Натан Щаранский

Борис Рубежов Четвёртая Страница: литературный дневник

Израиль
Торжество двойного стандарта


Евгений СЕЛЬЦ


Газета "ВЕСТИ", 06.11.2003



Министр по делам Иерусалима и диаспоры Натан Щаранский вернулся из Англии. Его визит в туманный Альбион проходил на фоне всевозможных комментариев опроса, проведенного в Европе на минувшей неделе, - опроса, в котором большинство европейцев назвали Израиль угрозой миру во всем мире. Об истоках этого феномена, о провале израильской пропаганды, о христианском и мусульманском антисемитизме и об имидже нашей страны в цивилизованном мире я и попросил рассказать министра.
- Господин Щаранский! Сформулируйте ваше отношение к результатам этого опроса!
Опрос доказал, что "промывка мозгов" обывателей, которой занимаются западные СМИ, постепенно достигает цели. Если в прошлые века для многих европейцев евреи были олицетворением зла, то для жителей современной Западной Европы такой имидж обрело еврейское государство.
- Вы считаете, что результаты опроса соответствуют действительности?
- Безусловно. Опрос показывает, что происходит в голове у среднестатистического жителя Западной Европы.
- Во вторник глава нашего МИДа Сияиан Шалом беседовал по телефону с премьер-министром Италии Сильвио Берлускони, и тот заявил, что результаты этого опроса не совсем верно отражают общие настроения в Европе.
- Для нас, конечно, важно, чтобы западные лидеры не соглашались с этими результатами. Но ни Берлускони, ни кто-либо другой не могут отрицать того, что опрос отражает объективную картину.
- Чем вы занимались в Лондоне?
- У меня было много встреч и бесед. Я общался с руководителями еврейской общины и с христианскими лидерами, со студентами и представителями прессы. Должен вам сказать, что многие из них увидели в результатах этого опроса серьезную проблему - их проблему, проблему их общества. Это мне помогало вести пропагандистскую работу, помогало объяснять, что терпимость, которую проявляет Западная Европа к мусульманскому антисемитизму, дает плоды в виде нового антисемитизма уже здесь, в Старом Свете. Я встречался с архиепископом Кентерберийским - это высший христианский сан в Великобритании Он говорил мне о том, сколько может и - главное, сколько должен сделать христианский мир для искоренения этого явления в Европе.
- Вам не кажется, что одна из причин антиизраильских настроений в Европе - чрезвычайная слабость нашей пропаганды?
- 0, этот вопрос обсуждался практически на всех встречах и на всех уровнях. Мне говорили: "Чего же вы хотите? Вы же полностью проиграли информационную войну!"
- Вы согласны с этим утверждением?
- Согласен. Я откровенно говорил и говорю, что Израиль а этой сфере очень слаб Я могу даже объяснить, откуда эта слабость проистекает. Здесь есть два аспекта. Первый уходит корнями в прошлое, в философию еврейских первопроходцев, "халуцим", которые в начале прошлого века приехали в Палестину в надежде построить государство для евреев. Они считали так: в течение двух тысяч лет евреи жили в галуте и вынуждены были оправдываться, объяснять, доказывать, что они хорошие, лояльные и так далее. И им это никогда не удавалось Теперь, говорили они, пришло время строить, созидать, пахать землю, воевать, отстаивать свое. И значит, считали они, важнее, что евреи делают, а не что гои говорят. В этом, безусловно, был заложен большой положительный импульс превратить отдельных евреев из разрозненных местечек в единый народ, который пашет, строит и защищается Но со временем эта точка зрения переросла в проблему Когда я приехал в Израиль а 1986 году, в канцелярии тогдашнего премьер-министра Ицхака Шамира мне повторили ту фразу: "Не важно, что гои говорят, важно, что евреи делают..." Второй аспект обозначился в процессе подготовки и подписания Норвежских соглашений. Тогдашний министр иностранных дел Шимон Перес и его заместитель Йоси Бейлин полагали, что благая цель - то бишь стремление к миру с палестинцами ни в какой пропаганде не нуждается. Именно тогда в начале 90-х они упразднили отдел пропаганды при министерстве иностранных дел. Упразднили, как они полагали, за ненадобностью. Я работал тогда в "Джерузалем пост" и помню, как приходил Бейлин и говорил: "Активная борьба за мир - вот наша лучшая пропаганда. Другой нам не надо". Были закрыты все до одного проекты, связанные с пропагандой. Восстановить их сегодня - в условиях бюджетного дефицита - дело почти невозможное. Последствия этой практики катастрофичны.
- Риторический вопрос: что же делать?
- Работать. Но и не забывать о том, что пропаганда - это не панацея. Не надо питать иллюзий: даже если у нас будет лучшая в мире пропаганда, перед нами все равно будет стоять тяжелейшая проблема двойного стандарта в отношении мира к Израилю. Точно так же, как во времена классического, христианского антисемитизма евреи были объектом двойного подхода, других законов, другого отношения, - точно так же сегодня Израиль - объект двойного стандарта.
- Откуда он взялся, этот двойной стандарт?
- Двести лет назад почти весь христианский мир верил в так называемый кровавый навет. Любой "добропорядочный" христианин мог вполне нормально относиться к своему соседу-еврею, но в глубине души верил, что евреи как народ в один прекрасный момент убивают христианских младенцев и используют их кровь для приготовления мацы. Каждый еврей в мире знал, что это ложь. Но что толку? Может ли весь мир ошибаться (как говорит сегодня генеральный секретарь ООН Кофи Аннан)? Со временем этот комплекс был преодолен, но для этого потребовались громадные усилия всего цивилизованного мира. Так вот. Сегодня сложилась ситуация, при которой двойной стандарт по отношению к евреям перешел в двойной стандарт по отношению к Государству Израиль. И этот переход воспринимается миром как вполне естественный. Мир считает естественным, что Израиль не входит в Международный Красный Крест; мир считает естественным, что Женевская конвенция по обращению с военнопленными собирается и осуждает одну-единственную страну - Израиль (а не Камбоджу, где было уничтожено три миллиона человек, и ни Родезию, где погибло больше миллиона); мир считает естественным, что треть всех резолюций ООН по правам человека направлены против Израиля (все диктаторы, вместе взятые, осуждались ООН меньшее количество раз!). То есть говорить о том, что хорошая пропаганда тут же решит все проблемы, - значит обманывать самих себя.
- Есть ли какие-то конкретные результаты вашего визита в Лондон?


- Я думаю, в ходе моих бесед (а я, повторю, встречался не только с руководителями еврейской общины, но и с христианскими лидерами, среди которых немало тех, кто настроен откровенно пропалестински) мне удалось, по меньшей мере, озадачить их. Я приводил убедительные аргументы, говорил, что Израиль - не только единственная демократия на Ближнем Востоке, но и единственная страна в регионе, из которой христиане не бегут... Когда приводишь факты о том, что происходит с христианами в Бейт-Лехеме или в Назарете, их восприятие Израиля начинает меняться.
- То есть совершенно очевиден недостаток объективной информации об Израиле?
- Это действительно так. Во-первых, такой информации мало. Во-вторых, когда она есть, ее просто не хотят воспринимать. Надо уметь не только производить эту информацию, не только доставлять ее по назначению, но и заставлять ее выслушать. Именно поэтому я стараюсь доносить такую информацию лично, когда у аудитории или моих визави нет выбора - им приходится слушать. Тем более что я стараюсь подавать информацию в таком ракурсе, когда они не могут чувствовать себя не вовлеченными. Я им напоминаю об антисемитском прошлом Европы, рассказываю о том, что нынче мусульманский мир воспринял и взял на вооружение все те схемы антисемитизма, которые в прошлом были присущи миру христианскому... Сейчас сирийское телевидение демонстрирует совершенно антисемитский сериал. Там есть эпизод, в котором Ротшильд из Лондона даёт указание убить как можно больше гоев, чтобы расчистить место на Ближнем Востоке для еврейского государства. Сотни миллионов арабов это смотрят - сериал демонстрируется в Рамадан, когда у арабского телевидения самый высокий рейтинг. Год назад подобный сериал транслировал Египет. В этих фильмах собраны все еврейские "грехи", о которых современные христиане уже и не помнят: и кровавый навет, и отравление колодцев, и контроль над банками, над прессой, и стремление к мировому господству... В общем то, чем переболел христианский мир в течение, быть может, тысячи лет, переболел - и оставил позади, нынче расцвело буйным цветом в мире мусульманском... А вы, говорю я своим собеседникам, своей якобы объективностью всему этому потакаете. Вы, лидеры христианства, второй раз в истории берете на себя ответственность за то, что происходит с евреями.
- Эти слова убеждают?


- Я привожу конкретные факты, даю анализ конкретных ситуаций. Это, наверное, не убеждает, но, как минимум, заставляет моих собеседников задуматься. В конечном итоге моя цель не в том, чтобы превратить весь мир в наших друзей. Это невозможно. Главное - расширить фронт симпатизирующих Израилю и еще больше расширить фронт колеблющихся - тех, которые уже понимают, что нельзя разложить израильско-палестинскую проблему на два цвета - белый и черный.
- И последний вопрос: ваши ближайшие планы?
- Я выступал в Оксфорде - это было естественным продолжением моих выступлений в студенческих кампусах. Я считаю важнейшей задачей вернуть и укрепить в сердцах молодых евреев чувство гордости еврейской страной, сделать так, чтобы они не боялись совершенно открыто ассоциировать себя с Государством Израиль. Ситуация, повторяю, крайне тяжелая. Если в американских университетах, где я выступал, студентов-евреев от 10 до 20 процентов, то в Оксфорде их максимум полтора-два процента. А британская пресса не молчит: Би-Би-Си, "Гардиан", другие издания ежедневно публикуют просто жуткие антисемитские и антиизраильские материалы. В таких условиях евреям твердо стоять на своих позициях довольно непросто. И в этом плане, я думаю, мои лекции, выступления и встречи имели большое значение. Что же касается планов, то по результатам моих поездок последнего времени мы намерены созвать в конце года в Иерусалиме первую Всемирную конференцию студентов-евреев.


- Спасибо за интервью!







Другие статьи в литературном дневнике: