Такси в ЛондонеОбычно такси делают так: берут серийную машину, обшивают салон прочным кожзамом, красят ее в какой-нибудь желтый или беж, и все, такси готово. Британские такси, традиционно называемые black cab, — совсем другое дело. Они известны всему миру благодаря необычной внешности и феноменальной надежности. Более того, нигде, кроме Британии, не выпускают автомобили, которые используются исключительно как такси. Если в криминальных историях надо искать как первопричину женщину, то в качестве движущей силы историй автомобильных смело ищите лошадь. Четверо лондонских коучменов, то есть извозчиков, в далеком 1588 году решили объединиться в ассоциацию. Тогда экипаж извозчика именовали hackney, от французского hacquen;e, дословно «лошадь по найму», а позже, в середине XIX века, с появлением открытых двухколесных повозок – кабриолетами, или сокращенно кэбами, а самих извозчиков, соответственно, кэбменами. Кстати, появление маневренных двухколесных повозок было неслучайным. Уже в 1760 году на узких лондонских улочках были зафиксированы первые дорожные пробки — громоздкие четырехколесные повозки зачастую не могли разъехаться друг с другом. Робкую попытку вытеснить конные экипажи с поприща лондонского частного извоза предприняли электромобили Berseys. В 1897 и 1898 годах на улицы Лондона выкатились 75 электрокэбов. За пару лет они успели побывать в сотнях аварий и передавить немало лондонцев, чем снискали себе дурную славу. Дела у London Electrical Cab Co. шли из рук вон плохо, и дело логично закончилось ее полным банкротством в 1900 году и исчезновением электрокэбов с улиц британской столицы. Первым лондонским автомобилем такси с бензиновым двигателем стал французский Prunel. Собственно автомобили, предназначенные для извоза, стали называться «такси» только в 1905 году, когда барон фон Турн-и-Таксис придумал для профильного берлинского транспорта счетчик — таксометр. В 1907 году его использование стало обязательным для всех автомобилей такси и в Великобритании. Не в обиду англичанам стоит заметить, что многие технические новшества начала прошлого века пришли в Британию с противоположного берега Ла-Манша. Даже первая крупная компания такси General Cab закупила для своего гаража французские двухцилиндровые Renault и Unic. В 1906 году в Лондоне было выдано всего 100 лицензий на право частного автомобильного извоза. Как правило, марки лондонских кэбов были малоизвестны (в те времена автомобили собирали чуть ли не в каждом гараже). Из всей разношерстной массы, пожалуй, стоит выделить Rover и Vauxhall. Последний отличался 3-цилиндровым двигателем и расположением водительского сиденья и органов управления позади пассажирского салона. Известна также попытка завезти в Лондон сотню заокеанских Ford, но эта идея не нашла поддержки у инвесторов. Именно в 1906 году в Лондоне выходит первый свод правил для общественного транспорта. Этим документом достаточно строго регламентируется и деятельность такси. Одним из требований при выдаче лицензии на частный извоз был радиус разворота автомобиля в 25 футов (около 7,6 м). Именно поэтому английские кэбы столь маневренны, свободно лавируют и паркуются на забитых лондонских улицах. Такую цифру могли обеспечить далеко не все автопроизводители того времени, да и сегодня это хороший показатель для большого седана. Уже в 1913 году английская индустрия такси переживает серьезный кризис. Из-за роста цен на бензин и государственного запрета на повышение тарифов многие компании таксомоторов разоряются. Из всех такси на улицах Лондона остаются самые экономичные — Unic с двухцилиндровым двигателем. Первая мировая война фактически уничтожила английское такси как явление. На заводах Unic во Франции вместо автомобилей стали производить боеприпасы, а в самой Великобритании большинство кэбменов ушли на фронт. Оставшиеся кэбы сильно износились за годы войны, и к 1918 году на улицах Лондона такси практически не встречались. В 1919 году крупнейшая шотландская компания William Beardmore выпустила автомобиль такси MK-I или Mark-I. Он был надежен и комфортен, и потому сразу полюбился как кэбменам, так и пассажирам. Машина даже получила прозвище «Rolls-Royce среди такси». Мощность двигателя MK-I составляла 15,6 л.с. — немало по тем временам. Однако французы не хотели сдавать английский рынок без боя. Уже в 1921 году на улицах Лондона появились такси Citroen и Unic с 4-цилиндровым мотором. Завышенная цена лицензии, дорогой бензин и невозможность роста тарифов мешали развиваться автомобильному извозу. В 20-е годы в Париже таксомоторов было чуть ли не на порядок больше, чем в Лондоне. В итоге под нажимом кэбменов и общественности в 1927 году правила лицензирования и тарифы были пересмотрены. К этому времени в Глазго Beardmore выпускает специально для извоза модель Mark-III, а лорд Нуффилд организует производство машин такси под маркой Morris-Commercial. Кэбы Morris были особенно популярны у таксистов-частников. Эти автомобили славились мощными четырех- и шестицилиндровыми двигателями, имели салон комфортный не только для пассажиров, но и для водителя. Кстати, высокий потолок английских кэбBlack Cabов – не случайность, а старая традиция: не пристало джентльмену снимать шляпу, садясь в машину. В 1929 году в ряд английских кэбов встает таксомотор Austin, а к 1934 году эта марка становится самой распространенной среди лондонских такси. Этому способствуют и высокие таможенные пошлины, преграждающие французским машинам путь на британский рынок. Конечно, Austin не так роскошен, как Beardmore и Morris-Commercial, но зато практичен, надежен, а главное — обходится частникам и таксомоторным компаниям в два раза дешевле. Накануне второй мировой войны основу парка такси в Великобритании уже составляют автомобили английских марок. После начала войны в армию ушли многие кэбмены. Вчерашние водители мирных такси пересели на армейские грузовики и прочую технику, а сами такси были реквизированы — оставшиеся кэбмены вместе с ними поступили на пожарную службу. Постоянные немецкие бомбежки и, как следствие, многочисленные пожары в английских городах заставили мобилизовать гражданскую колесную технику. За руль кэбов, оставшихся без водителей, владельцы компаний впервые усаживают женщин. В Лондоне, в связи с острой нехваткой водительских кадров на работу принимают даже без сложного экзамена на знание города. За время войны сильно износился парк английских кэбов. Многие автопроизводители перепрофилировали производство на военный лад. Очевидно, такси — все-таки примета мирной жизни… После второй мировой англичане закрыли дорогу иностранным автомобилям в свои таксопарки. Только отечественный производитель! Уже в 1947 году появился новый кэб Morris-Commercial. Надо отдать должное инженерам Morris. В течение второй мировой они не останавливали разработку нового английского кэба, умудрялись испытывать опытные образцы в перерывах между бомбежками Лондона. Год спустя, в 1948-м новый автомобиль такси выпускает и Austin — модель FX3. Именно он стал первым эталонным английским black cab. Высокий кузов седан, отдельный отсек для водителя, рядом с ним — место для багажа (интересная особенность — двери с этой стороны нет: защита от воров). Кроме того, FX3 был оснащен встроенными гидравлическими домкратами для подъема в сервисных целях. FX3 был очень популярным кэбом, его общий выпуск составил 7000 экземпляров. В 1958 году на свет появился знаменитый Austin FX4, который и сегодня можно встретить на улицах Лондона. Именно этот автомобиль со временем стал для всего мира олицетворением английского такси. Легендарная машина 39 лет сходила с конвейера в различных модификациях, одних только двигателей на FX4 устанавливалось семь! Производители FX4 — скооперировавшиеся Austin, Mann и Overton признавали, что модель не лишена недостатков. Но обновления модельного ряда так и не произошло по причине отсутствия финансовых резервов на разработку и выпуск нового кэба. Компания Carbodies в 1982 году выкупила производство FX4 и собирала эту модель под торговой маркой LTI (London Taxis International) до 1997 года. Обновленная модификация FX4 носила имя Fairway. Двигатели и трансмиссии для нее имели клеймо Nissan. Всего было выпущено более 75 000 FX-4, такие такси сегодня составляют около 80% всех кэбов Соединенного королевства. Black CabАнглийские такси — автомобили необычные во всех отношениях. Срок эксплуатации, предусмотренный производителем, — 10–12 лет, пробег — 800 000 км, и это при жесткой непрерывной эксплуатации. Реально же английские кэбы ходят по миллиону километров, многие служат уже более 25 лет. Лицензию на частный извоз в Лондоне уже четыре столетия выдает полиция, срок — три года. К лицензии прилагается номерной жетон, автомобилю же достается специальная табличка с номером лицензии и указанием количества пассажиров, которое он вправе перевозить за раз. Также лицензия дает право подбирать клиентов на улице. Далеко не все компании такси имеют такую возможность — дешевле получить право организовать заказ такси по телефону. Такой кэб ни за что не остановится, если вы голосуете на дороге, ведь это чревато большим штрафом и потерей лицензии. Чтобы получить право на извоз, недостаточно заплатить большие деньги, надо еще выдержать сложный экзамен на знание Лондона и его. Большинство лондонских кэбменов настолько хорошо знают город, что и не думают пользоваться услугами GPS-навигатора — им оснащены всего 2–3% лондонских такси. Вплоть до 80-х годов прошлого века все английские такси были черного цвета. Традиция эта родилась в связи с желанием производителей сэкономить на автомобильной эмали (возможно, тут свою роль сыграл пример Генри Форда, который говорил, что машина может быть любого цвета, если он черный). Сегодня эта традиция ушла в прошлое. Лондонские такси не только окрашены в разные цвета, но и без стеснения носят на бортах яркую рекламу. А еще английские такси носят звание самых дорогих в мире. Несколько лет назад возмущенные этим обстоятельством власти приняли закон о максимальных тарифах на услуги такси. Теоретически в лондонском такси сегодня можно и поторговаться, но какой вы джентльмен после этого? Базовый тариф — 1,40 фунтов, далее начисляется 20 пенсов за каждые 281 ярд (256 метров) или 55,5 секунд, пока сумма не достигнет предела в 8,60 фунтов. После этого начисляется по 20 пенсов за каждые 188 ярдов (170 метров) или 37 секунд. Дополнительная оплата — 60 пенсов за поездку в будни с 20-00 до полуночи. В Рождество и Новый Год — доплата 2 фунта. Если пассажиров больше одного, за каждого дополнительного пассажира берется 40 пенсов. Обычно в апреле цены повышаются. На чай принято давать 10-15% от общей суммы. Не рассчитывайте поймать такси ночью в популярных местах ночной жизни Лондона, таких как Сохо (Soho) (особенно после закрытия пабов в 11 часов вечера). Многие водители в ночное время очень привередливы по части расценок, поэтому подавайте знаки всем такси, даже тем, которые едут с выключенным знаком. Для заказа такси по телефону можно позвонить в Radio Taxis: +44 (020) 7272 0272; в оплату такого такси будет включена также стоимость проезда к месту вашего нахождения. Zingo Taxi (тел: 08700 700 700) представляет собой новую услугу с использованием GPS для соединения вашего мобильного телефона с ближайшим свободным таксистом — после этого вы можете объяснить водителю, где вы точно находитесь. Оплата этой услуги включается в оплату самого такси. Этот вариант может быть полезен ночью, когда, как хорошо известно, трудно найти свободное такси. Стоимость проезда Стоимость лондонского такси рассчитывается исходя из расстояния, времени суток и времени в пути. Багаж в Кэбах провозится бесплатно.
© Copyright: Акламэна, 2014.
Другие статьи в литературном дневнике:
|