***

Тинн: литературный дневник

Низами Гянджеви


(1141-1203)


Лучший романтический азербайджанский поэт Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф Низами Гянджеви родился около 1141 года в Гяндже, в семье преуспевающего ремесленника. Образование получил в медресе Гянджы. В молодости писал лирические стихи. Безвыездно жил в родной Гяндже. Около 1173 году женился на тюркской рабыне Афак (Аппак), которую ему подарил правитель Дербента Сейфаддин Музаффар в знак признания таланта Низами и которую поэт воспел в своих стихах. Был близок ко двору атабеков - феодальных правителей Азербайджана, но от предложений стать придворным поэтом отказывался, довольствуясь небольшими пособиями, которые ему назначали сильные мира сего за посвященные им поэмы.
Поэта, как очень мудрого и ученого человека и авторитетнейшего суфия, называли шейхом Низами или просто Низами Гянджеви, то есть Низами из Гянджи в фарсидском написании.
Очень трудно выделить какую-либо предпочтительную область знаний, с которой бы Низами был знаком лучше других. Энциклопедичность знаний поэта поражает современников. В произведениях поэта можно найти сведения, буквально, о всех отраслях знаний человечества. Характерно, что все это пишется на профессиональном уровне. Кроме азербайджанского - тюркского языка, он в совершенстве владеет арабским и фарсидским языками. Без знания арабского языка он не смог бы так глубоко овладеть знаниями богословия и арабской философии, познакомиться с трудами Фараби, Хорезми, ибн Баджжи, Абу Али ибн Сины, ибн Рушда. Безусловно установлено, что Низами при написании «Лейли и Меджнун» кроме преданий и легенд, распространенных в Азербайджане, использовал арабские источники.
Основные сочинения Низами - поэмы "Сокровищница тайн" (написана между 1173 и 1180), "Хосров и Ширин" (1181), "Лейли и Меджнун" (1188), "Семь красавиц" (1197) и "Искандар-наме" (в ее составе - "Книга Славы" и "Книга Счастья"; около 1203) - после его смерти были воссоединены под общим названием "Хамсе" ("Пятерица"). Сохранилась также часть лирического "Дивана" поэта: 6 касыд, 116 газелей, 2 кыта и 30 рубаи. "Хамсе" оказала огромное влияние на развитие многих восточных литератур, на поэтов едва ли не всех народов Ближнего и Среднего Востока. Известны десятки поэтических "ответов" и подражаний поэмам Низами, создававшихся начиная с XIII века, в том числе - Амиром Хосровом Алишером Навои, Джами. Его творчество оказало влияние на таких больших поэтов, как Хафиз, Руми и Саади. Его пять маснави (больших поэм) («Хамсе») раскрывают и исследуют разнообразные темы из различных областей знаний и снискали огромную славу, на что указывает несчетное количество сохранившихся списков с его произведениями. Герои его поэм — Хосров и Ширин, Лейли и Меджнун, Искандер до сих пор остаются общеизвестными как во всем исламском мире, так и в других странах.


Притча


Преданье мне запомнилось одно:
Жил в Мерве властелин давным-давно.


Держал он лютых псов сторожевых —
Шайтанов сущих, яростных и злых.


Как дикие лесные кабаны,
Псы были и свирепы, и страшны.


Одним прыжком они, являя прыть,
Могли верблюда навзничь повалить.


Во гневе шах себя не помнил сам,
Он слуг бросал на растерзанье псам.


Был среди слуг один, хоть с виду тих,
Но дальновидней и умней других.


В его душе гнездился тайный страх,
Что и его, неверный в дружбе шах


Швырнет собакам, гневом обуян,
И разорвут клыки газелий стан.


И загодя, все взвесив и учтя,
С псарями шаха дружбу заведя,


На черный двор, где псы рычали, злы,
Он стал носить и мясо и мослы.


Кормил собак он, робость позабыв,
К себе голодных злыдней приучив.


И псы, в приход кормильца сторожа,
У ног вертелись, ласково визжа.


Шах дурно спал и рассердился вдруг
На этого тишайшего из слуг.


Велел он тем, чьи как у псов сердца,
На растерзанье псам отдать юнца.


Те, кто собак опасней в много раз,
С охотою исполнили приказ.


Его швырнули в клеть, чтоб там клыки
Страдальца разорвали на клоки.


С рычаньем псы, что ростом больше льва,
К бедняге, щерясь, бросились сперва.


Но своего любимца распознав,
Запрыгали, хвостами завиляв.


И, головы на лапы положив,
Легли, кольцом лохматым окружив.


Питомца няни сберегают так...
День миновал, ночной сгустился мрак.


Когда заря затеплила свечу,
Небесную окрасила парчу,


Шах, пробудясь, постиг, что был не прав,
И каяться стал, подданных призвав:


«Я был мгновенным гневом ослеплен,
Невинный джейраненок мной казнен.


Скорей на псарню надо поспешить,
Чтоб хоть останки у собак отбить!»


Тут к шаху во дворец вбежавший псарь
Промолвил так: «Великий государь,


Сей отрок, видно, ангел во плоти,
И сам господь решил его спасти!


Встань, погляди на чудо из чудес:
Растерзанный собаками воскрес.


Сидит, по счастью, и здоров и жив,
На пасти псов печати наложив.


Твоих драконов дружба высока —
Не тронули они ни волоска!»


Счастливый тем, что отрок уцелел,
Шах во дворец его вести велел.


И тот, кто к смерти был приговорен,
Из псарни вновь в чертоги водворен.


Властитель видит, что предстал пред ним
Спасенный отрок, жив и невредим.


Тут, с трона встав, раскаявшийся шах
Вымаливать прощенье стал в слезах.


«Ответствуй, — он спросил, — могло ли стать,
Как лютой смерти смог ты избежать?»


Тот отвечал: «О шах, с недавних пор
С подачкой я ходил на псовый двор.


Я заслужил любовь у лютых псов,
И зубы их замкнулись на засов.


Тебе рабом служил за годом год —
Смерть в благодарность получил в расчет.


Ведь друга ты, сердясь по пустякам,
Швырнул на растерзание клыкам.


Но преданность — отличие собак,
Пес — верный друг, а ты — заклятый враг.


Пес дружбу подарил мне за мосол.
А ты меня в могилу чуть не свел!»


Так случай удивительный помог
Дать шаху человечности урок.


Тиран проснулся, будто долго спал,
Собак и псарню впредь не вспоминал.


Постигнуть смысл сей притчи поспеши:
«Благодеянье — крепость для души».


Меджнун кормил зверей, за это он
Был как стеной их дружбой огражден.


Нет крепости надежней и верней,
Чем окруженье преданных зверей.


Он шел пустыней — горя пилигрим,
Косматогривой свитою храним.


Таким же будь, спеши добро творить,
Чтоб слез кровавых после не пролить.


Делись последним, всем, что даст судьба,
И тем халифа превратишь в раба!



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 27.12.2012. ***
  • 23.12.2012. ***
  • 10.12.2012. ***