Кондуктор, нажми на тормоза!

Николай Миластный: литературный дневник

Открытие ярославского машиниста спас Владимир Маяковский!


Система ж/д тормозов была актуальна всегда.
Но до Октябрьской революции этим вопросом в России почти никто
не занимался,довольствуясь тормозом американского изобретателя
Вестингаузена.
Только после рев-ции изобретатели,окрылённые новыми возможностями,
принялись за дело...


Одним из выдающихся изобретателей послерев.времени был выходец из
ярославской глубинки Иван Матросов.
Он родился в 1886г.в с. Малые Соли Ярославской губернии.
С детства Ивана влекла техника - автомобили,трактора,локомотивы;
он интересовался тем,как устроены детали и механизмы.
Этот интерес привёл его на железную дорогу,где Матросов работал
пом.машиниста и машинистом. В течение 12 лет ярославский парень
гонял паровозы,но думал о другом.


Под стук колёс


Работая машинистом,Матросов частенько сталкивался с системой ж/д
тормозов.Принципы их работы и устройство он изучил досконально,и
когда в этой области секретов для него не осталось,он решил,
что можно попытаться сделать что-то своё.


В 1923г. Иван закончил училище техников путей сообщения в Петрограде.
Выпускник с жадностью впитывал новое,тем более что всё вокруг
кипело от революционного и трудового энтузиазма.
С 1923 по 1928г он работал техником в управлении Сев-Зап. ж/д.,
а затем перешёл на Московский тормозной завод.
К 1926г изобретатель уже продумал основные детали своего изобретения,
после чего предложил новую систему автотормоза для груз.поездов.


Изобретение показалось интаресным.Матросову предложили провести
испытания торм.сист. на участке Сев-Кавказской ж/д.
В течение 4 лет тормоз Матросова,как и изобретения др.конструкторов
подвергали различным проверкам.


Специально созданная комиссия наблюдала за движением
двухкилометрового состава,снабжённого сразу тремя
различными системами торможения.
На одном участке протяжённостью 80 км был крутой уклон.
Именно здесь должна была решиться судьба установленных
на составе тормозов.


В результате победителем стал тормоз Матросова.
Который за счёт резкого сокращения тормозного пути позволил
значительно увеличить вес и длину состава,скорость и
безопасность движения.


Однако продвижение тормоза в СССР поначалу тормозила бюрократия
в Наркоме путей сообщения - изобретение положили "под сукно".
Матросову ничего не оставалось,как предложить изобретение
американской фирме "Френкель" за 250 000 дол.(в переводе на
нынешние деньги - более 1млн.дол.)

Американцы уже готовы были заплатить, но тут в дело вмешалась
газета "Комсомольская правда",опубликовавшая стихотворение Маяковского:
"Товарищи хозяйственники! Ответьте на вопрос вы -
что сделано,чтоб выросли Казанцевы и Матросовы?"


Разбирательство в НКПС было громким.
Расследованием дела "о тормозе тов.Матросова" занималась спец.комиссия,
признавшая,что заявку "забюрократили".
Но комиссия также осудила и действия самого Матросова по
продаже изобретения американцам.


В феврале 1931г устройство было принято коллегией НКПС
в качестве типового для всей сети дорог,
а его автор в числе первых получил орден Ленина.


Простое решение


Тормоз Матросова признали
"самым плавным,самым чувствительным в управлении и
дающим наиболее постоянный тормозной путь".
Всё это обеспечивалось простотой конструкции,
небольшим кол-вом деталей и лёгкостью при разборке и ремонте.


Подобные качества делали тормозную систему лучшей
не только в СССР,но и в мире.
Изобретённый Матросовым воздухораспределитель стал
основным для железных дорог СССР.


Автор создавал и совершенствовал тормоза практически
для всех типов подвижного состава.
До настоящего времени грузовой тормоз Матросова
является типовым и самым надёжным.


В1935г был разработан тормоз для поездов Московского метро.
В 1945г - для пассажирских поещдов.
Загоды профессиональной деятельности Матросов подал в
Комитет по делам изобретений материалы,посвящённые различным
усовершенствованиям в оснастке тормозов.
На 53 из них получены авторские свидетельства.


Более 30 заявок на изобретения Матросова храняться в филиале
РГА НТД в Самаре.
Почти на все эти заявки выданы авторские свидетельства или
патент,а заявка на концевой кран главного трубопровода
была запатентована в Германии.


Умер Иван Константинович Матросов 30 октября 1965 года в Москве.


Тайны и загадки ХХ века
Виктор Приходько





Другие статьи в литературном дневнике: