Сталин - кровавый диктатор или снисходительный чел

Николай Миластный: литературный дневник


Весна 1942 года.Красная армия и вермахт готовы продолжить
смертельную борьбу после сложнейшей зимней кампании 1941/42гг.
Вскоре нацисты рванут к Сталинграду и Кавказу,
а судьба нашей страны и исход войны опять повиснут на волоске.
В небе почти полное господство немецкой авиации.
Самолёты нужны как воздух.


Командиру АДД(авиация дальнего действия)Голованову
звонит Сталин со странным вопросом:
все ли готовые самолёты АДД вовремя забирает с заводов?
Голованов ответил,что самолёты забираются по мере готовности.

- А нет ли у вас данных,много ли стоит на аэродромах самолётов,
предъявленных заводами, но не принятых военными представителями?
- спросил Сталин?


Сразу ответить на вопрос Голованов не мог и попросил разрешения
уточнить необходимые для ответа сведения. После консультации
с главным инженером АДД доложил по телефону:
предъявленных заводами и непринятых самолётов
на заводских аэродромах нет.
Сталин попросил приехать.


"Войдя в кабинет,я увидел там командующего ВВС
генерала П.Ф.Жигарева,что-то горячо доказывавшего Сталину.
Вслушавшись,я понял,что речь идёт о большом количестве самолётов,
стоящих на заводских аэродромах.
Эти самолёты якобы были предъявлены военной приёмке,но не приняты,
как тогда говорили,"по бою",т.е.были небоеспособны,
имели различные технические дефекты.
Генерал закончил речь словами:
- А Шахурин(нарком авиапромышленности) вам врёт,товарищ Сталин.


- Ну что же,вызовем Шахурина,- сказал Сталин,нажимая кнопку -
вошёл Поскрёбышев.
- Попросите приехать Шахурина,- распорядился Сталин.
Подойдя ко мне,Сталин спросил,точно ли я знаю, что
на заводах нет предъявленных,но не принятых самолётов для АДД.
Я доложил,что главный инженер АДД заверил меня:
таких самолётов нет.


- Может быть,- добавил я,- у него данные не сегодняшнего дня,
но мы тщательно следим за выпуском каждого самолёта, у нас,
как известно,идут новые формирования.
Может быть,один или два самолёта где-нибудь и стоят.
- Здесь идёт речь не о таком количестве,- сказал Сталин.


Через несколько минут явился Шахурин,поздоровался и остановился,
вопросительно глядя на Сталина.


- Вот тут нас уверяют,- сказал Сталин,- что те семьсот самолётов,
о которых вы мне говорили, стоят на аэродромах заводов
не потому, что нет лётчиков,а потому, что они не готовы по бою,
поэтому не принимаются военными представителями,
и что лётчики в ожидании матчасти живут там месяцами.


- Это неправда,товарищ Сталин,- ответил Шахурин.


- Вот видите,как получается:
Шахурин говорит,что есть самолёты,но нет лётчиков,
а Жигарев говорит,что есть лётчики,но нет самолётов.


Понимаете ли вы оба,что семьсот самолётов - это не семь самолётов?
Вы же знаете,что фронт нуждается в них, а тут целая армия.
Что же мы будем делать,кому из вас верить? - спрашивал Сталин.


Воцарилось молчание.
Я с любопытством и изумлением следил за происходящим разговором:
неужели это правда,что целых 700 самолётов стоят на заводских аэродромах,
пусть даже не готовых по бою или из-за отсутствия лётчиков?
О таком количестве самолётов,находящихся на аэродромах заводов,
мне слышать не приходилось.
Я смотрел то на Шахурина, то на Жигарева.
Кто же из них прав?" *


На фронте русских солдат утюжит немецкая авиация.
А семьсот(!)самолётов на фронт не попадают.
Возникает вопрос: кто виноват? И вопрос второй:
что с виновником сделает Сталин?
Снова слово маршалу Голованову.


"И тут раздался уверенный голос Жигарева:
- Я ответственно,товарищ Сталин,докладываю,
что находящиеся на заводах самолёты по бою неготовы.


- А вы что скажете? - обратился Сталин к Шахурину.


- Ведь это же,товарищ Сталин,легко проверить,- ответил тот.
- У вас здесь прямые провода.Дайте задание,чтобы лично вам каждый
директор завода доложил о количестве готовых по бою самолётов.
Мы эти цифры сложим и получим общее число.


- Пожалуй,правильно.Так и сделаем, - согласился Сталин.


В диалог вмешался Жигарев:
- Нужно обязательно,чтобы телеграммы вместе с директорами заводов
подписывали и военпреды.


- Это тоже правильно, - сказал Сталин.


Он вызвал Поскрёбышева и дал ему соответствующие указания...
Надо сказать,что организация связи у Сталина была отличной.
Через совсем немного времени на стол легли телеграммы с заводов
за подписью директоров и военпредов.
Закончил подсчёт и генерал Селезнёв,не знавший о разговорах,
которые велись до него.


- Сколько самолётов на заводах? - обратился Сталин к Поскрёбышеву.


- 701,- ответил он.


- А у вас? - спрашивая Селезнёва.


- У меня получилось 702.


- Почему их не перегоняют? - опять обращался к Селезнёву Сталин.


- Потому что нет экипажей, - отвечал Селезнёв.


Ответ,а главное,его интонация не вызывали никакого сомнения в том,
что отсутствие экипажей на заводах - вопрос давно известный.
Я не писатель,впрочем,мне кажется,что и писатель,даже весьма
талантливый,не смог бы передать то впечатление,которое произвёл
ответ генерала Селезнёва,все те эмоции,отражённые на лицах присутствовавших.


Я не могу подобрать сравнения,ибо даже знаменитая сцена гоголевской комедии
после реплики "К нам едет ревизор" несравнима с тем,
что я видел тогда в кабинете Сталина.
Все присутствующие,в том числе и Сталин,замерли и
стояли недвижно,
и лишь один Селезнёв спокойно смотрел на всех нас,
не понимая, в чём дело... Длилось это довольно долго.


Никто,даже Шахурин, оказавшийся правым,
не посмел продолжить разговор.
Он был,как говорится,готов к бою, но и сам,видимо, был удивлён
простотой и правдивостью ответа.
Случай явно был безпрецедентным. Что-то сейчас будет?!" *


Ещё раз о ситуации.
Командующий ВВС генерал П.Ф.Жигарев прямо в кабинете Сталина
нагло врал Верховному главнокомандующему.
Семьсот один исправный самолёт стоит на заводах, потому что
не присылаются экипажи,чтобы забрать эти самолёты.
И это весной 1942 года. Тысячи солдат Красной армии гибнут
от активных действий германской авиации.

Вот вы лично - что бы сделали на месте Сталина?
С генералом Жигаревым - что бы сделали?



"Я взглянул на Сталина. Он был бледен и смотрел широко
открытыми глазами на Жигарева,видимо,с трудом осмысливая происшедшее.
Чувствовалось,его ошеломило не то,почему такое огромное число самолётов
находится до сих пор ещё не на фронте, что ему было известно,
не установлены были лишь причины,
а та убеждённость и уверенность,
с которой генерал говорил неправду.


Наконец лицо Сталина порозовело,было видно,что он взял себя в руки.
Обратившись к А.И.Шахурину и Н.П.Селезнёву,поблагодарил обоих
и распрощался.
Я хотел последовать их примеру,но Сталин жестом остановил меня.
Он медленно подошёл к генералу.
Рука его стала подниматься.
"Неужели ударит?" - мелькнула мысль.


- Подлец! - с выражением глубочайшего презрения сказал Сталин
и опустил руку. - Вон! *



Сделал ли Сталин выводы? Разумеется.
В апреле 1942г(не в марте,как пишет маршал Голованов)
Жигарев был снят с должности командующего ВВС.
Какая кара постигла того,кто держал на заводах семь сотен
готовых самолётов во время страшнейшей войны?
И при этом говорил неправду в лицо самому Сталину.


Расстреляли?
Вот информация с сайта концерна Туполева
о судьбе генерала Жигарева:


В 1942-1945гг командовал ВВС Дальневосточного фронта.
Во время войны с Японией - командующий 10 ЮВА.
В 1946-1948гг - 1-й зам.командующего ВВС.
С мая 1948 по сентябрь 1949 - Командующий Дальней авиации.
В 1949-1957 - Главком ВВС,первый зам.министра обороны СССР...
Умер в 1963г.Похоронен на Новодевичьем кладбище.;

; http://www.tupolev.ru/Russian/Show.asp?SectionlD=275.


* Голованов А.Е. "Дальняя бомбардировочная...Воспоминания
Главного маршала авиации 1941-1945./М.:Центрполиграф,2007.


Ответьте честно: как бы поступили вы на месте Иосифа Виссарионовича?
Так же мягко? Или может быть, не так?...
В следующий раз,когда очередной "сванидзе" или "млечин"
начнёт вам говорить о "кровавом диктаторе",вспомните эту историю...



По изданию Стариков Н."Сталин.Вспоминаем вместе".- СПб.:2018.












Другие статьи в литературном дневнике:

  • 16.05.2019. Сталин - кровавый диктатор или снисходительный чел