Русские в Тоскане

Акламэна: литературный дневник


Демидовы


Больше всего воспоминаний связаны во Флоренции и во всей Тоскане с несколькими поколениями Демидовых, владельцев уральских металлургических заводов, им мы посвящаем отдельную статью. Тосканскую ветку рода начал Николай Никитич Демидов, ставший герцогом Сан-Донато. Через его сына Анатолия ветвь продолжил Павел Павлович Демидов. Демидовы жертвовали большие суммы Флоренции, участвовали в украшении города и благотворительности. Демидовы владели виллой Демидофф в центре Флоренции и имением Пратолино недалеко от тосканской столицы, когда-то принадлежавшим семейству Медичи. Потомки Демидовых владели Пратолино вплоть до 1955 года, до смерти последней из рода - Марии Павловны Абамелек-Лазаревой. Ее племянник и наследник Павел Кара-Георгиевич, бывший регент Югославии, продал имение на торгах Сотбис, и теперь оно принадлежит городу Флоренции. В туристический сезон имение открыто для посещения.



Граф Бутурлин



А первым русским эмигрантом в Италии следует считать Дмитрия Петровича Бутурлина. Семейство графа прибыло во Флоренцию в 1818 году. Знаменитая московская библиотека Бутурлина, одна из крупнейших в Европе, сгорела во время пожара столицы в 1812 года. «Бог дал, Бог взял», - философски вздохнул Дмитрий Петрович. Граф Бутурлин был очень оригинальным человеком, не ужился в Москве, уехал во Флоренцию. Купил в самом центре города прекрасный особняк эпохи Возрождения - Палаццо Монтаути-Никколини. Собрал в Италии библиотеку, не меньшую московской. Ровно век на карте Флоренции значился дворец с русским именем - Палаццо Бутурлин. Но в 1918 году потомки графа, оставшись без денег, были вынуждены продать историческое здание. Однако фамильный герб на его фасаде сохранился до сих пор.



Чайковский



Несколько адресов во Флоренции связано с именем Петра Ильича Чайковского - композитор любил Флоренцию больше всех других европейских городов. Это две гостиницы – «Софитель» и «Вашингтон» – гостиницы, между прочим, не самого высокого разбора. Но главный адрес – улица Сан Леонардо, 64, Вилла Бончани, которую для композитора снимала зимой 1878 года Надежда фон Мекк. Надежда Филаретовна и сама жила неподалеку, часто выбирала прекрасную заросшую улицу Сан-Леонардо для прогулок, ей композитор каждый день отсылал написанные за день партитуры. На доме висит мемориальная доска поэтического содержания.



Достоевский



Точный адрес дома, где зимой 1868 году жил Федор Михайлович с женой, неизвестен, известно лишь, что это левый берег Арно, недалеко от Палаццо Питти. Есть и мемориальная табличка на доме 22 по площади Питти, ее содержание расплывчато – «В этих местах жил…» Здесь Достоевский написал основную часть романа «Идиот».


Известно, что Федор Михайлович водил беременную Анну Григорьевну гулять в прекрасные сады Бобболи. Сады Бобболи, окружающие Палаццо Питти, когда-то служили для прогулок только герцогов Медичи и их высоких гостей. Теперь за небольшую плату туда может попасть каждый, чтобы полюбоваться регулярным французским парком, украшенным античными скульптурами. Петербуржцы наверняка вспомнят при этом аллеи и скульптуры Летнего Сада...


В Палаццо Строцци до сих пор действует библиотека, которую Федор Михайлович посещал для чтения русских газет – ежедневно, после обеда. Полистав библиотечный реестр, можно найти запись «Theodore Dostoewsky». Ваша подпись, если вы задумаете записаться в библиотеку Палаццо Строцци, будет значиться ниже подписи великого классика. Правда, во времена Федора Михайловича сама библиотека размещалась в другом месте.



Бродский



Бродский любил Италию и бывал здесь почти каждый год, в то время, когда студентов его университета распускали на Рождественские каникулы. Главной любовь Бродского была Венеция, это широко известно.


Однако мало кто знает, что в 1996 году Бродский был удостоен звания почетного гражданина еще и Флоренции. Посвященная этому событию церемония, костюмированная в духе средневековья, проходила в Палаццо Веккио, на ней присутствовали отцы города и знаменитые горожане. По традиции Бродскому был вручен золотой флорин – точная копия знаменитой флорентийской монеты, имевшей хождения в средние века.


Между прочим это был последний визит поэта в Италию. В соответствии с завещанием Бродский похоронен на венецианском кладбище Сан-Микеле.



Тарковский



Надпись на домофоне в доме 91 по улице Сан-Никколо гласит «TARKOVSKY». В годы, когда Тарковский оказался лишенным родины, флорентийская мэрия предоставила режиссеру жилье в этом старинном районе. Это на левом берегу Арно, у подножия холма, в двух шагах от площади Микеланджело.


Тоскана много значила для нашего гениального соотечественника. Знаменитая сцена со свечой в фильме «Ностальгия» снималась в городке Баньо Виньони, куда из Флоренции можно доехать на машине и лично ощутить мистическую силу знакового места. В картине зритель видит и другие знаменитые тосканские приметы - недостроенный собор в Сан-Гальгано и фрески Пьеро делла Франческа.


В комнате, где Тарковский писал сценарий «Жертвоприношения», вдова режиссера устроила подобие музея, сохранился стол, личные вещи. Помещается комната на последнем этаже средневекового палаццо и выходит окнами на черепичные крыши. Но надпись на домофоне относится не к самому Тарковскому, а к его сыну, тоже Андрею, который продолжает жить во флорентийской квартире отца.


http://www.abouttuscany.ru/str/19/



Другие статьи в литературном дневнике: