Память или бредовое беспамятство?

Владимир Павлов 10: литературный дневник

Когда-то, в детстве и в молодости, выписывал я журнал "Техника молодёжи". Каким интересным он мне казался! С годами, когда перевалило за двадцать, стали мне видны в стиле этого издания некоторые шероховатости, что ли. Нарочито небрежная подача материала, "под молодёжь". Масса неточностей, а то и прямых подтасовок в угоду идеологии. Мой окончательный разрыв с этим изданием произошёл в начале 80-х. Есть там раздел "Загадки забытых цивилизаций". Там многое намешано. При этом эзотерики, вплоть до откровенной мистики, навалом. И вот где то в 1979, кажется, году, в одном из весенних номеров (Времени то сколько прошло! Не обессудьте!) появилась там статья, автора которой тоже не помню. Зато помню название – "Встреч солнцу". Автор пытается там доказать, что необъятные просторы Азии – родина славян, наших предков, и наше стремление на восток – закономерное возвращение того, что нам принадлежит по праву. Я был ещё молод и неискушён. Но что-то смутно потревожило душу... Как раз приближалось шестисотлетие Куликовской битвы, и в сентябрьском номере этого же года появилась статья лейтенанта Алексея Зимина "Защитники земли русской." Там этот не историк, а военный утверждает, что в средние века общественный строй Запада, Руси и Востока якобы был схожим, и поэтому основой вооружённых сил всех этих регионов была тяжёлая рыцарская конница. Гмм... Не увлекаетесь, товарищ лейтенант? Стремительные, подвижные арабские всадники=неповоротливым рыцарям? Об общественном строе предоставим судить специалистам, а не мне и не молодым военным. Затем автор с увлечением описывает вооружение наших якобы рыцарей, в которые он записал русских княжеских дружинников – социальную группу совсем иного рода. Об этом, однако, не будем.
Зимин в восторге от них. Вооружение их, видите ли, превосходило таковое у их западных и восточных соперников. Весило оно около четырёх пудов (64кг). Кони их были защищены соответственно. При этом товарищ лейтенант пишет, что доспехи этих воображаемых латников изготавливались из "булатных досок". Милый вы мой военный! Да будет вам известно, что булат в Европе, в том числе и на Руси, не производился. Это продукция Востока, которая в Европе, в том числе и у нас, была импортной. Выходит, наши импортировали вооружение, превосходящее восточное (и западное) с Востока же? А там эту ценную продукцию почему-то не использовали, предпочитая вооружать потенциального противника. Странно... Притом булат при всех его великолепных качествах имеет серьёзный недостаток – он становится хрупким на сильном морозе и малопригоден в условиях нашей зимы. А в 12-м номере журнала этого же года Зимин взахлёб описывает Куликовскую битву, главную скрипку в которой играют выдуманные им сверхтяжёлые русские рыцари. Но тут уж его фантазия зашкаливает. Оказывается, и вся русская пехота, набранная из крестьян и простых горожан, была с головы до ног одета в стальные доспехи, вооружена длинными копьями и строилась в бою наподобие античной фаланги. Товарищ лейтенант! Помилуйте! Где простой крестьянин или ремесленник 14-го века мог взять средства на такое снаряжение, стоившее далеко не одну голову крупного рогатого скота?! Как они, занятые с зари до зари тяжёлым трудом, могли обучиться действиям в таком строю, требовавшим по крайней мере нескольких лет срочной службы, как было в античные времена, но не было на Руси того времени? Как ваши обременённые металлом "рыцари" могли преследовать стремительных татарских конников до реки Красная Меча? Да и как они могли просто двигаться, не то что сражаться? Бедные "рыцари" и их ещё более несчастные кони!
Не слишком ли далеко, в мир фантастики, завели вас грёзы о национальном превосходстве, товарищ лейтенант? В завершение своих "исследований" Зимин выкладывает собственное фото: Он в сплетённом им собственноручно кольчужном комбинезоне. Ну, покинем восторженного лейтенанта и двинем дальше. К роману-эссе писателя Владимира Алексеевича Чивилихина "Память", вышедшем вскоре, в 1982г. Незадолго до смерти самого писателя в 1984. Читая этот роман, я сразу же встретил там в расширенном виде то, что почерпнул из злополучного легкомысленного журнальчика. Писатель серьёзным тоном доказывает, что почти вся Азия была в древности населена белокурыми или рыжими голубоглазыми людьми. Как он это определил, он толком не поясняет, ссылаясь на исследователя-любителя Грумм-Гржимайло. А тот, что, всю Азию перекопал? В эти "белокурые и голубоглазые" Чивилихин без тени сомнения зачисляет и чжурчженей – предков маньчжур, государство которых разрушили орды Чингисхана. Как они за два-три столетия потом оказались яркими монголоидами, Чивилихин не озабочивается. Главное – затащить в славяне даже близких родственников тунгусов, раз уж у них была развитая культура.
Другие расы неспособны? Интересно, что скажут на этот счёт китайцы, уже в 15 веке строившие океанские корабли, рядом с которыми и каравеллы Колумба, и тем более родные струги и кочи выглядели жалкими скорлупками? Куликовской битве Чивилихин посвятил целую главу. И все сведения без зазрения совести так же спёр из фантазий лейтенанта. О сверхтяжёлых русских рыцарях. О броненосной русской пехоте с копьями длиной в 8 метров. Куда там воинам Александра с их сариссами! Мы и тут первые! И слово в слово: "Боевой порядок русских был предельно глубок – шесть стальных рядов Передового и девять – Большого полков..." Не так уж предельно глубок, товарищи лейтенант и писатель. Были и поглубже. Не знаю, украл Чивилихин всё у лейтенанта или перепостил с его согласия. Но речь не об этом. Не о Куликовской битве. Речь о мифических "белокурых и голубоглазых" якобы предках, которым якобы принадлежала Азия. Которая наша вотчина, земля отцов. Я вовсе не отрицаю право русских сибиряков жить в Сибири. Мирно уживаясь с коренными народами. Но здесь мысль совсем иная.
Мы – законные правообладатели и наследники! Мы должны быть там господами и вершить судьбы этих земель! И их жителей? Теперь об атмосфере тех лет, когда всё это писалось. Одряхлевший Брежнев постепенно терял бразды правления. На политическую авансцену выходило другое лицо – председатель КГБ Андропов. Ему как никому другому была известна обстановка в загнивающем СССР. Требовалось влить в общественное сознание какие-то освежающие идеи. И тогда из чуланов КГБ были вынуты отнюдь не свежие идеи русских эмигрантов и изменников, например, Парамонова (Лесного), сбежавшего с оккупантами: Арийский миф, Влесова (Велесова) книга, бред о расовом превосходстве славян и вот это "Встреч солнцу". Притом и сам шеф госбезопасности питал слабость к этим идеям. Это доказывает следующий факт. В 1983г, уже при правлении Андропова, в центральных газетах, в том числе в выписываемой мной "Сельской жизни", была опубликована его программа реформирования народного образования. В ней чётко указывалось, что в этом деле пора покончить с произволом и анархией. Что школьники и их родители должны уяснить, что они не имеют права самостоятельно выбирать профессию, а должны идти туда, "где они нужнее стране". Их ещё со школьной скамьи будут сортировать "по склонностям". И после школы направлять, куда нужно государству. Вот она вам, граждане, кастовая система! Вот вам "русские веды"! Теперь поняли, откуда дует этот гнилой ветер? Теперь видите, почему неистовый идеолог родноверия, пасшийся не так давно на этом сайте, так упорно и самодовольно называет себя "полковником ФСБ в отставке с тремя высшими образованиями"? Полковник он такой же, как я герцог Веллингтон, но что всю эту шушеру распустило по нашей земле ведомство Андропова, они знают лучше всех. Вот откуда корешки фашистской поэмы Ильи Маслова "Оборона Монте-Кассино". Вот чьи песенки перепевает главный фашистский идеолог Георгий Сидоров, фактически не придумавший в своих бреднях ничего своего. Память? Или бредовое беспамятство?



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 22.07.2019. Память или бредовое беспамятство?