Литкафе... нет слов

Елена Ительсон: литературный дневник

Рецензия на «Литературное кафе» (Литературный Фестиваль Рунета)


Здравствуйте! Давно у Вас не была.
Выслушаю любую критику. Большое предисловие к стихотворению я отделила от текста.



МЕТРОНОМ
http://www.stihi.ru/2011/04/09/4635
В блокадном Ленинграде, когда по Радио не шли передачи-в радиоприёмнике работал метроном. Его слышали все Ленинградцы. Радио было включено у всех.
Быстрый темп означал начало воздушной тревоги. Медленный - отбой тревоги.
Когда в годы совершенно мирные, годы моего детства, по Ленинградскому Радио в перерыв (с 15.00 до 16.00) стал работать метроном - люди писали письма. Просили изменить звук. Они боялись этого звука. Но радио по привычке не выключали.



Это просто счётчик ритма-
Метроном.
Звук Блокады.
Ритм пощады
входит в дом.
Иногда бывает страшно
Слышать звук.
Это холод .
Это голод.
Сердца стук.
Это знак, что есть живые.
Звук в стене.
Это там, они больные
Верят мне.
Верят, что спасёт от смерти
Метроном.
Верят, что беда в конверте
Минет дом.
Верят, что наступит счастье
Навсегда.
Метроном-войны участник.


НИКОГДА.
(Никогда я не считала
Ритм с тобой.
Даже в школе
Музыкальной
Отбивали ритм ногой
Или хлопали в ладоши,
Чтоб не слышать метроном).
Он стоял в шкафу как память
О Блокаде,
О Блокаде.
Облака тянули детство
За окном.


9.10.2010-апрель 2010Елена Ительсон 24.01.2016 12:59 •



Елена, добрый день. К сожалению, ваше произведение ничего не прибавило к сказанному в предисловии (которое, как мне показалось, намного глубже и интереснее стиха). имхо.


Марина Чиркова 24.01.2016 13:55



Здравствуйте, Марина! Ничему не удивилась. Предисловие поставлено для тех, кто мало знает о Блокаде.
Только непонятно- почему это стихотворение читают на своих вечерах совершенно неизвестные мне школьники? Ведь оно якобы ни о чём?
Почему я с успехом читала на Поэте года?


Елена Ительсон 24.01.2016 14:00



Это мой последний визит в Литературное кафе. Больше ничьих ответов не жду.
Всем спасибо.


Елена Ительсон 24.01.2016 14:04



Елена, это хорошо что вы задаете себе столько вопросов)
Если вы так болезненно реагируете, вам действительно вряд ли нужно просить критики. Вернее, для вас было бы лучше так остро не реагировать, критика-то вещь полезная.


Теперь поясню свое сказанное, ибо дело не в "ни о чем". Ваше стихотворение содержит большое количество затертых, проходных образов (сердца стук, спасет от смерти, беда минет, счастье наступит и др.). К сожалению, побывав многократно переупотребленными многоими авторами, эти слова больше не воспринимаются как свежие и яркие. И не рождают никаких чувств, тем более адекватных заявленной теме.Одновременно в стихе отсутствуют образы нестандартные, способные зацепить.
В общем, исполнение сильно отстает по градусу накала от затронутой темы.
А многие школьники сейчас вообще мало читают) Поэтому я рада что вам удалось их заинтересовать литературой)


Марина Чиркова 24.01.2016 15:06 Заявить о нарушении / Удалить
Марина! Я никаким школьникам это не навязываю. Увидела это стихотворение некоторых сценариях.
Затертые образы?
Не цепляет?
А Вы свои стихи иногда перечитываете?
Там всё идеально?



Я хотела проверить Ваше кафе.Не пойму, кто дал Вам право так поверхностно судить о стихах.
Проект начинали другие люди.
Можете блокироваться от меня.
Но о Кафе я напишу Д.Кравчуку.
Я не первая, кого обидели Вы и ведущие этого кафе.


Елена Ительсон 24.01.2016 15:27 Заявить о нарушении / Удалить
Не забудьте в письмо Кравчуку скопировать ссылки на "обиды". А потом полностью опубликовать здесь его ответ)


Марина Чиркова 24.01.2016 15:42



Здравствуйте, Елена.
Да, проект начинали другие люди, но время идет и на смену одним приходят другие, и это правильно.
По существу вопроса я согласна с Мариной.


Александра Инина 24.01.2016 15:49



Конечно, я из-за тех авторов и пришла сегодня сюда. Мне не верилось, что можно так разговаривать как с автором "День седьмой" с Гольгертсом.
Впрочем, там отвечали не только Вы.
Неужели Вы думали, что я буду спрашивать только о своём унижении?



Елена Ительсон 24.01.2016 15



Единственно.. если Вы принесли для критики стихотворение, то будьте готовы рассматривать его в отрыве от темы, какой бы значимой она ни была. В противном случае речь не о поэзии, а об истории, а это не к нам.


Александра Инина 24.01.2016 15:51



Елена, разговаривать мы будем со всеми одинаково и смотреть на то, что нам принесли теперь. И с Гольгертсом я буду говорить тем же языком, что и сейчас с Вами. Принесли хорошее стихотворение (в нашем понимании) мы скажем - хорошее. Если ничего хорошего мы найти не смогли - не обессудьте.


Александра Инина 24.01.2016 16:00



Александра! Здравствуйте! Неужели Вы думали, что я буду спекулировать темой? Просто есть другой тон общения на сайте. Предисловие к стихотворению и есть предисловие. Лучше стихотворения оно не может быть.
Стихи на такую тему просто так не рождаются.
К поверхностей критике я не была готова.


Елена Ительсон 24.01.2016 16:01
"к поверхностной"- опечатка


Елена Ительсон 24.01.2016 16:03



Мы кажется договорились, что не будем о теме?
Информация по существу вопроса вся изложена в предисловии. В тексте стихотворения - эмоции. Человек, для которого информационная составляющая важнее предпочтет предисловие. Он оттуда уже все узнал, представил, почувствовал. Текст стихотворения, каким бы важным он не был для Вас - становится вторичным. Почему бы не попробовать вставить информацию в стихотворение, сделав его самостоятельным. По банальностям - сердца стук и беда в конверте. Почему "верят мне". Кому мне" Стучит ведь метроном.


Александра Инина 24.01.2016 16:12



меня вот это пронзило - "Они боялись этого звука. Но радио по привычке не выключали." Из этого такое можно сделать!... а тут... эх. общие слова.


Марина Чиркова 24.01.2016 16:16



Мне понравился отрывок о музыкальной школе. Но большие буквы в слове для меня - раздражитель.
ИМХО - лучше
Никогда...
Никогда я не считала .. и тд


Александра Инина 24.01.2016 16:17



Можно, Марин, но каждый решит эту задачу по-своему, у разных поколений разный образный строй, разные ключевые слова. Поэтому порой возникает языковой барьер)


Александра Инина 24.01.2016 16:21



Александра! Я так понимаю, что Вы подошли к разгадке стихотворения. Для меня там была загадка. Именно потому решила показать. Про музыкальную школу отрывок для меня ближе. Мне казалось, что стих распадается на 2 части. "Никогда" отсылает к "Ворону" Э.По. Большие буквы не нужны, видимо.



Меня удивил этот вопрос:
Почему "верят мне". Кому мне" Стучит ведь метроном."
Да, стучит метроном. Но стучит в радио. И тогдашняя я - связной между временами.


Елена Ительсон 24.01.2016 16:25


Большие буквы убрала.
Спасибо, Александра!


Елена Ительсон 24.01.2016 16:31



О том, что Вы - связной информации нет ни в предисловии, ни в тексте.. Каким образом люди из прошлого слышат Вас будущую?


Александра Инина 24.01.2016 16:32



Смотрите - верят мне - значит Вы что-то делаете, чтобы они Вас слышали.. но стучит метроном.. его запустили Вы?


Александра Инина 24.01.2016 16:34



Александра!Убедили! Надо писать рассказ.
Не к дате, а просто рассказать о многом - расшифровать.
Ведь многие читатели-музыканты не понимали, как же мы учились без метронома.
Вашу критику понимаю и воспринимаю.
С уважением.


Елена Ительсон 24.01.2016 16:39



Ну тут я Вас понимаю, у меня сын прекрасно топал ногой и без метронома)
Удачи с рассказом. Думаю получится очень хороший.


Александра Инина 24.01.2016 16:41



Спасибо, Александра!
Всё заканчивается как обычно.
Я дальше пишу прозу.
С уважением.


Елена Ительсон 24.01.2016 16:45



Рада, что показ этого стихотворения не прошёл бесследно для меня.
Всем спасибо!


Елена Ительсон 24.01.2016 16:51



) Вам спасибо, что принесли


Александра Инина 24.01.2016 16:58



Другие статьи в литературном дневнике: