Введение во храм Пресвятой Богородицы

Ирина Каретникова-Смоленская: литературный дневник

С двунадесятым Праздником
ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ !
Здоровья, Мира, Добра!


В этот богородичный праздник вспоминают о том, как святые Иаоким и Анна привели в Иерусалимский Храм свою дочь, трехлетнюю Деву Марию.


; СОБЫТИЯ ПРАЗДНИКА


Когда Деве Марии исполнилось три года, ее праведные родители Иоаким и Анна поняли, что пришло время исполнить обет, который они дали Богу — посвятить свою дочь служению Ему.


Они привели Марию к стенам Иерусалимского Храма.


Как гласит Священное Предание, Богородица легко поднялась по крутым ступенькам храма, несмотря на то, что была совсем малышкой. Наверху ее уже ждал первосвященник, чтобы благословить.


Согласно некоторым источникам, это был святой Захария, будущий отец пророка Иоанна Предтечи.


Захарии было откровение от Господа, и он ввел Марию в Святая Святых — место, куда разрешалось входить лишь первосвященнику, да и то всего один раз в год.


С этого необычного для современников момента началась долгая, славная и трудная дорога Божией Матери.


Шли годы, Богородица жила и служила при Храме. Проводила свои дни в молитве, изучала Священное Писание — вплоть до момента, когда была обручена праведному Иосифу.


; САМЫЙ ДЕТСКИЙ ПРАЗДНИК


Праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы называют самым детским праздником. Кто, как не дети, с их чистотой, незлобием, отсутствием всякого превозношения так близки к Той, о Которой повествует нам в этот день Священное Писание: пророчества Ветхого Завета и Евангельские события.


О вселенской значимости события говорит святитель Феофан Затворник:


«В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы начинают петь: «Христос рождается», приготовляя верующих к достойному сретению праздника Рождества Христова».


В этот день матери молятся за своих чад, об их благополучии, здоровье, стараются их привести в храм, причастить.


Введение во храм Пресвятой Богородицы показывает нам, что внутренний мир ребенка может быть богаче в духовном смысле, чем мир взрослого человека.


Вспомним и то, как спорили апостолы, вопрошая «Кто больший в Царстве Небесном?», и тогда Христос поставил перед ними ребенка, сказав: «Если вы не умалитесь, как это дитя, не войдете в Царствие Небесное» (см.: Мф. 18: 1–4).


Божия Матерь – еще ребенок – не просто вводится во Храм. Она была введена во Святая Святых – туда, куда никто не имел права заходить, кроме первосвященника один раз в году. Только один раз в году!


Входил первосвященник со страхом, чтобы совершить определенные обряды, и выходил со страхом. Потому что мог и не выйти оттуда, как сыновья Аарона: они сгорели – Божий огонь попалил их. Это было наказание им за неправильно сделанное.


И теперь Девочку – ребенка – в озарении свыше первосвященник вводит в это сакральное место. Это образ святости детства. И святости девства.


Детство – это и есть состояние девства, то есть чистоты – прежде всего чистоты от всяких дурных побуждений, которые формируются со временем в жизни человека, начиная чаще с юношества. Так и сказано: «От юности борют меня многие страсти». А в детстве человек свободен от этих страстей.


Дева Мария была освящена от чрева Своей матери. Ведь не просто так Архангел Гавриил, явившийся к Ней, приветствует Ее словами: «Радуйся, благодати полная!»


И позднее были такие чистые души, что чувствовали Бога еще до рождения своего, как преподобный Сергий Радонежский, который возглашал из чрева матери прославление Святой Троице.


; ПОЧЕМУ ТАК ВАЖЕН ЭТОТ ПРАЗДНИК


Почему так важен праздник, чтящий святость детства, нам, взрослым? Чтобы мы вспомнили, что когда-то были как ангелы.


Ангел по-еврейски – «круф», по-арамейски – «круфья»; это слово означает: «как дети». Этим экзегеты объясняют, почему херувимы изображались с детскими лицами. В церковной традиции – это чистые младенцы. И такое толкование основывается на тексте Писания.


Когда Христос говорит: «Будьте как дети», указывая на ребенка, его слова можно перевести и так: «Будьте как ангелы».


И когда взрослому человеку становится тяжело, пусть он вспомнит какой-то светлый момент из детства, связанный с религиозным чувством. Может быть, свое первое религиозное переживание. И это воспоминание поможет ему счистить коросту взрослости во грехе и почувствовать себя немножко ребенком – чадом Божиим – перед Создателем.


Не будем забывать о святой чистоте детства и умилимся перед Девой, восходящей во Святая Святых!



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 04.12.2018. Введение во храм Пресвятой Богородицы