Из монографии Игоря Винокурова Духи и медиумы

Сергей Моргулец: литературный дневник

…Замечу, что большинство ученых, волею судьбы вовлеченных в спор о реальности феноменов медиумизма и разрешивших его не «голым умствованием», а методами науки, приступали к исследованию с изрядным запасом скептицизма. Однако полученные в ходе работы факты обычно коренным образом опровергали их первоначальную точку зрения. Конечно. были и исключения. Например, в лице Д. И. Менделеева, но тому имелись свои причины, на которых я останавливался.
Изучение феноменов медиумизма научными методами велось как отдельными учеными по их собственной инициативе, так и силами временных научных коллективов в лице различного рода комиссий. Наиболее значительные из проведенных исследований мы рассмотрим в хронологическом порядке.
Первая комиссия. В годы расцвета спиритизма не раз собирались ученые комиссии для решения главного вопроса — насколько реальны спиритические проявления? Первая из них была создана лондонским Диалектическим обществом и приступила к работе в январе 1869 года. Заключительный отчет был представлен в 1871 году.
В комиссию было избрано тридцать четыре ученых, чье мнение имело большой вес в научных кругах Англии, и стоявшая перед ними задача формулировалась так: «Изучение явлений, имеющих якобы спиритическую природу». Большинство членов комиссии, разумеется, были заведомо настроены на разоблачение мошенничества, однако им пришлось столкнуться с такими доказательствами, которые невозможно было не принять во внимание. В конце концов комиссия пришла к следующему выводу: «Предмет заслуживает более серьезного рассмотрения и более тщательного изучения, чем прежде». Это заключение повергло руководство Диалектического общества в такое изумление, что члены комиссии не сумели добиться обнародования полученных результатов, и им пришлось, собравшись с духом, публиковать их за свой счет.
Что же содержалось в отчете комиссии'?
Исследования показали, что такие распространенные медиумические явления, как стуки и движения стола, происходят и в отсутствие профессиональных медиумов. Следует отметить, что члены комиссии подходили к собственным опытам достаточно строго. Так, пока на сеансе кто-либо из находящихся в комнате прикасался или имел возможность прикоснуться — пальцем, ногой и даже одеждой — к движущемуся или звучащему предмету, не могло быть полной уверенности в том, что движения или звуки не производились именно этим лицом. Поэтому был проведен следующий опыт: после того как присутствующие в числе одиннадцати человек просидели на сеансе за столом в продолжение сорока минут, в течение которых и произошли движения и звуки, стулья были обращены спинками к столу, на расстоянии девяти дюймов от него. Затем все встали коленами на стулья, а руки положили на их спинки. В таком положении ноги были обращены в противоположную сторону, и их нельзя было поставить под него или коснуться ими пола. Затем руки распростерли над столом, на расстоянии около четырех дюймов от его поверхности. В таком положении прикоснуться к какой-либо части стола было физически невозможно. При этих условиях менее чем через минуту стол сам собой двинулся четыре раза, сперва на пять дюймов в одну сторону, потом на двенадцать в противоположную, затем около четырех и, наконец, еще около шести дюймов.
Далее участники сеанса расположили руки на спинке стульев, на расстоянии около фута от стола. При этих условиях стол двинулся опять четыре раза, на четыре и на шесть дюймов. После этого стулья были отодвинуты на один фут от стола. Все встали на них на колени, как прежде, и завели руки за спину, так что находились на расстоянии в полтора фунта от стола, причем спинки стульев располагались между ними и столом. При этих условиях стол двинулся опять четыре раза, как прежде. Во время этого опыта стол в течение около получаса двигался без прикосновения или возможности прикосновения к нему кого-либо из присутствовавших двенадцать раз в различные стороны. и иногда — по указанию участников опыта.
Затем стол был тщательно осмотрен разобран, но ничего подозрительного найдено не было. Во время опыта газ горел над столом полным огнем.
Комиссия засвидетельствовала в совокупности около пятидесяти подобных движений стола без прикосновения на восьми различных заседаниях, проведенных на квартирах различных ее членов, принимая при этом самые тщательные меры против возможности обмана. Вот что по этому поводу было сказано в отчете: «Во всех этих опытах над движением без прикосновения были приняты крайние предосторожности, чтоб устранить возможность использования механического или иного приспособления. Но она устранялась отчасти тем, что движения происходили в разные стороны и по разным направлениям, что потребовало бы содействия многих рук и ног, которые. вследствие величины и веса стола, не могли бы быть пущены в дело без видимого употребления мышечной силы. Все руки и ноги были ясно видны, и всякое их движение было бы немедленно обнаружено. Тут не могло быть и самообольщения. Движения наблюдались в комнате, с места на место, и были видны одновременно всеми».
В заключительной части отчета сказано: «Исследователи со всей ответственностью заключили, что им удалось установить следующее.
1. Действительно слышатся разнообразные звуки, доносящиеся, очевидно, от предметов обстановки, пола и стен комнаты и сопровождаемые вполне ощутимыми вибрациями, произведенными без мышечных усилий или механических средств.
2. Без каких-либо механических приспособлений достигается перемещение тяжелых предметов; присутствующие при этом не прилагают никаких мышечных усилий, а движутся зачастую предметы, к которым в момент перемещения не прикасается никто из участников.
3. Звуки и перемещения часто имеют место в той форме и в те мгновения, как и когда этого желают присутствующие, и звуки подчас раздаются в кодовой последовательности. отвечая на поставленные вопросы и обеспечивая связное общение.
4. Ответы на вопросы и содержание сообщения имеют большей чалю общий характер, но иногда приводятся факты, известные лишь кому-то одному из присутствующих.
5. Явления имеют место при самых разнообразных условиях, однако важнее всего то, что необходимым условием служит, очевидно, присутствие определенных лиц, в то время как присутствие других нежелательно, причем независимо от того, верят эти лица в явление или нет.
6. Наблюдается явление или нет, не обязательно зависит от присутствия или отсутствия этих лиц».
В отчете кратко суммируются полученные свидетельства, как устные, так и письменные, которые подтверждают не только явления, наблюдавшиеся членами шести подкомиссий, но и иные, гораздо более разнообразные и необычайные. Вот эти свидетельства:
«1. Тридцать очевидцев заявляют, что наблюдали, как тяжелые предметы, а иногда и живые люди, поднимаются в воздух и некоторое время остаются в подвешенном состоянии без видимой или осязаемой поддержки.
2. Четырнадцать свидетелей утверждают, что видели руки и фигуры, не похожие на человеческие, но живые и движущиеся; участники иногда касались этих рук и даже хватали их и уверены, что они появлялись не в результате розыгрыша и не были иллюзией.
3. Пятеро свидетелей заявляют, что некая невидимая субстанция касалась различных частей их тел, часто по их собственному желанию. При этом руки всех присутствовавших были на виду.
4. Тринадцать свидетелей говорят, что слышали музыкальные пассажи, хорошо исполненные на инструментах, на которые не воздействовала никакая поддающаяся определению сила.
5. Пятеро свидетелей утверждают, что видели, как к рукам и головам нескольких присутствовавших прикладывали раскаленные уголья, причем люди не страдали ни от боли, ни от ожогов, а еще трое очевидцев заявляют, что сами были объектами подобного эксперимента и тоже остались невредимы.
6. Восемь свидетелей говорят, что получили верные сведения посредством выстукивания, надписей и иным путем, причем ни одни, ни другие присутствовавшие не знали тогда, что информация была точной. Это подтвердилось лишь после наведения соответствующих справок.
7. Один очевидец заявляет, что получил точное и подробное сообщение, которое после проверки оказалось совершенно ложным.
8. По свидетельству трех очевидцев, они присутствовали при появлении рисунков, как черно-белых, так и цветных, причем изображения появлялись так быстро и при таких условиях, что любое вмешательство человека следует исключить как невозможное.
9. Шестеро свидетелей говорят, что получили сообщение о грядущих событиях, и в некоторых случаях они действительно произошли с точностью до минуты, хотя были предсказаны за несколько дней или даже недель до их наступления».
Помимо этого, были получены сведения о беседах в состоянии транса, о многочисленных случаях исцеления, о неведомо как и откуда появляющихся письменах, о проникновении в запертые комнаты цветов и фруктов, о голосах, доносящихся из воздуха, и об удлинении человеческого тела.
Заканчивается отчет следующими словами: «Представляя свой доклад, комиссия учла безупречную репутацию и интеллектуальную мощь многих очевидцев необычайных явлений, а также то обстоятельство. что их свидетельства в значительной степени подтверждаются подкомиссиями. Кроме того, в большинстве случаев было доказано отсутствие розыгрыша и обмана. Учитывая исключительность явлений. а также большое число людей из разных слоев общества и многих стран цивилизованного мира, которые в той или иной степени верят в их сверхъестественное происхождение, ровно как и то обстоятельство, что никакого философского объяснения явлений до сих пор не дано, полагаем необходимым твердо заявить, что предмет достоин более серьезного внимания, чем то, которое уделялось ему до сих пор, и более тщательного изучения».
Отчет комиссии Диалектического общества 1871 года, как и решение медиумической комиссии Д. И. Менделеева, состоявшееся пять лет спустя, несмотря на полярность выводов, вызвали довольно острый интерес в обществе, ожидавшем от ученых строго научного объяснения этих непонятных явлений — требование едва ли выполнимое и в наши дни. Однако простодушная вера во всемогущество науки, «безупречная репутация и интеллектуальная мощь» тех ее представителей, что выступили с открытым забралом против мнения своих более осторожных коллег, ободрили ту часть общества, которая считала чудеса медиумизма реальностью, и в конечном счете способствовали ее объединению: в России — вокруг журнала «Ребус», первый номер которого вышел в 1881 году, в Англии — вокруг Общества психических исследований; созданное год спустя, оно продолжает свою работу и в настоящее время.
В поисках новой силы. Вообще же в семидесятые годы прошлого века как в России, так и в Англии проявился особый интерес к естественнонаучной стороне спиритизма, особенно к физическим проявлениям медиумизма. Казалось бы, кому, как не ученым, следовало бы заняться этим вопросом? Но не многие из них решаются выступить против того, что А. Н. Аксаков назвал «деспотизмом общественного мнения». Одним из таких ученых был знаменитый английский физик Уильям Крукс (1832 — 1919), известный, в частности, открытием химического элемента таллия, изобретением радиометра и трубки Крукса, ставшей прообразом кинескопа. Этот незаурядный ученый избирался президентом Королевского общества Великобритании — аналога нашей Академии наук, а за научные заслуги был возведен королевой Викторией в рыцарский сан.
К исследованию медиумических явлений Крукс приступил в 1870 году. Еще тогда он объявил кредо, которым должен руководствоваться ученый при исследовании подобных феноменов. Вот его подлинные слова:
«Спиритуалист говорит о телах, весящих 50 или 100 фунтов, поднимаемых на воздух без содействия какой-либо известной силы. Но химик-ученый привык обращаться с весами столь чувствительными, что они могут обнаружить вес предмета, равняющегося даже одной десятитысячной доле грана. Поэтому он вправе требовать, чтобы сила, признающая себя разумной, могущая вскидывать тяжелое тело даже до потолка, точно так же привела бы в движение установленные им при надлежащих условиях весы.
Спиритуалист говорит нам об ударах, раздающихся в различных частях комнаты, когда два или три человека спокойно сидят вокруг стола. Исследователь-ученый вправе требовать, чтобы эти удары были произведены по натянутой перепонке его фонографа.
Спиритуалист говорит о комнатах и домах, потрясаемых невидимой силой даже до повреждения. Человек науки требует только, чтобы маятник, находящийся под стеклянным колпаком и на твердой подставке, был приведен в движение.
Спиритуалист говорит о разной тяжелой мебели, движущейся из одной комнаты в другую без всякого пособия человека. Но человек науки построил инструменты, которые могут разделить дюйм на миллионные доли, и он имеет право сомневаться в точности помянутых наблюдений, если та же самая сила не в состоянии подвинуть указатель его инструмента на один жалкий градус...»
(продолжение следует)



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 10.09.2019. Из монографии Игоря Винокурова Духи и медиумы