Костас Варналис Диктаторы

Юрий Киреев: литературный дневник

Необузданная Римская империя с ее бесконечными завоевательными войнами, империя, окрепшая после второй Пунической войны, имела своим последствием всеобщее разложение завоевателей, исчезновение «старой римской добродетели» и распад семья.
Военный авантюризм усилил врожденную жестокость и бесчеловечность римлянина, а также укрепил его карман легко добытыми богатствами. Грабеж, порабощение, убийства, покупка совести и должностей стали наиболее распространенными способами накопления денег. Ни Юлий Цезарь, ни Октавиан не могли обойти этот фундаментальный закон. Они даже превзошли его! Эти солдаты-авантюристы иногда годами находились вдали от дома. Они могли вернуться в свои семьи либо богатыми, либо искалеченными, либо не вернуться вовсе. Смерть от меча, болезни или плена была общей судьбой как победителей, так и побежденных.
Длительное отсутствие «главы семьи» в доме привело к переходу власти от мужчины к женщине. Но наряду с властью в семье женщина взяла на себя и власть над собой. Она стала устраивать свою жизнь так, как считала лучше. И она заботилась о себе как можно изящнее.
Таким образом, прелюбодеяние и роскошь среди римских женщин приобрели огромные масштабы. Но была и другая причина, которая способствовала отклонению женщины от правильного пути. Мужское население сильно сократилось из-за войн, поэтому мужчины не так сильно искали женщин, а поскольку не все женщины могли выйти замуж, они неизбежно становились жертвами мужчин. Таким образом исчез старый патриархальный образ жизни замужней римлянки.
Когда мужчины вернулись домой с войны, они сами совершенно изменились, как и их жены. Другими словами, мужчины были отлучены от семейной жизни и привыкли находить любовь вне дома. И вот они продолжали свои противозаконные связи, причём самым безобразным образом, а их жены никоим образом не соглашались ни отказаться от власти в семье, ни ограничить свою свободу любви! Они не хотели менять свой образ жизни, отвыкать от того, к чему привыкли.
И так мужья жили и развратились каждый по отдельности. Увеличилось количество разводов, тогда как раньше их почти не было. Когда Эмилий Павел, которым весь Рим восхищался и считал образцом семьянина, развелся с женой, и когда сам Цицерон, заботливый, чувствительный и нерешительный «мирской человек», расстался со своей женой, чтобы жениться на другой, совсем молодой и очень богатой , это уже очень плохо говорило о моральной основе семейных отношений. Брак серьезно пошатнулся.
Римские женщины, которые когда-то не любили роскошь, теперь требовали ее. А когда женщина хочет, говорит пословица, то и черт хочет! Существовал закон, закон Опия, по которому женщинам запрещалась роскошь, — закон двухвековой давности! Что ж, именно этот закон женщинам удалось отменить!


Так что коррупция имперского Рима – это не продукт эпохи, а нечто гораздо более древнее и глубокое! Но в эпоху империи зло приняло огромные масштабы.



Другие статьи в литературном дневнике: