***

Гавриил Тишков: литературный дневник

Миф о Маринеско
Вся правда о знаменитой торпедной атаке


ПОДЕЛИТЬСЯ
25 ноября 1963 года в Ленинграде скончался знаменитый советский подводник Александр Иванович Маринеско. 30 января 1945 года подводная лодка С-13 под его командованием потопила в Балтийском море немецкий лайнер «Вильгельм Густлофф». За несколько десятков лет это событие успело обрасти легендами и пропагандистскими штампами. Мифологизированная история этой «атаки века» (как ее прозвали на страницах печати) вкратце звучит так: «Капитан Маринеско потопил вражеский лайнер, который вез несколько тысяч моряков-подводников, а также функционеров нацистской партии, бежавших от заслуженной расплаты. Узнав о гибели корабля, Гитлер пришел в ярость, расстрелял командира конвоя, объявил в Германии трехдневный траур, а капитана советской подводной лодки назвал своим личным врагом...»
Однако эта эффектная картина, нарисованная пером многочисленных журналистов, весьма далека от реальности…


Вся правда о знаменитой торпедной атаке
«Целая дивизия подводников»



freedom.astons.com
AD
Гражданство Вануату — от $128 000
Одним из основных столпов «мифа о Маринеско» является тезис о наличии на судне многочисленных подводников, из которых можно было составить экипажи 80 (100, 180 и так далее, смотря по фантазии пишущих об этом событии журналистов) подводных лодок.


Действительно, начиная с 1940 года пассажирский лайнер «Вильгельм Густлофф» использовался немцами в качестве плавучей казармы. На нем разместились солдаты и офицеры 2-го батальона
2-й учебной дивизии подводного плавания. Основной ее задачей была начальная подготовка будущих подводников. В дальнейшем выпускники дивизии еще не менее 6 месяцев совершенствовали свою подготовку уже на настоящих подводных лодках. Лишь после этого молодой подводник выходил на свою первую боевую вахту. Таким образом, за громкими словами «дивизия подводников» скрывается обычная «учебка».


Сколько же экипажей можно было сформировать из погибших подводников? 30 января 1945 года на борту «Густлоффа» находилось 918 курсантов и преподавателей. Погибло 406 человек. Из них так называемых офицеров морской службы — 4 человека. Таким образом, из утонувших подводников можно было составить экипаж одной подводной лодки.


Остальные погибшие были курсантами, которые ни разу не плавали на настоящем боевом судне и которые нуждались еще как минимум в полугодичной подготовке. Несложно прибавить к январю еще 6 месяцев — получается июнь-июль. Очевидно, что никаким образом повлиять на исход войны на море в июне 1945 года эти выпускники не могли по той простой причине, что война закончилась месяцем ранее.


Единственное, что ждало «густлоффских» курсантов, — это роль пушечного мяса в боях где-нибудь на улицах Берлина.


«Фашистские бонзы»


Не соответствуют действительности и растиражированные пропагандистские штампы о «фашистских бонзах», якобы заполнявших палубы лайнера в тот роковой переход. Что же было на самом деле?
В январе 1945 года советские войска стремительно развивали наступление в Восточной Пруссии, выходя к границам уже собственно немецких земель. Местное население, спасаясь от приближающейся Красной армии, покидало свои жилища. В портах скопилось огромное количество беженцев, которых надо было перевезти в кратчайшие сроки. Несколько тысяч из них были погружены на злополучный «Густлофф».


Сколько же всего человек было на лайнере в ту роковую ночь? Тщательный подсчет, проведенный зарубежными исследователями, определил, что на лайнере находилось примерно 6600 человек. В их число входили: личный состав учебки подводников (918 человек), 373 «морские помощницы» (так в немецком флоте называли женщин, служивших в ВМФ: зенитчиц, телефонисток, служащих тыловых частей и т. п.), 162 раненых военнослужащих вермахта, экипаж судна (173 человека).


Остальные 5000 пассажиров лайнера были беженцами (около 2000 женщин и 3000 детей). Согласитесь, что назвать их «фашистскими бонзами» можно только при очень больном воображении.


«Личный враг фюрера»


Не соответствуют действительности и утверждения о «взбешенном Гитлере» и общегерманском трауре по случаю гибели корабля. На совещании у фюрера, состоявшемся на следующий день после «атаки века», главнокомандующий военно-морскими силами рассказал о гибели «Густлоффа». Причиной этой трагедии он назвал недостаточную активность немецкой авиации, которая и позволяет советским подводным лодкам безнаказанно атаковать германские суда. Вот как на это известие отреагировал Гитлер (цитата из стенограммы): «Фюрер подчеркивает аргументы, выдвинутые главнокомандующим военно-морскими силами, и приказывает командованию ВВС заняться вопросом, как можно было бы помочь этому делу».


Вот и все, что фюрер счел нужным сказать по поводу гибели «Густлоффа». Никаких приступов бешенства. Разумеется, никого по этому поводу не расстреляли. И капитан лайнера, и командир миноносца сопровождения благополучно дожили до конца войны.


Никакого общенационального траура по случаю гибели «Густлоффа» не объявлялось. Немецкие власти даже не опубликовали официального сообщения о гибели корабля — чтобы не вызывать дополнительной паники у беженцев. Является выдумкой и утверждение о провозглашении Маринеско «личным врагом Гитлера»: нет ни одного документа, который свидетельствовал бы об этом. Откуда же взялась вся эта куча небылиц вокруг гибели лайнера?


Вильгельм Густлофф — человек и пароход


Дело в том, что пассажирский лайнер «Вильгельм Густлофф» получил свое имя в честь руководителя швейцарских национал-социалистов Вильгельма Густлоффа. 4 февраля 1936 года главарь швейцарских нацистов был застрелен евреем Давидом Франкфуртером. Немецкие власти тотчас же использовали этот факт для нагнетания антисемитских настроений.


Доселе неизвестный швейцарский функционер был возведен в ранг мученика, в честь него было названо множество самых разных объектов на территории Германии. И именно после убийства Густлоффа в феврале 1936 года в Германии был объявлен трехдневный траур, а Давида Франкфуртера, совершившего это «злодейское преступление», Гитлер объявил своим личным врагом.


А дальше события развивались следующим образом. В 1960-х годах кто-то из советских журналистов услышал всю эту историю. Но то ли из-за неважного знания немецкого, то ли потому, что сработал принцип «испорченного телефона», но в итоге в его голове смешались в кучу «человек и пароход». Результатом стала статья, живописующая атаку Маринеско со всеми нам так хорошо знакомыми «подробностями» в виде «взбешенного фюрера», «трехдневного траура» и «личного врага Гитлера». Повторенные миллионы раз, эти штампы прочно осели в головах российских граждан. В реальности же ничего подобного не было.


«Атака века»


Итак, каковы же общие итоги «атаки века»? При потоплении «Вильгельма Густлоффа» погибло 406 курсантов-подводников, 90 членов экипажа, 250 морских помощниц и 4600 беженцев.


В современной Германии Александра Маринеско считают военным преступником. Мы, конечно, не можем поддержать столь категоричное утверждение. Согласно правилам морской войны «Вильгель Густлофф» был вполне законной целью для атаки. Корабль был покрыт военной маскировочной окраской, на его бортах были установлены зенитные орудия, отсутствовали знаки Красного Креста. С другой стороны, и Маринеско не обладал экстрасенсорными способностями и не мог точно знать, что именно находится на немецком лайнере. Капитан советской субмарины С-13 сделал то, что предписывалось уставом и воинским долгом: потопил вражеский транспорт. Упрекать Александра Ивановича никто не имеет права.


Но нельзя, вместе с тем, согласиться и с такой ситуацией, когда это драматическое событие преподносится в виде какой-то небывалой «атаки века». Очевидно, что гибель нескольких тысяч беженцев не имела никакого значения для хода боевых действий. Сам пассажирский лайнер с военной точки зрения тоже не представлял какой-либо ценности. Особого мастерства в этом бою проявлено не было. Маринеско был отличным подводником, но возникает логичный вопрос: что же в этой атаке такого «векового»?


ЧИТАЙТЕ НАШИ НОВОСТИ ПЕРВЫМИ - ДОБАВЬТЕ «МК В ПИТЕРЕ» В СВОИ ИСТОЧНИКИ


ПОДПИСАТЬСЯ
Денис Орлов
Авторы: ДЕНИС ОРЛОВ


Пишет Grzegorz (grzegorz)
2016-01-30 18:30:00 610
Назад Избранное Поделиться Отслеживать Пожаловаться Вперёд
Неспешное чтение на ночь про убийцу Маринеско
30 января 2017 года исполнилось 71 год со дня гибели лайнера "Вильгельм Густлов" от торпед советской подводной лодки "С-13" под командованием Александра Маринеско. Уже несколько десятилетий вначале в советской, затем в российской печати не утихают споры по поводу событий ночи 30 января 1945 года, когда "Вильгельм Густлов" пошел на дно, увлекая за собой мужчин, женщин, детей. В большинстве публикаций "автор" катастрофы Александр Маринеско предстает перед читателем как несомненный герой, незаслуженно пострадавший от советской системы, долгое время забытый и оцененный по достоинству только после смерти. В них утверждается что гибель лайнера оказала огромное влияние на ход и исход Второй Мировой войны, на борту "Густлова" нашли свою смерть 8.000 гитлеровцев, среди них 80 - 100 экипажей подводных лодок, а остальные эсэсовцы и бонзы НСДАП. Уничтожив столько подводников, командир "С-13", таким образом, сорвал морскую блокаду Великобритании, поэтому его можно считать спасителем союзников от голодной смерти. Кроме того, командир "С-13" Александр Маринеско объявлен личным врагом Гитлера под №26, командир конвоя по личному приказу фюрера был расстрелян (в некоторых публикациях к высшей мере наказания приговаривается капитан лайнера), а в III Рейхе был объявлен трехдневный траур. Атака "С-13" 30 января 1945 года признана вершиной военно-морского искусства и названа "атакой века". В других работах командир "С-13" рисуется как сумасбродный алкоголик, плюющий на дисциплину и субординацию, которому просто крупно повезло.


Сразу хочется сказать, что мы с уважением относимся к деятельности советских моряков в годы великой Отечественной войны, и ни каким образом не пытаемся бросить тень на командира и экипаж "С-13". Мы пытаемся отделить зерна от плевел, факты от идеологической жвачки, которой до сих пор кормят доверчивый "электорат" политики и жадные до сенсаций журналисты.
Так кто же был на борту лайнера в ту роковую ночь? На судно принято порядка 6.000 человек. Из них личный состав 2-го батальона 2-го учебного дивизиона подплава (918 человек), 373 женщин-военнослужащих вспомогательной службы Кригсмарине, 162 раненных и около 4,5 тысяч беженцев, в основном женщин и детей. Экипаж лайнера составлял 173 человека. Никакого военного груза на "Густлове" не было. После гибели лайнера кораблям и судам удалось спасти 1.252 человека, 36 из которых умерли от переохлаждения на борту у спасателей. "Вильгельм Густлов" стал могилой для 406 подводников, 90 членов экипажа, 250 добровольных помощниц флота и порядка 4 тысяч раненных и беженцев. Из подводников погибло 16 офицеров. Потери среди офицерского состава подплава составили: три лейтенанта, три обер-лейтенанта, два капитан-лейтенанта, и восемь фенрихов медицинской службы.
Сколько же экипажей подводных лодок можно было сформировать из 2-го батальона 2-го учебного дивизиона подводного плавания? Если за основу брать простое количество людей, не обращая внимания на специальность и воинское звание - получается двадцать или что-то около того. Если учесть факт, что это матросы из учебки, не имеющие права на самостоятельное несение вахты, кроме того, принимая во внимание, что экипаж любого корабля предполагает наличие офицеров, мичманов, старшин, матросов - специалистов всех специальностей от торпедиста до кока - то ни одного. Даже если предположить, что экипажи полностью сформированы и укомплектованы, им предоставлены подводные лодки новейших типов и серий, им предстоит еще курс практической боевой подготовки на своих кораблях с выходом в море и отработкой различных элементов (погружение - всплытие, боевое маневрирование, торпедная атака и т.д.). Все это заняло бы не один месяц, а, учитывая, что значительная часть Балтики, района, где проводили свои тренировки немецкие подводные лодки, была практически потеряна, осуществление боевой подготовки экипажами подводных лодок составляла бы большую проблему. В лучшем случае, эти моряки могли быть использованы на сухопутном фронте для затыкания дыр в обороне Вермахта. В 1945 году все новейшие подводные лодки Германии были укомплектованы экипажами. Большинство из них к апрелю - маю 1945 года завершили курс боевой подготовки, но только единицы вышли в море для ведения боевых действий. Следовательно, ни об одном, ни, тем более, восьмидесяти экипажах подводных лодок, погибших на "Густлове", речь идти не может. Поэтому ни на ход, ни на исход войны "С-13" своей атакой 30 января 1945 года повлиять не могла.
По поводу нахождения на борту лайнера эсэсовцев и руководителей НСДАП. На наш взгляд, фрау Шмидт с детьми, супруга партайгеноссе, строго борца и кавалера ордена Крови, не относится к руководству III Рейха. Гибель семьи партийного функционера нельзя отнести к фактору, влияющему на положение на фронте. Не вписываются в разряд эсэсовцев добровольные помощницы флота - связистки, секретари и т.д. А среди раненных, вполне возможно, были члены СС, но это не охрана концлагеря, на наш взгляд их следует рассматривать просто как солдат. Мы вполне допускаем, что на борту "Вильгельма Густлова" находились лица, ответственные за преступления нацистского режима, но чтобы вывести тараканов никто не сжигает дом.
Второй блок мифов касается объявления траура, признание командира "С-13" личным врагом Гитлера и казни лиц, ответственных за безопасность лайнера и его пассажиров. Командир 2-го батальона 2-го учебного дивизиона подплава Вильгельм Цан, капитан "Вильгельма Густлова" Ф. Петерсен и командир сил охранения ВМБ Готенхафен, откуда лайнер вышел в свой последний рейс, корветтен-капитан Вольфанг Леонхардт благополучно пережили войну. Никто из ближайшего окружения Гитлера не вспоминает о резкой реакции фюрера на гибель судна, хотя известие о катастрофе стало известно ему уже на следующий день. О гибели "Вильгельма Густлова" не упоминает никто из высших лиц Рейха, кому удалось оставить мемуары. Скорее всего, населению Германии и не сказали о гибели судна. Любой тоталитарный режим не любит признаваться в своих промахах и ошибках. Ему всегда нужны хорошие новости. Катастрофу в Сталинграде невозможно было умолчать, поэтому был объявлен траур, и предприняты попытки обернуть беду на благо с призывами о сплочении нации, тотальной войне. Германская пропаганда сумела преподнести массовую сдачу в плен 6-й армии во главе с командующим как ее геройскую гибель в бою. О катастрофе "Вильгельма Густлова" население Германии узнало в искаженном виде спустя две - три недели из сообщений шведского радио. И, наконец, если бы траур был бы объявлен, государственные флаги приспущены, то хотя бы один немец должен был помнить об этом. С вопросом объявления Маринеско личным врагом Гитлера - не было траура, не было и врага под №26. У немцев были дела поважнее, чем отлавливать какого-то капитана 3 ранга.
Саму атаку "атакой века" тоже назвать нельзя. Был поход. Было желание добиться цели. Была встреча с судном на контркурсах. Был разворот и часовая гонка за лайнером. Был пуск торпед и гибель судна. Если посмотреть на схему, то можно найти атаки с более сложным маневрированием. Если за критерий взять количество жертв, то пальма первенства принадлежит капитану 3 ранга Коновалову командиру подводной лодки "Л-3", потопившему 16 апреля 1945 года транспорт "Гойя" и около 7.000 человек. Если во главу угла ставить размер цели, то американская "Арчерфиш" 29 ноября 1944 года потопила новейший японский авианосец "Синано", водоизмещение которого составляло 72.000 тонн, тем более что "Синано", в отличие от "Вильгельма Густлова" шел противолодочным зигзагом в охранении трех эсминцев. (На авианосце погибло 1.435 человек). Если отдать приоритет тому пропагандистскому эффекту, который последовал за победой подводной лодки, то здесь вне конкуренции "U-47" Г. Прина, его прорыв в Скапа-Флоу и уничтожение линкора "Ройал Оук" 14 октября 1939 года. К слову, сложность маневрирования "U-47" и ее выход в атаку не идет ни в какое сравнение с атакой "С-13". Если за основу брать атаку, которая перевернула бы взгляды военных моряков на использование подводных лодок, то следует вспомнить "U-9" Отто Ведингена, за один день отправившую на дно три крупных корабля противника - крейсера "Кресси", "Абукир", и "Хог" 20 сентября 1914 года.
Из вышеизложенного видно, что никакого военного, военно-политического или пропагандистского эффекта атака "С-13" на момент ее совершения не имела. Так почему по этому поводу сломано столько копий и исписаны горы бумаги?
Еще с советских времен мы привыкли жить легендами о Героях - Небожителях. Лысый дедушка, лучший друг детей, учившийся в школе на одни пятерки, всю свою жизнь посвятивший борьбе за счастье рабочего класса? Правильно, Ленин. Герой Гражданской войны, создатель Первой Конной, первый советский маршал, непобедимый полководец и лучший стрелок? Конечно, Ворошилов. Советский подводник, однажды пустивший на дно лайнер, до отказа набитый военными преступниками в форме а-ля Штирлиц и подводниками, которые готовы были завтра поставить Англию на колени, в момент, когда Красная Армия приступила к началу Висло-Одерской операции? Правильно, :
Мы предлагаем взглянуть на эти события другими глазами и ответить на вопросы: 1. Был ли в действиях командира и экипажа "С-13" героизм, и если был, то как он проявился. 2. Какое значение имела атака подводной лодки тогда, в 1945 году и сейчас.
Во-первых, любой поход подводной лодки в годы войны можно считать проявлением героизма ее экипажа. В большинстве случаев корабль либо возвращается на базу, либо гибнет со всем экипажем, а так как командир корабля является душой и мозгом экипажа, то основная часть заслуг принадлежит ему. У "С-13" был никуда не годный командир и такой же экипаж? Им просто повезло, что они встретили такую цель? Да, такую цель мог встретить любой, но безукоризненно провести атаку, и через 11 дней повторить успех, выйдя на первое место по потопленному тоннажу противника среди подводников своей страны, - это уже не везение. И что в итоге? Коллективный подвиг отмечен. Подводная лодка награждена Орденом Красного Знамени. Такой же награды удостаивается командир. Человек, которому за сомнительное потопление транспорта (по оценке Маринеско в 7 - 8 тыс. брт, реально 400 брт) два с половиной года назад награждается орденом Ленина - высшим орденом своей страны, а сейчас его отмечают знаком, который есть у каждого пятого офицера-фронтовика. И это за потопление очень крупного судна и легкого крейсера. (Так оценил Маринеско свою вторую жертву. Кстати, победу над крейсером никто из советских подводников за всю войну не объявлял). По нашему мнению, если бы на месте Маринеско по оценке штаба флота оказался более надежный в морально-политическом отношении офицер, то звание Героя Советского Союза ему было бы присвоено без особых проблем, а его подвиг нашел бы широкое признание у пропагандистов ГЛАВПУРа. Неудобную победу неудобного командира вспомнили только в канун 20-летия Победы. (Мы, по крайней мере, самое раннее упоминание о подвиге Маринеско нашли в сборнике "Герои и подвиги" вып. 4, Военное издательство, 1966 г., рассказывающем о малоизвестных страницах Великой Отечественной). Примерно тогда же стал широко известен подвиг летчика Девятаева, сбежавшего из фашистского плена на немецком самолете и подвиг защитников Брестской крепости - после окончания войны некоторые участники этих событий получили тюремные сроки. Тогда же, по нашему мнению, и была придумана легенда о трауре, личном враге и расстреле командира конвоя, а пассажиры "Вильгельма Густлова" вдруг все стали эсэсовцами и матерыми подводниками, хотя, может быть, эти легенды берут свое начало и из скоропалительных и безответственных публикаций в нейтральной и союзной прессе 1945 года. Подводя итог вышеизложенному можно сделать вывод, что атаку "С-13" можно считать выдающимся событием, подвигом, результатом, которого не добился никто из 228 командиров советских подводных лодок, принимавших участие в боевых походах. Результатом, достигнутым благодаря самоотверженным и грамотным действиям командира и экипажа субмарины.
Второе. Оценка атаки "С-13" 30 января 1945 года имеет двоякое значение. Тогда, в 1945, было не особенно важно, кто находился на борту "Вильгельма Густлова". Для советских людей все они были "фрицы", матери, жены, дети, родственники, соседи тех, кто осуществлял оккупационный режим на территории СССР, кто творил зверства над мирным населением и военнопленными - родственниками, друзьями, сослуживцами моряков с "С-13". Это было возмездие народу, допустившему к власти людей, ответственных за газовые камеры лагерей смерти и гетто, за руины Сталинграда и умерших от голода на Невском проспекте, и за многие-многие преступления нацизма. Тогда это был крупнейший транспорт, потопленный советскими подводниками, и экипажу "С-13" было чем гордиться.
Сегодня события ночи 30 января 1945 года учат нас тому, как опасно создание исторических мифов. Развенчание героев часто неблагоприятно сказывается на моральном здоровье нации. Со временем происходит переоценка ценностей и взгляд на то или иное событие меняется. Стоит заменить эсэсовцев и подводников на беженцев, так подвиг "С-13" сразу теряет свой блеск, хотя героизм остается героизмом, и, по нашему мнению, никто не вправе оспаривать исключительность этого события.


https://sites.google.com/site/aekalashnikoff/home/flot-licnosti/marinesko-a-i/marinesko-mif-ataki-veka



И еше немного - http://grzegorz-b.livejournal.com/689497.html



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 14.07.2023. ***