Duomo di Milano

Акламэна: литературный дневник

Кафедральный собор в Милане (итал. Duomo di Milano) — крупнейшее создание готической архитектуры в Италии. Это единственный беломраморный готический собор Европы. Собор построен из местного кандолийского мрамора, добывавшегося недалеко от западного берега Лаго Маджоре.


Это позднеготическое чудо архитектуры содержит целый лес шпилей и скульптур, мраморных остроконечных башенок и колон, сплетенных вместе паутиной парящих опор, провоцирует на эпитеты в превосходной степени: грандиозный, ошеломляющий, великолепный…


Миланский собор третий по величине в Европе после соборов Святого Петра в Риме и Святого Павла в Лондоне. По вместимости (до 40 тыс. человек) уступает среди готических храмов только Севильскому, а среди итальянских храмов — только собору Святого Петра в Риме. Одних только статуй в соборе насчитывается 3 400.


Общая длина храма составляет 158 метров, высота шпиля 106,5 м. Над алтарем собора находится гвоздь, который, как говорят, был привезен с распятья Христа. К ценностям собора также относят порфировую египетскую ванну IV в., которую используют как крестильную купель.


На постройку этого собора ушло 550 лет. Первые блоки и фундамент храма заложили в 1386 г. при легендарном правителе Джан Галеаццо Висконти, а проект фасада, законченного в 1813 г., утвердил Наполеон в 1805 г.


На том месте, где стали возводить Дуомо (так называют его сами миланцы), в доисторические времена стояло кельтское святилище, при римлянах храм Минервы, потом церковь Санта-Текла, построенная в IV веке и разрушенная в VI, а с VII века — церковь Санта-Мария-Маджоре, которую снесли, когда стали расчищать место для собора.


Собор было решено строить в готическом стиле, до тех пор по эту сторону Альп не встречавшемся. Специалистов по готике пригласили из Франции и Германии, хотя первоначальный проект разрабатывал все же итальянец — Симоне де'Орсениго. В течение 10 лет на посту главного архитектора сменяли друг друга немцы и итальянцы, пока в 1470 году собором не занялся Джунифорте Солари. Он пригласил себе в консультанты Браманте и Леонардо, а те предложили разбавить готику более современными ренессансными элементами, в результате чего появился восьмиугольный в основании купол. В Амброзиане хранятся рисунки Леонардо да Винчи некоторых архитектурных деталей строившегося собора.


В 1417 году главный алтарь недостроенного собора освятил папа Мартин V, а целиком собор начал функционировать в 1572 году — после того как его торжественно открыл святой Карл Борромео.


В 1769 году появился 104-метровый шпиль с четырехметровой статуей Мадонны ("La Madonnina") из позолоченной бронзы. После чего появился декрет, что ни одно здание в Милане не должно заслонять собой святую покровительницу города.


Интерьер собора, длина которого достигает 148 метров, а ширина 57,5 метра (в трансепте - 87,8 метра), разделен на пять нефов пятьюдесятью двумя огромными столпами. Когда входишь внутрь, то оказываешься как бы в гигантском лесу, пространство которого то здесь, то там прорезают разноцветные полосы света, падающего из витражей. Вошедшего поражает прежде всего абсолютный масштаб этого пространства, его кажущаяся беспредельность.


Но нельзя судить о Миланском соборе, не поднявшись на его мраморную кровлю. Переходя по крыше боковых нефов, поднимаясь по лестницам на крышу центрального, постоянно чувствуешь необычайную силу этой архитектуры, мощную и в то же время утонченную, гармоничную.


Источник: Wikipedia


***


Фотографии:


http://goo.gl/LSfIa
http://goo.gl/eJ9eJ
http://goo.gl/Ua8uu
http://goo.gl/jMOi0
http://goo.gl/EKXWK (врата)
http://goo.gl/O5eNN
http://goo.gl/A48mV
http://goo.gl/LpmZB
http://goo.gl/7gUFi
http://goo.gl/xFtZW ("La Madonnina")
http://goo.gl/btOER
http://goo.gl/Zcmn5 (порфировая египетская ванна крещения, IV век)


http://goo.gl/2Kv0L
http://goo.gl/erIUM
http://goo.gl/K7Tde
http://goo.gl/bmm6U


Фотографии взяты с различный вебсайтов в свободном доступе.


***


На протяжении пятисот пятидесяти лет собор строили и украшали 180 архитекторов, скульпторов и художников, среди которых были крупнейшие мастера Италии, включая знаменитого зодчего Антонио Аверлино, прозванного "Филарете" - "любимец славы". К строительству собора "приложили руку" все жители Милана. Рассказывают, что специально избранные девушки в белых одеяниях, в сопровождении флейтистов и трубачей, обходили Милан и окрестные селения и собирали пожертвования на строительство храма. Большие средства на собор пожертвовало знатное миланское семейство Висконти. Городские ремесленники - булочники, сапожники, красильщики - выходили работать на строительство собора по своеобразному "графику", в строго определенные дни. Даже коллегия миланских фармацевтов и врачей не гнушалась строить великий храм. Миланский собор в основном был возведен уже ко второй половине XV века. На протяжении XVI столетия сооружался купол, который начал возводить архитектор Джованни Антонио Амадео, умерший в 1522 году. До этого он пятьдесят лет руководил строительством Миланского собора. В 1560-х годах архитектор и скульптор Пеллегрино Тибальди деи Пеллегрини разработал проект западного фасада собора с пятью порталами. Этот фасад был закончен только в 1801-1813 годах по проектам Карло Амати и Джузеппе Цанойя.


С разных точек зрения Миланский собор выглядит по-разному. Этому во многом способствует чрезвычайная насыщенность фасадов пышным декоративным убранством в сочетании с громадными размерами храма. Миланский собор производит огромное впечатление своей несравненной резьбой по мрамору, многочисленными ажурными деталями, цветными витражами в проемах стрельчатых окон. Снаружи и внутри собор украшают около трех с половиной тысяч мраморных скульптур, среди которых наиболее известна "Золотая Мадонна", увенчивающая центральный портал собора на высоте 106,5 метра.


К Миланскому собору, наверное, более всего подходит определение "великий". Впрочем, он велик не только размерами и обликом, но и всей своей многовековой историей, и своей ролью в жизни Милана в разные эпохи, и своим неслыханным по щедрости убранством, напоминающим целый музей мраморной скульптуры.


Источник: http://goo.gl/oZHUe


***


18 мая 1805 года Наполеон, будучи уже императором Франции, провозглашает создание Итальянского королевства со столицей в Милане, а себя – королем Италии. Принимается решение, что Наполеон будет коронован 26 мая в Миланском кафедральном соборе Железной короной Лонгобардского королевства.


22 мая организаторы церемонии выехали на трех повозках с сопровождением 50 вооруженных всадников в Монцу, где в кафедральном соборе хранилась главная реликвия Ломбардии - Железная корона, по легенде, сделанная из гвоздя Креста господня, найденного святой Еленой на Святой Земле. Именно этой короной короновались лонгобардские короли, а также большая часть германских императоров, от Карла Великого до Карла V. Вечером того же дня процессия прибыла в миланский кафедральный собор, где передала корону кардиналу – архиепископу Милана, который установил ее на алтаре собора.


В 11 часов 45 минут 26 мая 1805 года Наполеон, императрица Жозефина и сестра Наполеона принцесса Элиза покинули Королевский дворец и отправились в кафедральный собор. Следует отметить, что между Королевским дворцом и Дуомо (находятся неподалеку, на одной площади), была организована длинная галерея. Проход был богато украшен, покрыт сверху и открыт со сторон.


В 12 часов дня началась церемония коронации. Наполеон вошел в Собор в императорской короне. Возложение Железной короны сопровождалось бурными аплодисментами присутствующих на церемонии. При этом Наполеон сказал: "Бог мне ее дал, несчастье тому, кто ее коснется!" По старинной традиции эти слова прозвучали под сводами исторического собора.


Вечером состоялись фейерверки в честь коронации, на следующий день – скачки в честь нового короля. Тогда же Железная корона была с теми же почестями отправлена обратно в Монцу. 31 мая 1805 года состоялся грандиозный бал, который новый король дал в "Ла Скале".


Источник: http://goo.gl/O1B42



Другие статьи в литературном дневнике: