Дон и культура конца 19 века

Танрай: литературный дневник

. КУЛЬТУРА НА ДОНУ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
Развитие капитализма после реформы 60 - 70-х годов, применение на фабриках и заводах машинной техники, а в сельском хозяйстве агрономической культуры требовало грамотных работников. Это вызывало необходимость создания новых школ. В 60 - 70-х годах в Области войска Донского были открыты приходские (начальные) школы почти во всех станицах. Начали открываться школы и в селах. Школьников учили читать, писать и считать. На первом месте в обучении стоял закон божий, проповедовавший послушание церкви и властям.
Введение в 70-х годах на Дону земств во многом способствовало увеличению числа начальных школ для сельского населения. Там, где не было земских школ, крестьянские общества открывали школы за свой счет.
По инициативе прогрессивно настроенной интеллигенции создавались различные школы грамоты и воскресные школы для детей и взрослых. Средств на эти школы правительство не отпускало, и они существовали за счет частных пожертвований. Эти школы часто использовались революционерами для политического воспитания рабочих, поэтому находились под бдительным надзором полиции и духовенства. Часто воскресные школы закрывались властями. Но, несмотря на это, они много сделали для распространения грамотности в народе, для его революционного воспитания.
В связи с ростом числа школ требовалось много квалифицированных учителей. Но их было далеко недостаточно. Поэтому, как указывается в документе 1874 года, «...учителя нанимаются обществами то из отставных солдат, то из казаков и других сословий, часто люди малограмотные и нетрезвые...».
Усилий передовой общественности было недостаточно, чтобы поднять дело народного образования на Дону. И хоть число учащихся в школах области за десятилетие (1861 - 1871 годы) возросло в шесть раз, Донское казачье войско по числу учащихся занимало предпоследнее место, а по числу школ - последнее место среди других одиннадцати казачьих войск. К началу XX века примерно лишь треть населения области была грамотна, т. е. умела читать, писать и считать. Еще хуже обстояло дело со средним образованием. В 1900 году на 1000 мужчин приходилось 3,3 обучавшихся в средних школах, а на 1000 женщин - 1,3.
Высших учебных заведений до 1907 года, когда в Новочеркасске открылся Донской политехнический институт, на Дону не было. Дети донских дворян и духовенства получали высшее образование в университетах Петербурга, Москвы, Харькова и других городов России. Крестьяне и трудовые казаки доступа к высшему образованию практически не имели.
Общественный подъем 60 - 70-х годов привел к открытию первых библиотек и первых издательств газет на Дону. Организаторами их были чаще всего энтузиасты-учителя, историки-краеведы. Официальных газет, издававшихся властями, было мало. За печатание статей либерального толка власти часто закрывали газеты, а прогрессивные издатели и редакторы подвергались судебным преследованиям.
Во всем деле народного просвещения, отмечал В. И. Ленин, господствовали «полицейский сыск, полицейский произвол, полицейские помехи просвещению народа вообще и рабочих в особенности, полицейское разрушение того, что делает сам народ для своего просвещения»…(В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 19, с. Революционное движение оказывало огромное благотворное воздействие на развитие культуры. В 60 - 70-х годах - революционно-демократические идеи Герцена, Чернышевского, Добролюбова, в 80 - 90-е годы - марксизм являлись тем компасом, по которому сверяли свой путь в науке, литературе, искусстве лучшие представители русской культуры.
Во второй половине XIX века донская земля дала немало видных ученых, талантливых писателей, замечательных художников, творчество которых известно не только в России, но и далеко за ее пределами. Значительный вклад в отечественную науку сделали геолог И. В. Мушкетов, ботаник А. Н. Краснов, металлург М. А. Павлов и другие.
Великий русский писатель Антон Павлович Чехов родился и провел детские и юношеские годы в Таганроге. До конца своих дней он сохранил любовь к родному городу. «После Москвы я более всего люблю Таганрог,- писал он. - Тянет сюда, хоть на несколько дней я должен время от времени сюда приезжать...»
На Дону, в станице Нижнекурмоярской, родился талантливый русский советский писатель Александр Серафимович Серафимович (1863 - 1949), многие годы своей жизни проведший в станице Усть-Медведицкой.
С детских лет жил на Дону известный русский писатель, один из лучших представителей советской драматургии Константин Андреевич Тренев (1878 - 1945).
Донским казаком по происхождению был прекрасный художник, вдохновенный поэт родной ему донской природы, передвижник Николай Никанорович Дубовский. Всю личную картинную галерею он подарил родному городу - Новочеркасску.
Поэты и писатели Дона 1800-1917 гг.


В русской литературе, помимо классика А. П. Чехова, много интересных писателей и поэтов - выходцев с Дона.
Первый донской писатель, поэт и философ Бвлампий Ники- форович Нательников (1775-1854 гг.) родился в станице Верхне-Курмоярской. Его перу принадлежат два стихотворения, посвященных "вихорь-атаману" Платову и "преславному тихому Дону Иванову". Он является автором интересного исторического очерка о родной станице, обычаях и обрядах донцов XVIII в., а также двух религиозных трактатов, за которые был сослан в Соловецкий монастырь, где и окончил свои дни.
Оригинальным донским поэтом начала XIX в. был протоиерей войскового Воскресенского собора города Черкасска Алексей Герасимович Оридовский (176?-1812 гг.), преподававший в первой донской гимназии философию и словесность. Его перу принадлежит "Кант (похвальная песнь) на получение Войском Донским знамени", пожалованного казакам за Итальянский и Швейцарский походы 1799 г.
Генерал-лейтенант Иван Иванович Краснов (1800-1871 гг.) был образованнейшим человеком своего времени, знавшим несколько иностранных языков. Читательской публике были известны его стихотворение "Тихий Дон" и былина "Князь Василько". В 50-х гг. он опубликовал ряд интересных исторических очерков: "Оборона Таганрога и берегов Азовского моря", "Малороссияне на Дону" и др.
Поэт Николай Федорович Щербина (1821 - 1869 гг.), окончив Таганрогскую гимназию, поступил в университет, который вынужден был бросить из-за необходимости зарабатывать себе на жизнь. Вернувшись на Дон, Щербина становится домашним учителем у детей богатых казаков. В 1850 г. он переехал в Москву, где вы-
пустил свой поэтический сборник "Греческие стихотворения". В дальнейшем Щербина сотрудничал й журналах "Современник" и "Отечественные записки".
В 50-60-е гг. на Дону большой популярностью у читателей пользовались стихотворения уроженца Новочеркасска Алексея Алексеевича Леонова (1815-1882 гг.). Писать Леонов начал еще в годы учебы в Харьковском университете; всего его перу принадлежит около 150 стихотворений. В. Г. Белинский в одном из , своих обзоров отметил талант Леонова, подчеркнув, что его стихотворениям присущи "мягкий юмор и точное определение характера". Кроме стихотворений Леонов написал целый ряд рассказов, очерков и статей по истории донского казачества.
Определенный вклад в донскую и российскую литературу внесли поэты Никандр Васильевич Чесноков (1843-1928 гг.), Иван Иванович Галушкин (1782-1830 гг.), Иван Васильевич Турчанинов (1822-1901 гг.), Иван Петрович Попов (1863- 1906 гг.), Александр Яковлевич Напалков (1865-1923 гг.), Андрей Иванович Петровский (1867-1924 гг.), Иван Яковлевич | Золотарев (1801-1883 гг.) и др.
Крупным донским прозаиком, который, по определению ; В. Г. Короленко, "первым дал... настоящий колорит Дона", является Федор Дмитриевич Крюков (1870-1920 гг.), уроженец станицы Глазуновской, депутат 1-й Государственной Думы. Печататься Крюков начал с 1892 г., один за другим публикуя в российских газетах и журналах свои прекрасные рассказы о жизни и быте донского казачества конца XIX - начала XX в. Особо плодотворно складывалось сотрудничество Федора Крюкова с журналом "Русское Богатство", который редактировал В. Г. Короленко и куда Крюков перешел на постоянную работу в 1909 г. В 1907 г. вышла первая книга очерков и рассказов Крюкова под названием "Казацкие мотивы". А перед самой войной, в 1914 г., в Московском книгоиздательстве писателей появилась вторая прижизненная книга Федора Крюкова "Рассказы". Огромное творческое наследие Ф. Д. Крюкова еще ждет своего исследователя.




Другие статьи в литературном дневнике:

  • 13.09.2018. Дон и культура конца 19 века