Велимир Хлебников. Каких-то сто лет назад...

Алла Разживина: литературный дневник

Велимир Хлебников

ГОРОД БУДУЩЕГО



Здесь площади из горниц, в один слой,
Стеклянною страницею повисли,
Здесь камню сказано «долой»,
Когда пришли за властью мысли.
Прямоугольники, чурбаны из стекла,
Шары, углов, полей полет,
Прозрачные курганы, где легла
Толпа прозрачно-чистых сот,
Раскаты улиц странного чурбана
И лбы стены из белого бревна —
Мы входим в город Солнцестана,
Где только мера и длина.
Где небо пролито из синего кувшина,
Из рук русалки темной площади,
И алошарая вершина
Светла венком стеклянной проседи,
Ученым глазом в ночь иди!
Ее на небо устремленный глаз
В чернила ночи ярко пролит.
Сорвать покровы напоказ
Дворец для толп упорно волит,
Чтоб созерцать ряды созвездий
И углублять закон возмездий.
Где одинокая игла
На страже улицы угла,
Стеклянный путь покоя над покоем
Был зорким стражем тишины,
Со стен цветным прозрачным роем
Смотрели старцы-вещуны.
В потоке золотого, куполе,
Они смотрели, мудрецы,
Искали правду, пытали, глупо ли
С сынами сеть ведут отцы.
И шуму всего человечества
Внимало спокойное жречество.
Но книгой черных плоскостей
Разрежет город синеву,
И станет больше и синей
Пустотный ночи круг.
Над глубиной прозрачных улиц
В стекле тяжелом, в глубине
Священных лиц ряды тянулись
С огнем небес наедине.
Разрушив жизни грубый кокон,
Толпа прозрачно-светлых окон
Под шаровыми куполами
Былых видений табуны,
Былых времен расскажет сны.
В высоком и отвесном храме
Здесь рода смертного отцы
Взошли на купола концы,
Но лица их своим окном,
Как невод, не задержат свет<а>,
На черном вырезе хором
Стоит толпа людей завета.
Железные поля, что ходят на колесах
И возят мешок толп, бросая общей кучей,
Дворец стеклянный, прямей, че<м> старца посох,
Свою бросает ось, один на черных тучах.
Ремнями приводными живые ходят горницы,
Светелка за светелкою, серебряный набат,
Узнавшие неволю веселые затворницы,
Как нити голубые стеклянных гладких хат.
И, озаряя дол,
Верхушкой гордой цвел
Высокий горниц ствол.
Окутанный зарницей,
Стоит высот цевницей.
Отвесная хором нить,
Верхушкой сюда падай,
Я буду вечно помнить
Стены прозрачной радуй.
О, ветер города, размерно двигай
Здесь неводом ячеек и сетей,
А здесь страниц стеклянной книгой,
Здесь иглами осей,
Здесь лесом строгих плоскостей.
Дворцы-страницы, дворцы-книги,
Стеклянные развернутые книги,
Весь город — лист зеркальных окон,
Свирель в руке суровой рока.
И лямкою на шее бурлака
Влача устало небеса,
Ты мечешь в даль стеклянный дол,
Разрез страниц стеклянного объема
Широкой книгой открывал.
А здесь на вал окутал вал прозрачного холста,
Над полом громоздил устало пол,
Здесь речи лил сквозь львиные уста
И рос, как множество зеркального излома.
1920


Воспроизводится по изданию: Велимир Хлебников. Творения. М.: Советский писатель, 1986.
© Электронная публикация — РВБ, 1999–2022. Версия 2.1 от 14 апреля 2019 г.


Велимир Владимирович Хлебников (28.10.1885-28.06.1922) — знаменитый русский авангардный поэт и прозаик, стоял у истоков российского футуризма, революционер поэтического языка и целого «заумного» литературного течения. <…>
Предсказания о будущем
Законы времени
В 1908 году он переехал в Санкт-Петербург и поступил в местный университет, а попутно выбирал общество, к которому мог бы примкнуть. Его манера тихо сидеть на собраниях и практически отрешённо от всех сидеть за столом поразили многих. Во время выступления он мог прерваться и уйти со сцены, что-то исправляя в своих записках. Вместе с соратниками он в 1912 году выпускает «Манифест», который вызвал скандальные отзывы общественности. Сам Хлебников больше всего гордился таблицей в конце манифеста с указанием датировки падения известных государств. Ведь это был первый опубликованный труд над законами, связанных с исчислением времени.
В 1916 он продолжает искать некие закономерности в истории, чтобы получить возможность предсказывать будущее. Работа идёт медленно, так как литературную деятельность он так и не оставляет. Впрочем, кое-какие законы своей теории он всё-таки формулирует:
• Теория времени применима не только к целым государствам и народам, но и к обычным людям.
• Число, на основе которого выстраиваются все закономерности — 317.
• Важные события в истории государств кратны числу — 413.
• Скорость света и скорость Земли связаны.
В феврале 1916 года он формирует общество «Союз 317» и издаёт декларацию «Труба Марсиан» в которой провозглашает себя Королём времени. По всей видимости, декларация была явным черновиком некоего большого труда, но завершить его Велимиру так и не удалось.
Только в 1921 году он успешно завершает работу, связанная с поиском великого закона времени, ведь раньше он «создал верный взгляд на законы времени» и поэтому «в статьях старался разумно обосновать право на провидение».
Суть. Теория времени Хлебникова основывается на цикличности событий истории, которая, по его мнению, уже заранее задана законами мироздания. Она была довольно похожа на гадательные практики зурхачей, калмыцких предсказателей-астрологов, которые служили для Велимира вдохновением.
Эта практика уходила глубоко в тибетский ламаизм и подразумевала единообразие и предопределённость законов и циклов мира, неслучайность всего происходящего в мире, причинно-следственную взаимосвязь. Поскольку у калмыков не было постоянного календаря, все календарные сведения каждым зурхачи добывались отдельно по мере надобности благодаря математическим вычислениям.
В письме П. В. Митуричу от 14 марта 1922 года он писал так:
Существовании закона времени основаны на том, что негативные сдвиги происходят каждые 3n дней, а позитивные — каждые 2n дней. Будущее можно предсказать, так как благодаря этим сдвигам понятие времени стирается — всё идёт по законам природы, которые я ясно вижу в пространстве времени. …
Анна Сергеева, Источник, gadalkindom.ru/predskazaniya/velimir-hlebnikov.html



В «Досках судьбы» число 365 часто записывается в виде числового ряда 3^5+3^4+3^3+3^2+3^1+3^0+1 * — Хлебников называет его изящным нисходящим рядом. Не исключено, что в этом один из источников уподобления числа 365 ряду зубов. Впрочем, связь числа 365 с зубами станет еще яснее, если вспомнить русское выражение “зуб времени”. Число 365 подобно вращающемуся зубчатому колесу, шестерне, то есть время как бы прогрызает себе путь через историю. Этот образ связан с образом косы в последнем строке отрывка из «Детей Выдры»: И их косою травы косим. Число 365 уподоблено инструменту жатвы. Таким образом, оно словно бы пожинает урожай истории, — то есть, играет (по отношению к истории) роль смерти с косой. Именно это делает Хлебников в «Досках судьбы»: образно говоря, он “пожинает” историю косой числа 365. …
Барбара Лённквист. Мироздание в слове. Поэтика Велимира Хлебникова.
Источник: www.ka2.ru/nauka/blnqst_1.html


От себя: 365*2= 730 = 317+413 - А.Р.


* - 3^5 - три в степени пять и т.д. В. Хлебников использовал систему разложения числа, в том числе, по системе Пифагора. Систему Пифагора для предсказаний в наше время использовал и развил, например, в своей теории всемирно известный афганский математик Сидик Афган.


С наступающим Новым годом, люди добрые!



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 21.12.2022. Велимир Хлебников. Каких-то сто лет назад...