Советские инженеры и ювелиры создали панно,

Николай Миластный: литературный дневник

равному которому в мире нет!
К 20-летию Октябрьской революции,власти наметили открыть в Москве Всесоюзную
художественную выставку "Индустрия социализма".Самым значительным экспонатом,
главным украшением должна была стать огромная "Географическая карта индустрии
и естественных богатств СССР".


На выставке поситители должны были увидеть лицо советской страны за две
прошедших пятилетки в лучших художественных полотнах,скульптуре и графике.
И гигантскому панно,отображавшему всё величие СССР отводилась большая роль.


Для создания столь сложного произведения ювелирного и инженерного искусства,
3 мая 1936г.оргкомитет выставки утвердил спец.группу из географов,экономистов,
инженеров.
Композиционная разработка проекта была поручена отделу Академии художеств.


Перед исполнительнрой бригадой,прежде всего,встал вопрос о конструкции самой
карты длиной ок.6м, высотой 4,5м и пл.22кв.м.
Её надо было сделать разборной и найти совершенные способы крепления мозаики
на жёсткой основе. К делу были привлечены специалисты Московского з-да опытных
конструкций во главе с инж.Головиным - прежде им пришлось устанавливать
рубиновые звёзды на кремлёвских башнях.


Головин предложил проект каркаса из дюралюминиевых тюбингов общим весом 3,5т.
Он же предложил и текстолит за основу для наклейки мозаики.
В первых числах апреля 1937 в Москве начался монтаж.


С помощью винтовых соединений 98 секций были закреплены на каркасе,состоящем
из 27 дюралюминиевых тюбингов. Полотно карты поддерживала бронзовая рама.
Главные проблемы,как показало время,заключались в исполнении собственно
гранильной,ювелирной и мозаичной части карты.
На кустарных предприятиях треста "Русские самоцветы",которые в 30-х гг. громко
именовались заводами,требовалось выполнить высокохудожественную и к тому же
чрезвычайно точную и филигранную работу.


В связи с этим народный комиссариат тяжпрома СССР в короткое время технически
оснастил совр.станками и моторами Второй ленинградский завод(сегодня предприятие
"Русские самоцветы"),где в основном была сосредоточена вся намеченная работа.
Сюда же из Петергофа,где находилась старейшая ф-ка(основанная Петром I в 1720-х),
прибыли гранильщики-ветераны, и конечно с Урала,где доживали свой век
"бажовские Данилы".


Приехали искусные гранильщики бр.Татауровы,мастера Подкорытов и Шубин.
Из Москвы прибыл старый художник - резчик по камню Кремлёв,пригласивший
впоследствии 30 мастеров-камнерезов с Орденского з-да N-4 треста "Русские
самоцветы".
В составе общего коллектива работала так же Свердловская(Екатеринбургская)
гранильная ф-ка(осн.в 1751г),где старые уральские мастера выполняли задачу
по огранке самоцветов,обозначавших на карте промышленные пункты.


В 1937 Второй ленинградский з-д находился на Обводном канале.На его площадку
свезли 65т самоцветных камней,из которых выбрали непосредственно для обработки
2т самого красивого материала.
150 человек,фактически на весь период работы находившиеся на казарменном положении,встали к станкам,чтобы к 1 апреля 1937г.закончить всё мозаичное
полотно карты в масштабе 1:1 500 000.
100 000 деталей - таков был количественный итог мозаичных работ.


Надписи и обозначения.


На Втором лен.заводе были созданы надписи городов и рек,платинированная
серебрянная сетка,изобразившая на карте параллели и меридианы,выточена из серебра
ж/д паутина.
Богатейшая гамма минералов,особенно яшмы,позволила составителям уникальной карты
показать рельеф СССР.


Различными самоцветами всевозможных оттенков зелёного цвета выложены низменности
и равнины;спокойные зелёные тона сменялись красновато-жёлтыми и тёмными
самоцветами,которыми обозначались возвышенности и высокогорные районы,такие как
Кавказ,Тянь-Шань или Памир со сверкающими ледниками - опалами.


Причудливыми тёмно-синими ленточками сибирского лазурита текли безчисленные реки.
Они впадали в моря и океаны из того же лазурита,на котором белые крапинки
создавали впечатление ледяных торосов.


Границы 11 союзныз республик протянулись на тонкой ниткой сверкающего рубина.
Широкая красно-малиновая лента из благородного родонита(орлеца) и сургучной яшмы
окаймляла гос.границы.


Рубинами горели центры тяж.промышленности,причём каждая ведущая отрасль
имела свой знак.


Пятиконечными звёздами из альмандина светились электростанции.


Треугольники и овалы аметиста,квадраты и ромбы золотистых топазов,цитринов и
хризолитов,прямоугольнички из изумрудов и белого хрусталя,разбросанные на карте,
показывали предприятия лёгкой,пищевой и лесной промышленности.


Извилистыми лентами голубых аквамаринов протянулись Беломорско-Балтийский и
канал Москва - Волга.
Пунктир того же голубого аквамарина от Архангельска до Владивостока показывал
Великий Северный морской путь.
А на затянутых льдом берегах северных морей всеми цветами радуги сверкали звёзды
из белого уральского фенакита - советские полярные станции.


На противоположной южной стороне извивались сплошной линией дымчатых топазов
нефтепроводы.

11 больших рубинов звёзд - столицы союзных республик. Рядом изумрудные
надписи глродов. Самая большая 50мм рубиновая звезда в позолоченной
серебряной оправе,увенчанная серпом и молотом с 17 огранёнными алмазами
в виде "искр",обозначала Москву.
Надпись "Москва"(в 25мм) выполнена из искусственных рубинов.
"Ленинград" - из александритов.


Прежде представления панно на московской выставке в ноябре,её в мае 1937г.
отправили на Всемирную выставку в Париж.
Советский павильон занимал на берегу Сены самое выгодное место.
Его украшала скульптурная группа "Рабочий и колхозница" Веры Мухиной.
Карту СССР,усеянную самоцветами,разместили на стене главного зала,
посвящённого Сталинской конституции.


Рядом стояли реальные доказательства достижений советской промышленности:
тракторы "Челябинец" и "Сталинец",автомобили ЗиС-101 и М-1.
Вызвавшиая всеобщее восхищение карта,вместе монументом Мухиной,напомнившим
парижанам любимую ими Нику..,была удостоена Гран-при.

Во время пребывания там экспоната вспомнили,что ещё одну подобную вещь -
карту Франции - создали на Екатеринбургской ф-ке и доставили в Париж к выставке
1900 года (с тех пор она хранится в Лувре).
Та карта выглядела гораздо скромнее.Её размер немногим превышал 2кв.м.,
а в композиции были мягкие камни - например,мрамором было выложено море,
провинции Франции были показаны разными минералами,а реки "текли" из платины.


После Парижа наша карта побывала ещё на одной международной экспозиции -
в Нью-Йорке,где так же имела успех.
Вернувшись домой своей родной выставки карта не дождалась,ибо та не состоялась.
По причине смерти 18 февраля 1937г. её организатора - наркома тяжпрома
Серго Орджоникидзе.


После Великой Отечественной уникалное произведение вернулось в Ленинград
и некоторое время,по воспоминаниям старожилов,стояла...
н а у г л у Гостинного двора и Перинной линии.


Затем,в связи со строительством первой линии метро, в середине 50-х гг.
карту демонтировали и поместили в Георгиевском зале Эрмитажа.

В 1987 возникла необходимость реставрации. Ценный экспонат перевезли
на Васильевский остров,в Центральный НИИ геолого-разведочный музей
им.академика Ф.Н.Чернышёва.
Реставрацию проводили те же мастера,которые восстанавливали легендарную
Янтарную комнату. Они полностью заменили её текстолитовое основание.
В этом музее карту можно увидеть и сегодня.


Ирина Стрекалова






Другие статьи в литературном дневнике:

  • 16.01.2017. Советские инженеры и ювелиры создали панно,