Зачем нам Путь к Богу?

Галина Шаптала: литературный дневник

В самом деле, зачем? Вроде бы сейчас всё просто: есть деньги - живи! А если жить не на что, то и Бог тебе не поможет. Сколько бомжей развелось, и никто им руку помощи не протягивает, словно они и не люди совсем и не заслуживают ни защиты, ни доброго внимания. Ну и, конечно, в отношении доброты, порядочности возникает столько сомнений! Чаще всего мы видим, что добрым людям приходится труднее - с них как бы спрос особый, раз они добрые: "Назвался груздем - полезай в кузов!". Поэтому добрых людей у нас не столько ценят, сколько используют. Весьма характерная черта нынешнего времени: извлекать из добра выгоду. Мошенники извлекают, пользуясь доверчивостью, отзывчивостью людей. Добрый человек в минуту опасности будет спасать кого-то: вытаскивать из проруби, из огня, из аварийной ситуации, вступит в драку с хулиганами, защищая прохожих. А в это время кто-нибудь обязательно снимает происходящее на видео, чтобы выложить зрелищные кадры в Интернет и запустить монетизацию. Ну и кто больше выиграет в общественном мнении? Опять-таки тот, кто получит куш, потому что герои из жизни как-то быстро забываются. Зато сколько сейчас звезд Интернета, какое к ним внимание!
Для нас, выросших в Советском Союзе с определенной системой нравственных, гуманистических ценностей, нынешнее время - как наждак, который всё стирает в пыль и не считается ни с каким критериями. Это время нравственного нигилизма, когда всё нажитое и осмысленное как будто свалили в огромный миксер и протерли в кисель: разбирайтесь теперь что есть что? Провокационное время, в котором всё время идет подмена ценностей, чтобы запутать человека. Бесовское время, которое проверяет человека на его внутреннюю сопричастность, чуткость: не утратил ли он того начала, которое отличает его от животного - духовного начала. И часто мы видим: утратил! Вот только недавно четверо упырей расстреляли людей, пришедших на концерт. Видно, что в них уже ничего человеческого нет.
Так нужен ли нам Путь к Богу? Что он нам принесет? Ну, богатство точно не принесет. Но это единственный путь, который способен сохранить и защить в человеке отличительное духовное человеческое начало. Хочу сразу оговорится: я человек не религиозный. Религия - это определенная система воззрений, которая на протяжении веков используется для формирования такой идеологии, которая нужна священнослужителям. Я не имею ничего против этой категории людей. Напротив, многие из них заслуживают глубокого уважения как люди с философским складом ума, способные размышлять о важных духовных вопросах. Но религия, какую бы мы ни взяли - Христианство, Буддизм, Ислам - всегда используется для идеологического влияния на сознание людей. При этом видно, что многие религиозные каноны уже явно устарели и никак не соотносятся с реальностью, но их применяют специально, как некую догму, чтобы приучить людей к повиновению. И религиозные учения, во многих аспектах утрачивая свою просветительскую роль, превращаются в механизм воздействия одних людей на других.
Я не связываю отношение к Богу, веру в Бога с религией. Бог - это любовь, которая ни от чего не зависит. Любовь не может быть идеологией. Веру в Бога я связываю с жизнью человеческой души - с потребностью души быть выше обыденности, выше суетных повседневных интересов. Вера в Бога является мудрым, высоким основанием внутренней духовной культуры человека. А что еще может быть таким основанием? Знания, безусловно, важны, но они меняются. А Бог есть начало всех начал: "Я есмь Путь, и Истина, и Жизнь...".
Сегодня человек в своих воззрениях на жизнь склонен к волюнтаризму. Он считает, что имеет право думать, как хочется, и поступать, как хочется: таков нынешний уровень понимания свободы. Но во что превращается проявление субъективной воли, эгоцентричных желаний в условиях разброда умов? Чаще всего во вседозволенность, способную перейти в преступность. Скорее всего, в этом кроется главная опасность для человека: он получил свободу, к которой оказался духовно не готов. Потому что человек еще не осознал в полной мере, в чем смысл и назначение свободы. Часто её связывают с выбором. И человек думает: что хочу, то и выбираю. И выбирает то, что ему выгодно, но... вредит ближнему. "Люби ближнего своего как самого себя" - эту заповедь в своем свободном поведении человек нарушает чаще всего. И если осмысливать все другие заповеди, то становится ясно, что они связаны не только со свободой жизненного выбора, на которое имеет право человек, но и с ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ! Где есть право, там должна быть и обязанность. Ответственность - это главное условие свободы, без которого она теряет свое культурное свойство. Свобода без ответственности превращается в разменную монету! И мы это видим во всех проявлениях жизни. Например, в отношении наркотиков: хочу и принимаю! И, теряя чувство ответственности перед самим собой и окружающими, человек превращается в зомбированное существо. Он становится зависимым! Или в отношении коррупции: человек сам решает - давать взятку или не давать. Но при этом неизменно попадает в сети ко взяточникам. Таким образом, используя не осознанно, безответственно свое право на свободу, человек переворачивает собственное жизненное основание вверх дном. И на этом дне - зависимость! Такова наша реальность. Что способно остановить, просветить человека, заставить задуматься? Божественная мудрость! Мы бываем упрямо самонадеянными. И получаем за это сполна. Каждый человек, способный к самоанализу, может найти в своей жизни немало необдуманных поступков. И в жизни всё так устроено, что за всё приходится расплачиваться, потому что есть Закон причины и следствия: "Какой мерой меряешь, такой и тебе отмеряно будет". Не все хотят с этим считаться, но он действует. Человек порой не понимает, почему с ним происходят какие-то неприятности, поскольку не сознает действие высшего Закона. Самонадеянность дает свободу, но не освобождает от ответственности. Мы, конечно, можем обрушить небо на землю, например, в атомной войне. Но никто не освободит нас от последствий, от ответственности, которые придется черпать в полной мере.
Есть категория людей, довольно многочисленная, которая видит смысл жизни в том, чтобы подчеркнуть свою значимость, добиться превосходства над другими людьми. В современном мире это стало какой-то болезнью. Но превосходство в деньгах, в чинах, в общественном положении - это ложное превосходство, имеющее временную силу только на тленном материальном уровне. При малейшей смене обстоятельств - при потере денег, должности, выгодных связей - это превосходство рассыпается в прах. И человек оказывается поверженным. Мнимая сила утрачена, и, не имея настоящих внутренних сил, человек далеко не всегда может подняться. Возвыситься истинно до высоких божественных энергий, до Царствия Небесного, мы можем только в своей душе. Бог - наше спасение, потому что Он ведет нас к истинному развитию, к проявлению своей высшей, тонкой Природы, без которой душа умирает. Часто человеку даются испытания, чтобы он очистил свой внутренний мир, мог вырастить, укрепить свои духовные силы. Только тем даются, кто живет душой. Это бывает трудно - это тяжкий Крест, но так обозначен Путь к Богу, на котором человек призван работать над собой, растить в себе высокое божественное начало, чтобы слиться с высшим миром на духовном уровне.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 29.03.2024. Зачем нам Путь к Богу?