Белла Ахмадулина и Евгений Евтушенко. Как они пони

Стефания Лемберг: литературный дневник

Два близких по жизни человека (пара какое-то время состояла в браке) имеют совершенно противоположные представления о том, для чего нужна поэзия и кто такой на земле - поэт? Оба поэты, сейчас уже можно сказать, что - великие, поцелованные Богом в темечко.Но при этом - два противоположных полюса по поэтическому и личностному мировоззрению.
Белла Ахмадулина считала, что поэт - птичка-невеличка на Ветке житейского бытия. Не звезда, на которую стоит молиться, не маяк в бушующем море, на свет которого следует плыть, чтобы спастись и не утонуть во время житейского шторма. Не лидер, не вождь. Его песня должна быть красивой, но понятной не всем, а только лишь избранным, умеющим слышать и понимать Красоту. Из этого тезиса следует, что не так важен поэт сам по себе, как важен его читатель, понимающий и претворяющий в жизнь Гармонию и Красоту Поэзии. Именно читатель есть избранный Красотой и Гармонией мира, именно он - тот столп, на котором и держится мир. Не поэт, но читатель - в приоритете.Поэт не должен собирать стадионы, как это было в СССР в 60-е годы. Поэзия, как и любовь - интимная сфера духовной жизни личности.
Для Евтушенко же, поэт - это гораздо большее, чем просто Одаренный ласкатель слуха и Слуга земной и Божественной Красоты. Его поэт - это прежде всего Гражданин, Духовная глыба своей эпохи. Поэт - возмутитель спокойствия мира мещанства и обывательщины. Поэзия - знамя, а поэт - ее знаменосец. Не просто мечтатель, а деятель. Его представления о месте поэта в обществе идут, наверно, от Пушкина ("Глаголом жечь сердца людей...") и Мандельштама ("Мог бы всю жизнь пропеть соловьем..."), дух его поэзии - вечная борьба добра со злом.


Каждый из современных российских поэтов выбирает свой путь сам, опираясь на две традиции, уже сложившиеся в русской литературе (петь соловьем всю жизнь или жечь глаголом сердца людей). Первый путь - безопаснее, по нему идет большинство, называющих себя поэтами; второй - губительнее (трагический конец Пушкина и Мандельштама тому подтверждение)и под силу не каждому.


А вот поле Поэзии по-прежнему бескрайне, и поэтам его пахать и пахать, оно вместит в себя всех; всех расставит по ступенькам своей бесконечной лестницы в мир Мечты, Красоты, жизненной Правды и Мастерства. И в этом, наверно, и есть - высшая объективность неподвластным человеческому сознанию Бога и Вечности.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 06.05.2017. Белла Ахмадулина и Евгений Евтушенко. Как они пони