ДАО

Иси До Ра: литературный дневник


Дао (кит. ;, буквально — путь) — одна из важнейших категорий китайской философии. Конфуций и ранние конфуцианцы придали ему этическое значение, истолковав как «путь человека», то есть нравственное поведение и основанный на морали социальный порядок. Даосы, заимствовав термин, выстроили вокруг него собственную философию; наиболее известная и значимая даосская интерпретация Дао содержится в трактате Дао Дэ Цзин.


Концепция Дао


Дао обозначает в китайской философии вечное действие или принцип творения, который отвечает за происхождение единицы и двойственности и вместе с тем за начало мира и творение («10 000 вещей»).


Из Дао возникает полярность Инь и Ян и вследствие этого возникают противоположности, из согласованности действий которых возникают перемена, движение и взаимное проникновение - и вследствие этого возникает мир. Возникновение мира не означает факт какого-то времени, когда мир начал существовать. Мир существовал всегда. Речь идёт не о начале времён, как в Библии, а об осмыслении принципа существования. Поэтому , собственно, и "возникновение", и "Начало" - это слова, не отвечающие духу размышлений о Дао. На самом деле их надо чем-то заменить, но это так трудно, что мы вынужденно употребляем неверные слова, чтобы хоть как-то описать существующее.


Дао — это как принцип имманентности, так и трансцендентности, внутреннего и внешнего, невидимого и видимого. Дао - это наивысшее состояние бытия в его трансцендентной функции, как недифференцируемая пустота и мать космоса. Под наивысшим в даосизме понимается главное, высший уровень нашего понимания, а не сила, которая сильнее всех остальных сил. Под пустотой понимается то, что мы не видим, а не отсутствие чего-то. В современной трактовке это могут быть мельчайшие уровни микромира, "тёмное" вещество Вселенной, которое ищут сейчас астрофизики, нечто ещё более невидимое и неизвестное, но пронизывающее всё , как, например, магнитные поля или гравитационные волны, но ещё более фундаментальное, или, возможно, всё фундаментальное, взятое вместе, как бездна единичностей, составляющая творческую силу существования.


Согласно Лао-Цзы (L;oz;) Дао порождает единицу (возможно, ци (Qi ;)), единица порождает два — Инь и Ян (кит. ;;), которые порождают три и весь проявленный мир (кит. ;; / ;;, w;nw;). То есть Дао является источником всех форм. Одновременно это энергия, которая формирует весь процесс творения и творение. Это творящий дух, который и создаёт, и разрушает, но созидание и разрушение одинаково творят и поддерживают этот мир, обеспечивая его существование в том виде, в котором мы его знаем.


Так как Дао охватывает всё, такие противоположности как отсутствие и наличие , Дао нельзя описать в интеллектуальных понятиях, из-за чего китайская философия полна парадоксов. Один из главных парадоксов состоит в том, что Дао одновременно и единичное - неповторимый путь каждой вещи и каждого явления в отдельности, то есть самих по себе, и Единое, универсальный закон Вселенной, то, что объединяет все вещи и все явления в одно существование. Другой парадокс состоит в том, что Дао - высшая сила, но Дао нельзя при этом представить в виде чего-то отдельного. Дао словно разлито во всех остальных действующих силах, словно пронизывает их.
http://ru.wikipedia.org/wiki/


***


Дао порождает Одно,
Одно порождает Два,
Два порождают Три,
Три порождают всю тьму Вещей.
Вся тьма Вещей несет в себе силу Инь,
содержит силу Ян,наполняясь энергией Ци,
смешивается во взаимном движении.


Лао-Цзы «Дао Дэ Цзин» или «Книги о Пути и Силе»


Что такое Дао?
Дао – это Великая Праматерь всего Сущего. В Книге Дзиан она названа Предвечной Матерью Рождающей.


Давая жизнь всему Сущему, Дао – Матушка, а проявленная Вселенная — Дитя. Все же живые существа, все небесные тела, солнечные и звездные системы — суть элементы, Клетки, Органы, Системы Организма этого Ребёнка…


Дао — это и Путь в Беспредельности. Путь, не имеющий ни начала, ни конца. Путь Единой Сущности, проявившей Себя во Множестве. Каждый из этого Множества — Капля Безбрежного Океана Дао. Каждая Капля проходит великий Путь, великий Кругооборот в Проявленной Вселенной и неизбежно возвращается к своему Истоку, чтобы слиться с Ним до следующего Круга Проявленной Жизни…


Капля, отправляясь в странствие, постепенно впадает в забвение о своём Истоке, о Материнском Океане Дао, о связующей все Сущее силе Дэ, исходящей из Дао. В забвении Капля ощущает невыносимую жажду и стремится утолить её слиянием с грязными источниками, болотными водами. И приходит момент, когда духовная тоска, иссушающая Каплю, становится настолько невыносимой, что Капля начинает искать иного. Сначала — неосознанно, затем — сознательно и целеустремлённо она начинает искать Путь, ведущий к слиянию с Великим Океаном.


… мистик Кабир сказал: «Вначале, когда я искал Бога, то надеялся, что моя малая капля вольётся в Его Океан. Когда я нашёл Его — Его Океан наполнил мою каплю…»


Именно так Капля в начале поиска надеется стать сопричастной Великому Океану, а при завершении — осознаёт себя Самим Океаном…


Капля Человека течет по Пути, чередуя и осуществляя одновременно жизнь в Мирах Земном и Надземном. Рождение полагает начало жизни в Мире Земном. Рождение же полагает начало и смерти. Ибо только рождённый может умереть.


Но смерть не завершает Путь. Она – лишь знаменует завершение краткого участка Пути, который осуществляет бессмертный дух (Капля) в Беспредельности. Переходя через врата смерти из Мира Земного в Мир Надземный, человек возвращается Домой, чтобы осмыслить опыт, знания, собранные в Пути, чтобы обновить силы и подготовиться к дальнейшему странствию.


И пока не исчерпаны земные привязанности, пока не приобретён весь багаж земного опыта, пока не выполнены все принятые на себя духом обязательства, возвращается человек вновь и вновь на Землю, чтобы исполнить своё предназначение.


Когда-нибудь он всё же оставит Землю. Но прежде он должен перестать быть земным человеком. То есть должен достигнуть степени сверхчеловеческой, ступени Богочеловека… Древнее изречение восточной мудрости говорит, что «нет бога, который не был бы прежде человеком». Каждый дух проходит тем же путём: от минерала – к растению, затем – к животному, далее – к человеку, а после – сверхчеловеческие ступени.


Можно сказать так же, что каждая Капля, собирая жизненный опыт, растёт и становится сначала Ручейком, затем — Рекой, Морем, Океаном… Рост Капли связан с ростом способности соединять сознание, сердце с Источником. И чем чище сознание Капли, тем более способна она собирать чистую Воду стекающую в неё с Горных Вершин от Источника Жизни-Любви-Мудрости. И тем выше способность утолять этой Влагой жажду страждущих в пустынях, где властвуют смерчи невежества, омраченности страстями, эгоизмом и ложными идеями.


Ныне окружающая Тьма создаёт иллюзию, из-за которой кажется, что невозможно осуществление человеком божественной природы своей. Невозможно, по крайней мере, для подавляющего большинства. Люди истребляют друг друга с гораздо большей жестокостью, чем самые ожесточенные среди животных. Более того, если животное убивает кого–либо, то только для защиты (себя, детёнышей, стаи, стада, хозяина) или для пропитания. Человек же — может убивать просто для развлечения, установления рекордов безумия и пристрастия к жестокости, насилию. В отличие от животных он не знают меры ни в питье, ни в пище, ни в удовлетворении полового инстинкта. Все лучшие достижения науки направляются в первую очередь на разрушение, на истребление себе подобных. И кажется порой, что нет выхода из замкнутого круга озверения людей... Однако то, что кажется сегодня невозможным, завтра будет не только возможно, но и неизбежно. Ночь особенно темна перед рассветом. Может показаться, что Солнце не взойдёт уже. Но в природе и Космосе действует единый Закон Циклов, согласно которому во след за спадом приходит подъём, во след за Ночью неизбежно приходит Рассвет и Солнечный день.


*
Погасли звёзды. Ночь темна…
Перед рассветом — непроглядно…
Но ночь пронзит мечом Владыка-Солнце,
и будет Свет, растает тьма…


Дао нередко соотносят с Тьмой, с Пустотой. Но Тьма и Пустота Дао — есть Беременность Светом и Полнотой. В Темноте и Пустоте Чрева Своего Предвечная Матерь Рождающая созидает грядущую Вселенную и от Полноты Своей — наполняет Её силой Дэ, Жизнью.


«Предвечная Матерь-Рождающая, сокрытая в своих Покровах, Вечно-Невидимых, еще раз дремала в продолжении Семи Вечностей.


...Последний Трепет Седьмой Вечности дрожит в Бесконечности. Матерь набухает, распространяясь изнутри наружу, подобно почке Лотоса.


Трепет распространяется, касаясь своим стремительным Крылом всей Вселенной и Зародыша, пребывающего во Тьме, Тьме, что дышит над дремлющими Водами Жизни.


Тьма излучает Свет, и Свет роняет одинокий Луч в Воды, в Глубину Лона Матери. Луч пронизывает Девственное Яйцо, Луч пробуждает трепет в Вечном Яйце и зароняет Зародыш, не-вечный, и он сгущается в Мировое Яйцо.


Трое упадают в Четыре. Лученосное Естество усемеряется; Семь внутри, Семь во вне. Сияющее Яйцо, в себе Троичное, сворачивается, распростра-няясь молочно-белыми Сгустками в Глубинах Матери, Корне, растущем в Недрах Океана Жизни.


Корень остается, Свет остается, Сгустки остают-ся и, все же, Oeaohoo Един.


Корень Жизни был в каждой Капле Океана Бессмертия, и Океан был Светом Лучезарным, который был Огонь, и Тепло, и Движение. Тьма исчезла и более не существовала; она исчезла в своем Естестве, в Теле Огня и Воды, Отца и Матери.


Узри, о Лану, Дитя Лучезарное тех Двух, несравненное, блистающее Величие – Пространство Света, Сына Пространства Тьмы, возникающего из Глубин Великих Темных Вод.
Это Oeaohoo Младший***.
Он сияет, как Солнце, Он Пламенеющий, Божественный Дракон Мудрости; Эка есть Чатур, и Чатур берет себе Три, и Союз порождает Сапта (семь), в нем Семеро, которые становятся Тридаша, Сонмы и Множества.


Узри его, приподымающего Покров и развертываю-щего его с Востока на Запад. Он скрывает Горнее и оставляет Подножие, явленное, как Великая Иллюзия. Он намечает места для Блистающих и обращает Горнее в безбрежное Море Огня и Единое Проявленное в Великие Воды.


Где был Зародыш? И где ныне была Тьма? Где Дух Пламени, горящего в твоем Светильнике, о Лану? Зародыш есть ТО, и ТО есть Свет, Белый, Блистающий Сын Отца, во Тьме Сокрытого.


Свет-Хладный Пламень, и Пламень – Огнь, и Огнь рождает Тепло, Воду производящее, – Воду Жизни в Матери Великой.


Отец-Матерь прядет Ткань, верхний край ее прикреплен к Духу, Свету Единой Тьмы, а нижний к Теневому краю, к Материи; и Ткань эта есть Вселенная, сотканная из Двух Сущностей, воедино слитых, что есть Свабхават.»


(Станцы Книги Дзиан. Космогенезис. Станцы I:1; III:1-10)


Та же тьма, что уйдёт с Рассветом — иного качества. И следующие ей в слепоте невежества, в омрачении сознания страстями, эгоизмом, ложными идеями — участвуют в разрушении творений Великой Матери и разрушают самих себя, иссушая свою Каплю и Кровеносные Сосуды Любви-Мудрости-Красоты соединяющие её с Великим Океаном.


Великая Матерь не оставляет никого и никогда. Но многие, забыв о Ней становятся слепыми, глухими и сердечно невосприимчивыми к Её Дарам, к Её Трудам, Заботам, Помощи. В неведении и омрачённости, даже получая их, — не замечают или отвергают их. Она даёт им лучшее для их совершенствования, для пробуждения, воспитания и взращивания их Божественной Природы. Даёт лучшее в соответствии с Законом Любви-Мудрости-Справедливости. А они вопиют: «За что?»


Но и о них заботится Великая Матерь. К каждой Капле Она обращает Свои объятия, стремясь наполнить каждую Каплю Красотой-Любовью-Мудростью, рождающимися из Её Пустоты-Тьмы. Она сопровождает каждого в ночном странствии. И по пробуждении — первой встречает его лучами Солнышка. Она сопровождает спускающихся в Мир Земной, и на протяжении всего земного пути, и при переходе в Мир Надземный, и в Надземной жизни.


"Человечество приходит ко Мне разными путями, но каким бы путём человек ни приближался ко Мне, на этом пути Я его приветствую, ибо все пути принадлежат Мне".


(Кришна. «Бхагавад-Гита»)


Ты - это Корень всей Вселенной,
Ты - Лоно жизни всех миров,
Источник вечных проявлений,
Сменяющихся вновь и вновь.
Ты - это жизнь во всём объёме -
Растёт трава, цветут цветы,
Стекают реки в водоёмы -
И это в корне только Ты.
Ты - вкус воды. Ты - блеск светила.
Ты - звук в эфире, свет огня;
В героях мужество и сила,
Любовь в сердцах и подвиг дня.
Ты - сила сильных и свободных
От вожделений и страстей;
Ты - утвержденье благородных
Стремлений к высшей Красоте.
Ты - всё, что было, всё, что будет.
В движеньях вечных недвижим.
Оживлены земля и люди
Твоим дыханием одним.
Ты - Hерушимое в твореньи,
Что сохраняется всегда,
Когда всё рушится в смятеньи
И исчезает без следа.
Бесчисленны пути исканий,
Hо все они - Твои пути;
Идущий горними стезями
К Тебе не может не дойти.
И никого не отвергая,
В лучах Любви и Красоты,
И все пути благословляя,
К нему навстречу выйдешь Ты.


(«Бхагавад-Гита»)


И это о Дао, о Великой Матери, которая носит Младенца-Вселенную на руках, прижимая её к Груди Своей и насыщая излучениями Своего Сердца, переполненного Любовью, Красотой, Мудростью. От Избытка Сердца Она даёт жизнь всему Сущему. От Избытка Сердца заботится обо всех Своих детях. От Избытка Сердца Она ведёт их по Пути Совершенствования. Она провожает их в Великое Странствие, сопровождает на протяжении всего Пути и встречает при возвращении. И нет ни единого, кто смог бы уклониться от Её Любви, Заботы, Мудрости и Сострадания…


О чём бы ни писал, о чём бы ни говорил, о чём бы ни думал — все это проявления Единого Безбрежного Океана Дао. И невозможно ни о чём думать, писать или говорить, кроме как о Великой Матери, скрытой и проявленной в безбрежном многообразии миров и населяющих их жизней.


http://savitrin.narod.ru/Simvol/001.htm



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 05.07.2019. ДАО