Сообщение от протоиерея Владимира Виглянского

Валерий Новоскольцев: литературный дневник

"Как-то рассказала Елизавета Глинка: «Однажды у меня на руках умирал от рака священник – человек, который сам утешал других всю свою жизнь. Я спросила его: какой грех самый большой? А он ответил:
– Самый большой грех – обидеть слабого.
– Почему?
– Потому что это легче всего сделать…
Эта мысль меня поразила – самый тяжкий грех сделать легче всего… Передайте эти слова детям».


Ровно два года назад я написал пост об этой же проблеме:
Много-много лет назад после крещения в 1982 году Бог послал мне духовника. Мы с ним сблизились, и как-то он меня спросил:
– А вы исповедовались перед крещением за всю жизнь?
– Нет. А надо?
Разговор был в Троице-Сергиевой лавре. Он куда-то выскочил из своей кельи и вернулся с несколькими листами из папиросной бумаги, на которых расплывчатыми буквами машинописи было отпечатано более 100 вопросов, предназначенных для исповеди.
Одним из вопросов был такой: «Бьете ли вы своих слуг?» Таким образом, я понял, в какие времена они были сформулированы.
Но один вопрос из того самого первого вопросника меня озадачил:
«Не предал ли немощного в руки сильного?»
А ведь вопрос-то этот один из самых важных для жизни христианина.


Для меня «предать немощного в руки сильного» – это значит поступить так, как поступил пацифист в истории, рассказанной владыкой Антонием Сурожским:
«Я как-то проводил говение для студентов в Оксфорде, и после первой моей беседы, уж не знаю, что я такого сказал, один из студентов ко мне подошел и говорит:
– Я покидаю говение, вы не христианин.
Я сказал:
– Ладно, покидай говение, но хоть просвети меня, в чем я не христианин?
Он говорит:
– Вы не пацифист.
Я говорю:
– Нет, я не пацифист, я не считаю, что надо просто никогда никак не реагировать. А ты пацифист?
Он говорит:
– Да.
– И ты готов до предела идти в твоем пацифизме?
– Да, до предела.
– Вот ответь мне на такой вопрос. Ты входишь в эту комнату и застаешь: какой-то хулиган собирается насиловать твою невесту. Что ты сделаешь?
Он говорит:
– Я постараюсь его убедить отказаться от злого намерения.
– Хорошо, предположим, что, пока ты к нему речь держишь, он продолжает свое дело.
– Я стану на колени и буду молить Бога, чтобы Он сделал это невозможным.
– Ну а если все-таки все произойдет, и он встанет и уйдет – что ты сделаешь?
– Я буду молить Бога, чтобы из зла получилось бы добро.
Я ему сказал:
– Знаешь, был бы я твоей невестой, я бы поискал другого жениха, – потому что да, это последовательный подход, но это же ужас!».


Рекомендуем ознакомиться произведением И.А. Ильина "О сопротивлении злу силой", в которой автор с точки зрения православного верующего и религиозного философа развенчивает сектантке мифы толстовцев и лево-либералов об искаженном понимании христианско смирения и непротивлении злу.
https://azbyka.ru/o-soprotivlenii-zlu-siloyu#n23




Другие статьи в литературном дневнике: