Наиболее яркая особенность тантрической литературы, отражающая отношение к женщинам, — это неизменное их уважение и почитание. Такое уважение иногда продиктовано бесстрастной убежденностью,как в следующем отрывке из Чандамахарошана-тантры, главного тантрического текста категории йогини-тантр:
"Женщин следует почитать.Женщины — это небеса, женщины — это истина, Женщины непревзойденное пламя преображения. Женщины — это Будда, женщины — Сангха, Женщины—совершенство мудрости..."Одно из самых ранних выражений этих представлений можно найти в произведении Лакшминкары, одной из матерей-основательниц буддийской Тантры. В трактате, озаглавленном «Постижение недвойственности»,Лакшминкара выступает за такое уважение на основании того, что женщины — это воплощения женских божеств:Недопустимо чернить женщин,
какое бы место в обществе они ни занимали по рождению,потому что они — само совершенство мудрости,воплощенное в мире явлений..." Совершенство Мудрости, которое упоминает Лакшминкара,— это богиня из ранней Махаяны.Иначе именуемая Праджняпа-рамитой и Матерью Всех Будд,это женское божество воплощает
высшую истину,продолжая и поныне оставаться почитаемым в Тантре. Утверждение, что женщины суть воплощение женского божества,было для буддизма новой темой,
но в текстах Шакты и индуистской Тантры того же периода оно существовало. По-видимому,такие женщины, как Лакшминкара, взяли на себя инициативу принять эти ценности Шакты и объединить их с буддийским путем. Связывание воедино земных женщин и женских божеств явилось мощным утверждением женского начала.


В том же самом тексте Лакшминкара идет гораздо дальше простого заявления о необходимости уважать женщин и требует их ритуального почитания. То, что она ратует за такую практику, интересно с точки зрения протестующего характера ее текста.На протяжении всего своего сочинения Лакшминкара утверждает,"что внешние ограничения неприменимы к женщине, практикующей Тантру,которая может есть что угодно, делать что вздумается и идти куда пожелает..."
Несмотря на то,что Лакшминкара пренебрегает необходимостью постов,аломничеств,
повторения мантр,религиозных обрядов и выполнения ритуалов,она выдвигает твердое требование к практикам-мужчинам:"Тот,кто знает эту йогу, должен всегда почитать путем метода мудрости и искусных средств мать, сестру, дочь и племянницу.Своим могущественным жезлом мудрости Он должен всегда почитать женщин,даже калек, ремесленниц и из низшего сословия..."


Следовательно, согласно Лакшминкаре,спектр отклика мужчины на божественность женщины должен простираться от ува¬жения до ритуального поклонения. Йогин, достойный этого названия, «должен всегда поклоняться женщинам» — и не только родственницам, которых он любит, но и тем, к кому, возможно, не расположен. Проповедуя поклонение женщинам (йо-шитпуджа: yositpuja), Лакшмикара не вводит новый вид ритуала,а одобряет практику, которая уже существовала в современном ей обществе,что прослеживается в небуддийских школах того периода.Ее одобрение
поклонения женщинам особенно замечательно если учесть,что оно высказывается в тексте, посвященном постижению недвойственности.Ясно,что двойственность пола —это не та двойственность,которую Лакшминкара хотела бы ослабить или устранить
Двойственность пола она оставляет на месте и учит должным взаимоотношениям между полами, которые необходимо конкретно осуществлять в форме ритуального поклонения женщинам.


По словам Лакшминкары, в теории буддийской Тантры метафизическая основа для уважения женщин — это утверждение о том, что женщины суть воплощения великих богинь буддийской Тантры. Отождествление земных женщин и богинь часто исходит из уст какого-либо женского божества. Например, в Чандамахарошана-тантре Ваджрайогини неоднократно заявляет,что являет себя в женщинах и через женщин. Она провозглашает,что все виды женских воплощений—в том числе сверхъестественные существа, женщины всех каст,богатые и бедные, родственницы и даже самки животных — разделяют с ней ее божественность:Где бы в мире ни видели женское тело,В нем следует узнавать мое священное воплощение.
Ваджрайогини объявляет,что во вселенной все женщины и существа женского пола —это ее воплощения (рупа: гпра) или проявления, а потому следует их всех без исключения уважать, почитать и им служить.Уважать женщин предписывалось как мужчинам, так и женщинам,хотя это подразумевало разные формы проявления уважения.Женщинам необходимо понимать тождество себя и Ваджрайогини.Им следует
обнаружить божественную женскую сущность в самих себе. Это должно вдохнуть в них самоуважение, уверенность и «божественную гордость», что необходимо для прохождения пути Тантры. Божественная гордость,или памятование о своей конечной тождественности с божеством, качественно отличается от надменности, потому что проистекает не из чувства неполноценности или компенсаторного самовозвеличивания. Эта гордость — противоядие от сомнений в самом себе и уныния, а также выражение чистого тантрического воззрения.


Когда женщина заявляет о своем тождестве божеству, она не нуждается в поисках внешних источников одобрения, потому что бездонный запас чувства собственного достоинства проявляется из глубин ее собственного существа.В Чандамахарошана-тантре, которая обращается к этой теме, будда Ваджрайогини, именуемая также Двешаваджри(Dvesavajri),или Алмазная Ярость,провозглашает свою метафизическую связь с женщинами и выражает особую заботу о них. Она говорит о том, что полностью погружена в пустоту и блаженство,а потому на некоем уровне не имеет формы, но являет себя в телесном образе «на благо женщин, которые не знают, что я пребываю в их телах».Ваджрайогини принимает зримый образ для того, чтобы
женщины,видя просветленное существо в женском облике,узнали в самих себе свое личное божество и потенциальную возможность просветления:"Если в женщине
,когда она созерцает мой образ,возникает высшая гордость ее врожденной божественности,она не запятнается грехом,пусть даже убьет сотню индуистских жрецов...Пусть даже она безжалостна,непостоянна и вспыльчива и подумывает лишить кого-то жизни ради выгоды,эта йогини останется незапятнанной..."
Знаменательно,что эти страстные слова в защиту женщин вложены в уста
женского божества.Она напоминает своим почитателям, что ее пол— особенность,
которую она разделяет с земными женщинами.Это откровение обладает явной способностью возвысить женщин, поскольку очевидно, что принадлежность к женскому полу не может быть помехой для людей, если она не является помехой для будды. Напротив, поскольку будда в женском облике присутствует во всех женщинах, все женщины разделяют ее божественные качества.


Это представление может подвигнуть женщин познать свою внутреннюю силу и духовную самодостаточность.Присутствие божественного женского идеала помогало женщинам избавляться от непросветленного «я» и обретать свое просветленное лицо с помощью такого пути, который не принижал женское начало.Кроме того, иметь божественного двойника необходимо для тантрической практики, поэтому это метафизическое положение открывало для женщин врата Тантры. Присутствие в иконографии просветленных образов женских будд подтверждает тот факт, что женщина может обрести состояние будды в своей нынешней жизни и в своем нынешнем женском теле.В то время как отношения женщины с Ваджрайогини представляют собой отношение тождества, для мужчины это в первую очередь отношение поклонения, которое он должен распространить и на женщин как ее живых представительниц. Поклонение таким богиням, как Ваджрайогини, следует выражать как почитание женщин, а почитание женщин открывает путь к поклонению богине. В том же тантрическом тексте будда в женском облике помогает мужчине исправить свое отношение к женщинам, предписывая ему, о чем размышлять и что произносить в присутствии своей спутницы:"Одни лишь женщины дают жизнь, милостиво даруют истинное блаженство во всех трех мирах.Если говорить о достоинствах женщин,они превосходят достоинства всех живых существ.Лишь в
сердцах женщин повсюду находишь чуткость и защиту.Они одинаково дают поддержку
и другу и чужаку.Женщина с подобными качествами —это достославная Ваджрайогини
во плоти..."


Для мужчин созерцать женщин как воплощения Ваджрайогини и переносить свое почитание Ваджрайогини на всех женщин было способом избавиться от обычных представлений о женщинах и очистить свое видение. Этот процесс представлял собой не произвольное упражнение в разрушении общественных условностей, но средство правильно воспринимать женщин — как воплощения женского божества, по природе божественных и по сути священных.Медитация должна подводить к прямому видению:Мужчина должен созерцать свою спутницу как воплощение образа , пока усиленная практика не создаст ясного, прямого видения.
Один из признаков, отличающих тантриста-мужчину и свидетельствующих о его духовном продвижении, — это способность видеть женщину как божество. В тантрических литературных произведениях мы встречаем много примеров такого возвеличиания женщин.


В тантрических источниках женщина-спутница, женщина-наставник, женский ум и вообще всё, что служит порождающим источником и опорой духовного продвижения, называется основанием, подобным земле. Именно в этом смысле связь мужчины со своей женской половиной может быть основанием его духовной жизни:"
Обладающая обетом женщина подобна земле:Она — богатство героя,ее любящего. Сделав ее основанием,подобным земле, Йогин Чакрасамвары поклоняется ей.."
Этот отрывок из буддийского сочинения в равной степени был бы уместен и в тексте Шакты, поскольку выражает почтение и женщинам и земле как источникам жизни, энергии, а также материального и духовного процветания.В написанном в XI веке тибетском комментарии к Чакра-самвара-тантре,озаглавленном «Жемчужные четки»,касательно существующей аналогии между йогини и землей говорится:
«Если, повстречав йогини,которая готова доставить ему наслаждение и передать энергию и силу (адхиштхана: adhisthina), и влекомый к ней страстью, йогин не окажет ей поклонения,она не благословит его,и духовных достижений у него не появится»Согласно «Жемчужным четкам», йогини сама обладает духовными качествами и поэтому может дать духовную поддержку точно так же, как земля служит опорой жизни. Обретение мужчиной просветленных качеств зависит от его связи с партнершей, которая ими обладает. Как богиня благословляет и наделяет благами своих почитателей и как шакти вдыхает жизнь во все аспекты биологического, культурного и религиозного бытия, так женщина направляет эту жизненную силу, или духовную энергию, своему супругу-почитателю. Эта роль духовной кормилицы истощает женщину не больше, чем вскармливание младенца истощает мать или, лучше сказать, чем истощается пламя свечи,если им зажигать другие светильники.


Среди особых обязательств, принимаемых при тантрическом посвящении, главный обет — это обещание никогда не порочить и не принижать женщин.В главе из Чандамахарошана-тантры, озаглавленной «Хвала женщинам», в самых допустимо сильных выражениях высказывается протест против клеветы на женщин и аскетизма, заставляющего их избегать:"Даже если ты страшишься кабалы, влекущей смерть,не поддавайся подобным страхам.На этом пути недопустимо избегать женщин!Их,свободных от лицемерия,надменности и стыда,всегда помогающих тем, в чем есть нужда,истинных даровательниц духовных достижений, следует почитать всем, что имеешь.Недопустимо пренебрежительно относиться к женщинам… Следует говорить женщине приятные слова и отдавать всё, что она пожелает.Почитая ее подношением всего, чем владеешь,ничем не оскорбляй ее.
Никогда не отворачивайся от женщин!Внемли словам Будды!Если поступаешь по-иному,это падение ввергнет тебя в ад!


Если мужчина, практикующий Тантру, неспособен оказать женщинам уважения и почитания,которого они заслуживают, его может ожидать не полное просветление, а духовный упадок и наказание. Цонгкапа предупреждает о жестоких последствиях непочтительности в своем комментарии к Чакрасамвара-тантре:"Если в том, кто стремится к просветлению,родится гнев по отношению к вестнице,заслуги, накопленные за десять миллионов кальп,будут уничтожены в одно мгновение.
Согласно Чандамахарошана-тантре, даже убив сотню индуистских жрецов, мужчина может не запятнать себя грехом, но, если станет порицать или унижать женщин, отправится в ад." В этом аспекте буддийская Тантра очень созвучна Шакте, потому что в текстах Шакты тоже содержится угроза сурового наказания даже за самое мягкое неодобрение или неуважение по отношению к женщинам. В следующей выдержке из Кау-лавалинирнаи (Kaulavallnirnaya) это мнение сжато выражено так:"Женщину нельзя ударить Даже цветком,пусть она совершила сотню проступков!"К тем, кто унижает женщин,Ваджрайогини нетерпима и посылает гиперболические проклятия по адресу тех, кто полагает, что может покорить вершины Тантры, пренебрегая женщинами:"Болтливые глупцы...
которые,ненавидя женщин,их порочат,из-за этого неблагого деяния будут в течение трех кальп подвергаться непрестанным мучениям в бездонном аду Рудры, стеная, когда их тела будут гореть в адском пламени..."
взято с http://nedorazvmenie.livejournal.com/919703.html



Другие статьи в литературном дневнике: