Святые дня. Св. мученикъ Иоанн Новый

Вера Гиоргадзе: литературный дневник

...
«Я ни за что въ міре не отрекусь отъ своей веры; никогда не будетъ со мною того, дабы я сталъ веровать по иному, а не такъ, какъ это прилично христіанину..."
...


Страданіе святаго мученика Іоанна Новаго.


Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьихъ-миней св. Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. Книга седьмая: Месяц Март. М., 1906


Родиной блаженнаго Іоанна былъ городъ Іоаннина находившійся въ греческой области, именовавшейся Эпиромъ . Н;когда этотъ городъ былъ м;стомъ постояннаго пребыванія греческаго царя Пирра. . Родители святаго Іоанна были благочестивые христіане. Оставшись посл; ихъ смерти въ юныхъ л;тахъ сиротою, Іоаннъ пришелъ въ Константинополь, съ нам;реніемъ трудами рукъ своихъ добывать себ; зд;сь необходимыя средства къ жизни. Онъ им;лъ зд;сь такъ же, какъ и прочіе ремесленники и торговцы, м;сто на общественной площади и такимъ образомъ содержалъ себя своимъ ремесломъ, им;я достатокъ во всемъ необходимомъ. Богъ спосп;шествовалъ ему во вс;хъ д;лахъ его, такъ какъ онъ проводилъ доброд;тельную жизнь и строго исполнялъ законъ Божій. Жителями Константинополя онъ былъ прозванъ «Эпиратомъ», такъ какъ былъ родомъ изъ Эпира.


Въ то время Константинополь уже находился подъ властію мусульманъ, испов;дывавшихъ магометанскую в;ру. Многіе и изъ христіанъ, соблазнившись магометанскимъ нечестіемъ, уклонялись въ магометанство; въ особенности же много было ремесленниковъ и купцовъ, ран;е испов;дывавшихъ христіанскую в;ру, но потомъ перешедшихъ въ магометанство.


Истинному христіанину, блаженному Іоанну и пришлось жить среди такихъ-то людей. Со вс;хъ сторонъ его сос;дями по торговл; были отвергнувшіеся отъ Христа и присоединившіеся къ магометанству отступники; Іоаннъ часто открыто съ ними препирался, изобличая ихъ отступничество, такъ какъ это былъ юноша разумный, см;лый въ р;чахъ, говорившій за истину безъ страха. За все это сос;ди Іоанна стали ненавид;ть его. Они были недовольны также и т;мъ, что вид;ли преусп;яніе въ торговыхъ д;лахъ святаго. Такъ какъ Іоаннъ пріобр;талъ все бол;е и бол;е усп;ха въ д;лахъ торговыхъ, то прочіе торговцы и ремесленники стали ему завидовать и начали замышлять, какое бы возвести на него обвиненіе, дабы погубить его. Блаженный же Іоаннъ, видя замышляемыя противъ него козни, не устрашился ихъ, но еще сильн;е, всею душею, возжелалъ пострадать за истину Христову.


И вотъ отправившись однажды въ Великую пятницу къ своему духовному отцу, — константинопольскому протопресвитеру, онъ испов;далъ ему свои гр;хи, а также сообщилъ ему о вражд; злобствовавшихъ на него и искавшихъ его погибели сос;дей, передалъ также и о своемъ желаніи пострадать за Христа и просилъ отъ духовнаго отца своего полезнаго сов;та и ут;шенія. Видя молодые годы святаго, протопресвитеръ не сов;тывалъ ему отдаваться на мученія, сказавъ ему:


— «Чадо, изсл;дуй прежде внимательно, не внушенъ ли теб; діаволомъ таковой помыслъ: в;дь діаволъ многихъ людей возбуждалъ къ мученичеству, нам;реваясь предать ихъ на посрамленіе всему міру, посл; того какъ они не въ состояніи были перенести мученій и отпадали отъ в;ры».


Святый же Іоаннъ отв;чалъ ему:


— «Я над;юсь на Христа моего и твердо в;рую, что Онъ не отдастъ меня на поруганіе врагамъ моимъ, но укр;питъ меня Своею силою, дабы я былъ въ состояніи поб;дить силу вражію».


— «Чадо, — сказалъ на это протопресвитеръ, — въ слов; Божіемъ сказано: духъ бодръ, плоть же немощна (Мат;. 26, 41). То д;ло, на которое ты идешь, требуетъ большого приготовленія, требуетъ непрестаннаго поста и молитвъ; когда ты очистишься подвигами поста и молитвы отъ всякаго гр;ха, тогда Богъ Самъ скажетъ теб;, какъ поступать теб;, ибо Богъ обычно вселяется въ чистыхъ душахъ. Итакъ, возлюбленный, внимай себ; и иди съ миромъ, а я буду молить Бога, дабы Онъ сохранилъ тебя отъ вс;хъ твоихъ видимыхъ и невидимыхъ враговъ, — отъ людей и б;совъ, и далъ бы теб; поб;ду надъ ними».


Сказавъ это, протопресвитеръ съ миромъ отпустилъ юношу.


На сл;дующій же день утромъ блаженный Іоаннъ снова съ св;тлымъ лицомъ и радостнымъ духомъ явился къ своему отцу духовному и сказалъ ему:


— «Честный отче! Въ минувшую ночь я вид;лъ себя во сн; стоящимъ посреди пламени, и не опаляемымъ, но веселящимся и ликующимъ, подобно тремъ отрокамъ въ вавилонской пещи (см. Дан. гл. 3). Итакъ я над;юсь, что замышляемое мною д;ло съ помощію Всевышняго дойдетъ до благополучнаго окончанія. Я умоляю и тебя, честный отче: подкр;пи меня своими молитвами!»


Отецъ духовный на это сказалъ ему:


— «Да укр;питъ тебя, чадо, Богъ поб;дить адскаго волка, — я разум;ю невидимаго змія, — и да сподобитъ Онъ тебя ув;нчаться мученическимъ в;нцомъ!»


Укр;пивъ многими и другими ласковыми р;чами юношу на его подвигъ, протопресвитеръ отпустилъ его, об;щая молиться за него Богу.


Когда, блаженный Іоаннъ пришелъ на рынокъ къ своей лавк;, то ненавистники его, напередъ составивши планъ его погибели, стали говорить другъ къ другу:


— «Этотъ челов;къ не тотъ ли самый, который открыто отвергся Христа въ Трикк; ; для чего же онъ зд;сь держитъ себя какъ истинный христіанинъ?»


Услыхавши эти слова, юноша грозно посмотр;лъ на говорившихъ и спросилъ ихъ:


— «О мн; ли вы говорите, или, можетъ быть, о комъ-либо другомъ?»


— «О теб;, — отв;чали они, — а не о комъ другомъ, и разв; не правду мы говоримъ?»


— «Со мною никогда не было и не будетъ того, — отв;чалъ святый, — чтобы я отрекся отъ Христа Бога моего, въ Трикк; ли, въ другомъ ли какомъ-либо м;ст;. Я живу и всегда буду жить для Христа, Бога моего, и готовъ всегда умереть за Него».


Придя въ сильную ярость отъ такихъ словъ святаго, враги его быстро устремились къ нему, какъ бы готовые сейчасъ же умертвить его, и тотчасъ же повлекли его къ судилищу. Святый юноша шелъ посп;шно, сіяя лицемъ своимъ, какъ бы отправляясь на пиръ. Когда святый былъ приведенъ предъ судилище, то враги его явились зд;сь и клеветниками, и свид;телями, и судіями святаго. Они обвиняли его единственно въ томъ, что онъ въ ;ессалійскомъ город; Трикк; будто-бы открыто отвергся Христа и принялъ магометанскую в;ру, а пришедши въ Константинополь, снова притворяется христіаниномъ и хулитъ магометанъ. Начиная допросъ, враги святаго прежде всего стали выказывать притворное и лицем;рное состраданіе къ нему, какъ бы жал;я его, и стали ласково ув;щавать его отречься отъ Христа. Зат;мъ увидавши, что онъ стоитъ непоколебимо въ христіанской в;р;, они стали устрашать его къ отреченію отъ христіанства угрозами, но не достигнувъ ничего и этимъ путемъ, стали немилосердно бить его, посл; чего ввергли его въ темницу, нам;реваясь держать его зд;сь до т;хъ поръ, пока не р;шатъ, что д;лать съ нимъ дал;е.


На другой день утромъ, выведя святаго изъ темницы, нечестивые судьи его стали его спрашивать: — не р;шилъ ли онъ отречься отъ Христа и принять ихъ в;ру. Но увидавъ, что онъ по-прежнему непреклонно испов;дуетъ христіанство, они снова начали бить его безъ пощады толстыми палками. Святый же, какъ твердый адамантъ, молчаливо претерп;валъ наносимые ему побои, какъ будто били не его, а кого-то другого. Онъ только тихо молился Богу, говоря:


— «Я ни за что въ мір; не отрекусь отъ своей в;ры; никогда не будетъ со мною того, дабы я сталъ в;ровать по иному, а не такъ, какъ это прилично христіанину; никогда не будетъ того, чтобы я былъ обольщенъ ласками или поб;жденъ мученіями. Д;лайте со мною, что хотите, дабы скор;е я перешелъ отъ сей кратковременной жизни къ жизни в;чной. Какъ Христовъ рабъ, я сл;дую за Христомъ и за Христа умираю, дабы жить съ Нимъ во в;ки».


Неправедные судьи повел;ли снова бросить святаго въ темницу. Мученика теперь уже не вели, но влекли по земл;, рвали его за волосы, ударяли по щекамъ и попирали ногами. Наконецъ, онъ снова былъ заключенъ въ узы.


На другой день святый былъ снова выведенъ на судъ, но такъ какъ онъ дерзновенно продолжалъ говорить то же самое, что и раньше, то его опять начали бить безъ милости. Въ то время когда его били, мученикъ радостно восп;валъ церковную п;снь: Христосъ воскресе изъ мертвыхъ... Лиса и прочее, ибо тогда были дни Пасхи. Все т;ло святаго было изъязвлено ранами и земля около него обагрилась кровью. Между т;мъ святый мученикъ какъ бы не своимъ т;ломъ терп;лъ страданія, но во время мученій, то п;лъ, то обращался къ своимъ мучителямъ со словами:


— «Бейте, бейте меня, изъ вс;хъ силъ вашихъ, бейте и насколько можете увеличивайте побои; но т;мъ не мен;е вы никогда не будете въ состояніи отвратить меня отъ Христа моего и сод;лать своимъ единомышленникомъ».


Посл; сего, устыдившись, мучители снова ввергнули мученика въ темницу и зд;сь мучили его въ продолженіи н;сколькихъ дней голодомъ и жаждою, потомъ снова вывели его изъ темницы и видя, что онъ, несмотря на вс; мученія, не изм;няетъ в;р; Христовой, осудили его на сожженіе.


Когда святый, закованный жел;зными ц;пями, былъ веденъ на смерть, яко овча на заколеніе (Ис. 53, 7), то во время пути мучители его били его руками, ударяя по лицу, и оскорбляли его бранными словами; но н;которые изъ бывшихъ зд;сь выражали ему свое собол;знованіе и просили его не губить свою юность. Но Христовъ мученикъ шелъ на смерть съ великимъ торжествомъ, какъ бы готовясь получить какія-либо великія почести.


Наконецъ святый Іоаннъ дошелъ до м;ста, гд; былъ разложенъ мучителями большой костеръ. Святый, не дожидаясь, пока его бросятъ на костеръ, мужественно самъ вошелъ на него и сталъ въ самое пламя. Тогда мучители, ухвативъ конецъ ц;пи, которою былъ скованъ святый Іоаннъ, вытащили его изъ пламени. Святый же мученикъ сказалъ мучителямъ:


— «Зач;мъ вы не даете мн; сгор;ть въ пламени? Зач;мъ препятствуете тому, чтобы я сталъ благоугодною для Христа жертвою?»


Тогда судьи, хотя и знали, что смерть путемъ сожженія огнемъ весьма мучительна, но такъ святый самъ сильно желалъ такой смерти, то перем;нили свое р;шеніе и осудили святаго на смерть не черезъ сожженіе, а черезъ ус;кновеніе мечемъ. Они приказали палачу отс;чь голову непоб;димому юнош;, а зат;мъ бросить отрубленную голову вм;ст; съ туловищемъ въ костеръ. Такимъ образомъ святый новый мученикъ Христовъ Іоаннъ-Эпирота воспріялъ въ восемнадцатый день м;сяца апр;ля Фотина в;нецъ мученическій.


Несмотря на то, что т;ло святаго было сожжено на костр;, в;рующіе нашли н;которыя части его костей, уц;л;вшія отъ огня; взявши ихъ, они съ благогов;ніемъ хранили ихъ у себя, прославляя Христа Бога нашего, восхваляемаго со Отцемъ и Святымъ Духомъ во в;ки. Аминь.


Прим;чанія:
1 Городъ Іоаннина или Янина находился въ Эпир;, между Триккою ;ессалоникійскою и Амвракіею эпирскою, къ югу.
2 Эпиръ — восточная часть с;верной Греціи, простиравшаяся отъ Акрокеруанскихъ горъ до Амброкійокаго залива Іонійскаго моря.
3 Пирръ — царь Эпира съ 295 г. по 272 г. до Р. Хр. Этотъ царь изв;стенъ своими войнами противъ Рима и Спарты.
4 Константинополь былъ взятъ мусульманами въ 1453 г.
5 Это было въ 1500 г.
6 Трикка — городъ въ ;ессаліи — области на с;веро-восток; Греціи.
7 Тропарь святой Пасхи.
8 Кончина святаго мученика посл;довала въ 1526 г.


Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ язык; изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными прим;чаніями и изображеніями святыхъ. Книга восьмая: М;сяцъ Апр;ль. — М.: Синодальная Типографія, 1906. — С. 284-289.



Другие статьи в литературном дневнике: