Пастернак неокантианство исихазм

Вера Ивановна Ольгина: литературный дневник

1 октября Международный День музыки
https://www.youtube.com/watch?v=iqxPhi-SGvc Музыка


Пастернак Лекция Константина Кедрова - посмотрела с удовольствием


Неокантианство — направление в немецкой философии второй половины XIX — начала XX веков.


Центральный лозунг неокантианцев («Назад к Канту!») был сформулирован Отто Либманом в работе «Кант и эпигоны» (1865) в условиях кризиса философии и моды на материализм.


Неокантианство подготовило почву для феноменологии. Неокантианство акцентировало внимание на эпистемологической стороне учения Канта, а также повлияло на формирование концепции этического социализма. Особенно много сделали кантианцы в деле обособления естественных и гуманитарных наук. Первые используют номотетический метод (генерализирующий — основанный на выведении законов), а вторые — идиографический (индивидуализирующий — основанный на описании эталонных состояний). Соответственно и мир делится на природу (мир сущего или объект естественных наук) и культуру (мир должного или объект гуманитарных наук), причём культуру организуют ценности. Отсюда именно неокантианцами была выделена такая философская наука как аксиология.


Школы неокантианства
В неокантианстве различают Марбургскую школу, занимавшуюся преимущественно логико-методологической проблематикой естественных наук, и Баденскую школу (Фрайбургскую, Юго-западную), сосредоточившуюся на проблематике ценностей и методологии наук гуманитарного цикла («наук о духе»).


Марбургская школа
Основоположником Марбургской школы неокантианства считается Герман Коген (1842—1918). Её наиболее видными представителями в Германии были Пауль Наторп (1854—1924) и Эрнст Кассирер (1874—1945). К ней примыкали такие философы-неокантианцы как Ханс Файхингер (1852—1933), Йонас Кон и Рудольф Штаммлер (нем.)русск..


В разное время влияние неокантианских идей Марбургской школы испытали Н. Гартман и Р. Кронер, Э. Гуссерль и Х.-Г. Гадамер, Э. Бернштейн и Л. Брюнсвик.


В России сторонниками Марбургской школы были Н. В. Болдырев, А. В. Вейдеман, Д. О. Гавронский, В. А. Савальский, А. Л. Саккетти, В. Э. Сеземан, Б. А. Фохт и др. В разные годы к ней примыкали М. М. Бахтин, А. И. Введенский, М. И. Каган, Г. Э. Ланц, И. И. Лапшин, Б. Л. Пастернак, С. Л. Рубинштейн, Б. В. Яковенко.


Баденская школа
Основателями Баденской школы (нем. S;dwestdeutsche Schule) считаются Вильгельм Виндельбанд и Генрих Риккерт. Их учениками и сторонниками были философы Эмиль Ласк, Рихард Кронер.


В России к этой школе причисляли себя Н. Н. Бубнов, С. И. Гессен, Г. Э. Ланц, Б. А. Кистяковский, М. М. Рубинштейн, Ф. А. Степун и др.


Российские неокантианцы
В Россию неокантианство распространилось на рубеже XIX—XX веков.


Введенский, Александр Иванович
Болдырев, Николай Васильевич
Вейдеман, Александр Викторович
Гавронский, Дмитрий Осипович
Гессен, Сергей Иосифович
Ланц, Генрих Эрнестович
Лаппо-Данилевский, Александр Сергеевич
Рубинштейн, Сергей Леонидович
Рубинштейн, Моисей Матвеевич
Савальский, Василий Александрович
Сеземан, Василий Эмильевич
Степун, Федор Августович
Фохт, Борис Александрович
Яковенко, Борис Валентинович и др



Кратко говоря, исихазм — это практика умно-сердечной молитвы, совмещённая с трезвением (контролем) за всеми исходящими изнутри помыслами, способствующая очищению ума и сердца и подготавливающая (но не приводящая сама по себе) подвижника к Богосозерцанию. Разумеется, речь не идёт о буквальном, физическом созерцании, а о духовном, «внутреннем» узрении. Как писал Св. Иоанн Синаит в Лествице: «исихаст есть старающийся заключить в своём теле бестелесное». Традиционным символом исихазма является восхождение Моисея на гору Синай, его пребывание на вершине во время Богообщения и последующее нисхождение для сообщения народу полученного откровения, но используется и представление о священнобезмолвии Моисея в течение 40 лет странствия избранного народа в пустынеСтанислав Козлов. Ключевыми для исихазма цитатами из Священного Писания являются: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21), «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48), «Когда молишься, войди в клетьЛиса (комнату) твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему втайне» (Мф. 6:6), «Хочу лучше сказать пять слов умом моим в церкви, нежели тьму слов на языке»



Другие статьи в литературном дневнике: