Улыбка Моны Лизы уже не загадка?

Татьяна Костандогло: литературный дневник

РОМАН САН-ТОРАСА «ЙОШКИН КОТ»
Глава 5 ( отрывок из второй редакции, над которой автор сейчас работает)


"Мона Лиза - это анаграмма, заимствованная Леонардо из египетской мифологии, которая означает слияние мужского и женского начала. Амон – Бог коитальной силы и Лиза - его супруга, Богиня плодородия. Мона Лиза соединяет в себе и те, и другие свойства, что подтверждает и ее облик.
- Меня всегда удивляло, - вынимая иглы, заметил доктор, - что лицо Джоконды написано без бровей и ресниц. Некоторые исследователи предполагают, что брови стерлись со временем. Также существует версия, что такова была дань некой безбровой моде. Но, увы, я никогда не видел портрета без бровей и ресниц ни до эпохи Леонардо, ни в его время, ни после него. Нестор с нескрываемым обожанием взглянул на доктора, отметив его наблюдательность.


- Поскольку это заготовка - образец, то брови и ресницы ему были попросту не нужны, а нужна была композиция и пропорции, потому что черты лица у людей повторяют определенную симметрию, но брови имеют сугубо индивидуальные линии: у одного - дугой, у другого – уголками. Ресницы также у каждого по-своему подчеркивают разрез глаз.
- А что вы скажете относительно улыбки? В чем здесь загадка?
Нестор прикрыл глаза, боясь спугнуть утихшую боль.
- Мне совершенно очевидно, что в выражении лица Джоконды присутствует не столько улыбка, сколько живописный приём чуть приподнятых уголков губ, что влияет на мышцы лица, смягчает взгляд и придает практически любым чертам определенную миловидность.
- Это небольшое искусствоведческое открытие почему-то ошеломило моих коллег, - равнодушным тоном произнес Нестор.
- Еще бы, - доктор бравым жестом барона Мюнхгаузена подкрутил усы – Ведь над тайной Джоконды бились пять веков, это, пожалуй, самая знаменитая картина во всей палитре ИЗО.
Нестор согласно кивнул, делая вид, что не заметил настроения Леонида Андреевича.


- Помнится, я как-то говорил вам, что еще до того, как случился пожар, работая в Лувре над реставрацией
одного секретного объекта, я исследовал Джоконду в оригинале и обнаружил в ее правом глазу буквы «LV», а в арке моста, на втором плане, число 72. Расчетные символы присутствуют и в ее левом глазу, позже я нашел в портрете цифру 149 с затёртoй четвёркой. Эксперты уже зафиксировали эти знаки и символы.
Внимательно слушая, доктор, короткими пасами активизировал воздействие каждой иглы.
Чувствуя тепло, исходящее от его ладоней, Нестор прикрыл веки, умиротворенно глядя сквозь ресницы на рыжий блик солнца, мелькающий в просвете между шторами.


- Если вы разгадали улыбку Моны Лизы, то возможно, вам известно, кем она была для Леонардо? - почти прошептал Леонид Андреевич. - Моделью, любовницей, родственницей?
- Видите ли, - меланхолично произнес Нестор, - каждый хотел бы узнать истину, но
при этом никто не сомневается в своей способности ее воспринять и осмыслить.
Ничего не зная о предмете, каждый немедленно становится экспертом, ничего не смысля в теме.
- Я попытаюсь, - вкрадчиво заверил доктор, активизируя платиновую иглу в точке Ин Тан.
- Так кем же была для Леонардо Джоконда?
Действие аккупунктуры усилилось, сообщая Нестору прилив сил.
- Она была для него трафаретом, - твердо сказал он. Леонардо писал ее в качестве образцовой заготовки, необходимой для более точного и быстрого выполнения заказных портретов.
Он на секунду смолк, будто оценивая впечатление произведенное этой фразой.
И после внушительно паузы, вполголоса продолжил:


- В поисках гармонии Леонардо проделал большой путь - в рисуночке "Витрувианский человек", написанном металлическим карандашом чернилами и акварелью, Леонардо производил сечения стереометрического тела, образованного правильными пятиугольниками, и каждый раз получал прямоугольники с отношениями сторон в золотом делении. В эпоху Возрождения он усилил интерес к золотому делению в связи с его применением в геометрии, в искусстве и особенно в архитектуре, понимая что у художников большой эмпирический опыт, но мало знаний.


Джоконда была высчитана по принципу найденного им сечения, она является фундаментальной основой основ, на что указывают буквы и цифры внутри портрета, а так же символы расчетов и выверенных пропорций. Так что если хотите, то по существу Джоконда - это его "логарифмическая линейка", секретная геометрия правильных форм, своего рода лекало для любого поясного портрета.
- То есть типа болванки для шляп?! - поразился Леонид Андреевич.


- Такое сравнение звучит эпатажно, - вздохнул Нестор, - но оно ничуть не умаляет гениальности портрета, а только указывает на его предназначение.
Во взгляде доктора он поймал мелькнувшее недоверие, и легкая краска досады покрыла его безупречно выбритые щеки.
– Так же как для самых разнообразных шляп, – после некоторой паузы пояснил он, - служит одна и та же болванка, так и для самых разнообразных портретов Леонардо служила одна и та же заготовка по имени Мона Лиза.
Доктор вопросительно смотрел на него.
Могу аргументировать свои выводы, - заключил несколько задетый Нестор, - достаточно сравнить с «Моной Лизой» портрет «Джиневры деи Бенчи", написанный за шесть лет до «Джоконды», чтобы даже не профессионалу стал очевиден гораздо более высокий уровень мастерства, которого достиг Леонардо, используя свое золотое сечение в портрете Джоконды.


Дело в том, что в отличие от родовитого Микеланджело Буонарротти, Леонардо родился байстрюком, внебрачным чадом нотариуса и крестьянки, особого наследства у него не было, приходилось расчитывать только на свои силы. Он отдавал слишком много времени научным исследованиям, которые не приносили доходов, а самым быстрым и безопасным видом заработка оставались заказные портреты, украшающие гостиные знатных особ. Для их выполнения ему просто была нужна универсальная выкройка. Поэтому портрет Джоконды небольшого размера.
Когда он выставлялся у нас Пушкинском музее, образовав непомерные очереди, многие удивлялись его скромным габаритам и тому, что он выполнен не на холсте, как это делалось обычно, а на доске. Но ведь это светский портрет, а не икона. Зачем же он написал Джоконду на тополиной доске? И зачем всегда возил с собой эту работу, уверяя, что не может расстаться с ней?
- Действительно зачем? - как эхо повторил Леонид Андреевич.


- Когда художник работает с натуры, для него первостепенно важно, чтобы портрет понравился заказчику. А для этого необходимо придать лицу некую теплоту и живость, чему прежде всего способствуют именно приподнятые уголки губ, которые сообщают глазам "внутреннюю улыбку" и строят выражение лица, подчеркивая его привлекательность. Вы замечали, как женщины смотрятся в зеркало? Они всегда нечто делают с лицом, "строят" его - не просто глядят на себя, а смотрят оценивающе и, чтобы усилить впечатление, чуть натягивают мышцы носа, меняют взгляд, но чаще всего "играют губами", стараясь придать себе больше выразительности. Именно такое отражение большинство заказчиц хотят видеть в своих живописных портретах. Об этом говорит и поза, в которой Леонардо изобразил Джоконду. Женщины обычно именно так и садятся позировать: не прямолинейно, как на паспорт, а чуть склонив голову.
Благодаря этой заготовке Леонардо мог сокращать время работы с натуры. Набрасывая эскиз, он отмечал детали, а после уже по рассчитанному лекалу в облике Моны Лизы писал заказ, отмечая индивидуальные линии бровей и ресниц, цвета и детали костюма.


На все эти вопросы - почему портрет выполнен на доске, а не на холсте, почему он без бровей и ресниц, в конце концов! Почему соединяет два имени мужское и женское и почему Леонардо никогда не расставался с ним, таская с собой вместе с кистями, мольбертом и красками, ответ один: Мона Лиза была его заготовкой для светских портретов, которые он писал в больших количествах…"
P.S.
В предыдущей записи я приводила другой отрывок из романа "Йошкин кот", он здесь:http://www.stihi.ru/diary/omxyma/2019-10-29
На Стихи ру авторская страница временно закрыта. Но с первым вариантом романа, о котором идёт речь, сейчас можно познакомиться
на Прозе ру. Зову читателей в незабываемое: http://www.proza.ru/2017/07/15/1040





Другие статьи в литературном дневнике:

  • 17.12.2019. Улыбка Моны Лизы уже не загадка?