***

Золотаина Галина: литературный дневник

На Л*** познакомилась с новым автором - Влад Галущенко. Проза, есть верлибры. Он называет своим учителем Михаила Веллера.


Соперничество в поэзии, в литературе закономерно, каждый мнит себя гением.
Михаил Веллер обижается, что его вечно сравнивают с Довлатовым, причём он – второй. Действительно же, во многом повторил путь: и ленинградец, и Таллин, и очень похожа манера. По мне так они оба не таланты, а талантища.
Веллер верещит, что у Довлатова, «что увидел, то и написал», нет работы, фантазии. Может, это и так.
У Веллера рукой водит ум, а у Довлатова душа.
Короче, Веллер – фокусник, а Довлатов – волшебник.
Мне симпатичнее Довлатов, как-то интуитивно его принимаю. Люблю.
Веллером я восхищаюсь.


Из «Гуру» Веллера:
- Вещь должна читаться в один присест, - утверждал он. - Исключения -
беллетристика: детектив, авантюра, ах-любовь. Оправдания: роман-шедевр, по
концентрации информации не уступающий короткой прозе. Таких - несколько
десятков в мировой истории.
Концентрация - мысли, чувства, толкования! Вещь тем совершеннее, чем
больше в ней информации на единицу объема! Чем больше трактовок она
допускает! Настоящий трехмерный сюжет - это всегда символ! Настоящий
сюжетный рассказ - всегда притча!
Материал? Осел! Шекспир писал о Венеции, Вероне, Дании, острове,
которого вообще не было. А По? А Акутагава? Мысль - лежит в основе, и ты
оживляешь ее _а_д_е_к_в_а_т_н_ы_м_ материалом. Ты обязан знать, видеть,
обонять и осязать его, - но не обязан брать из-под ног. Бери где хочешь.
Все времена и пространства - сущие и несуществующие - к твоим услугам. Это
азбука! - о невежество!..


Из «Чемодана» Довлатова:
«Школьником я любил рисовать вождей мирового пролетариата. И особенно –Маркса. Обыкновенную кляксу размазал – уже похоже…

Я оглядел пустой чемодан. На дне Карл Марк. На крышке Бродский. А между ними – пропащая, бесценная, единственная жизнь»
С этим чемоданом уехал из России.



Другие статьи в литературном дневнике: