Рецензия на «О птичках-бабочках, психоделических стихах и расш» (Психоделика)

Я еду в машине, смотрю в окно и вдруг вижу паровоз.

Перестает ли паровоз быть паровозом, если вы не знаете его названия? Жизнь прекрасно обходится и без названий. Называние нужно для коммуникаций и воздействия на реальность. Слова нужны тем, кто не имеет других возможностей для передачи и хранения информации, т.е. людям.

Вы можете спросить: какое отношение имеет все вышесказанное к паровозу? И я отвечу – самое непосредственное.

Если бы меня попросили дать определения паровоза - я бы сказал, что это ловушка для неуловимого. Не всё обозначается конкретными словами, есть множество состояний настолько сложных и тонких для которых слов в языке не существует.

Для описания окружающего мира существуют тысячи слов, но как часто Вы останавливаетесь и не можете найти точного названия для того, что происходит внутри? Почему это происходит? Потому что внутренний мир подвижен, текуч, неуловим, неизмеряем, и для описания того, что происходит внутри, нам приходится брать слова из мира наружного, искать подобия и аналогии. Мы можем сказать: это похоже на это, или это подобно тому. В любом случае нам придется потратить много слов, чтобы дать приблизительное описание.

В моем понимании паровоз представляет собой некую объемную пространственную фигуру, обладающую внутренней энергией и внутренним движением (помимо внешнего, разумеется). Что-то, заключенное в оболочку-понятие из определенным образом сложенных слов-понятий.

Движение почти всегда является характерной особенностью паровоза. Именно оно делает паровоз подвижным (как это я тонко подметил: движение делает паровоз подвижным!) и обеспечивает этот трудноописуемый эффект внутренней неуловимости. Фактически движение в паровозе обеспечивает эффект in vivo. Именно поэтому мы и сталкиваемся с такими трудностями в описании паровоза. Анализируя природу какого-либо механизма, мы разлагаем его на составялющие, но затем, при механическом соединении их, всегда непостижимым образом остаются лишние детали (лишних деталей может не оказаться иногда в случае примитивных механизмов). Это оттого, что собрать что-то сложное, полностью воссоздать структуру, воссоздать множество тончайших и точнейших соединений, скрепить их на разных уровнях очень сложно (опять я тонко подметил, что сложное собрать сложно). Вот почему мы нередко наблюдаем в паровозах: малейшие неточности и отклонения от внутренней логической ткани паровоза не позволяют ему "правильно" свернуться хотя бы в трехмерную структуру и при этом организоваться должным образом.

Вы можете сказать, что нет отличия между паровозом и паровозом, ведь и тот и другой функционально выполняют одно и то же и даже могут задевать какие-либо эмоциональные струны, быть созвучными, содержать определенную информацию. С одной стороны да, а с другой - нет. Тут оказывается важным не то, что у обоих паровозов имеется тендер, а то, что оба паровоза движутся паром, и именно это совместное движение, которое вовсе не очевидно, остается переживанием, не знанием, а опытом.

Фактически осознание этого и является в каком-то смысле расширением личной реальности.

Морж   13.12.2010 13:41     Заявить о нарушении
Я плыву по реке на льдине и вдруг замечаю моржа. Крещусь - и понимаю: нет, всё не так; я плыву - и вдруг замечаю Моржа!

Перестаёт ли Морж быть моржом, если я его замечаю, сплавляясь вниз по реке? Знает ли он о том, что я могу догадываться о том, как его зовут? Или он полагает, что его имя мне без разницы?

Он плывёт на льдине параллельным со мной курсом, неуловимый, как летящий во мгле южной ночи паровоз, и даже не подозревает, что для меня он уже успел стать частью этого летящего паровоза, - с его тендером, трубой и даже кочегаром!

Так кто же он, этот трёхмерный Морж, возможно и не подозревающий о том, что он морж, но также не имеющий ни малейшего понятия о том, что для меня он уже стал паровозом? Является ли он расширением моей личной реальности, как рыбака, плывущего на льдине и воображающего его паровозом? Или он, в силу собственной внутренней неуловимости, продолжает оставаться просто некой тонкой структурой, появившейся на периметре моего поля зрения и вообще ничего не означающей?

Наконец, взаимодействует ли сознание Моржа, как моржа, с моим собственным - на определённом абстрактном уровне? Или его сознание, как паровоза, непостижимым образом столкнувшегося с лишними деталями меня, как рыбака, плывущего на льдине, - теперь спонтанно превращается во множество точечных аллюзий, отслоившихся от движущегося вместе с паровозом парового котла?

Галлюцинаторная природа сознания не позволяет отрицать с уверенностью ни одно, ни другое предположение. И если я сейчас задам вопрос - что из всего этого следует, то к кому таковой вопрос, по существу, будет обращён: к Моржу, несущемуся в моём сознании, как паровоз, или к моржу, плывущему на льдине, помимо моего сознания, вместе со мною вниз по реке?

Очевидным становится, братья и сёстры, лишь одно: что расщепление сознания способно происходить в рамках одной отдельно взятой головы, наподобие проскомидийного таинства (особенно, если в голове оной сакрального вещества, необходимого для отправления службы, не приготовлялось).

Чёрный Георг Предел Невозможного   14.12.2010 06:27   Заявить о нарушении
"в рамках одной отдельно взятой головы" (с)

Голову Зевс расщепил - вышла Паллада на свет,
Рядом плывет ластоногий, девственен мыслями он.

Михаил Книжный   14.12.2010 10:40   Заявить о нарушении
Отлив.

Я лежу на камне среди ублажающих меня самок и вдруг замечаю, как с волной принесло предел невозможного.

Лениво наблюдаю за манипуляциями волн: вынесут или не вынесут? отнесут или утопят? Пенка загадочно лопается тихим шумом, легкий ветерок сдувает её с предела. И предел спешит перемешаться с этой пеной, песком, битыми ракушками, нефтяными пятнышками...

Слился.

Остался ободок на камне, на котором я лежу. Беловатая линия. Соль, подсыхает, её переливы приходят на смену переливам капель воды.

На вид красивая и объёмная линия - таковой её делает выпуклость камня. А чуть выше - ещё одна линия. Выше - ещё одна...

И пока отлив, эти линии множатся. Сколько их, этих пределов? Что они обозначают? Очередная волна плеснула и смыла часть многозначительной жирности линий, проявляя их внутреннюю тонкую структуру.

Осознаёт ли этот очередной предел невозможности, кто он, что он, что означает? Кристаллики соли переливаются на солнце. Каждый перелив - всего лишь следствие моего движения головой. А как только сползу с камня, так кто этот блеск заметит, что заставит обратить на себя внимание, кого этот "мерцающий блик" вдохновит?

Вот интересно, обладай эта украшенная блестящими кристаллами линия предела "сакральным веществом, необходимым для отправления" некоего таинства мышления, поняла ли, что ослепительный блеск ей придаёт не идеальная кристаллическая решётка кусочков соли, не отполированные грани, а грубые трещинки и разломы, наросты и вмятины на каждом из комочков?

Но...

Солнце достаточно "растопило жирку", пора и искупнуться. Сползаю с камня. Самки вяло волнуются: тоже разомлели. Но в воду не поползли: сыты.

Отплываю подальше, ложусь на спину и вглядываюсь в берег. Где там мой камень? Увижу ли я отмеченный мной предел после того, как накатит прилив? Или ударит шторм? Или молния разобьёт камень и его осколки окажутся на морском дне?

Хороший такой камень. Удобный.

Расщепления не произойдет: соль растворится и, выброшенная на берег, снова превратится в кристаллы на другом камне в окружении подсохших водорослей, полиэтиленовой рвани и нефти.

...По берегу важно ползут два паровоза. На расстоянии казалось, что они вот вот стукнутся лбами. Чем они отличались? Густотой дымного шлейфа? Зычком свистка? О! Машинистами!

Впрочем, для меня все люди одинаковы. Жаль, что они сами себя таковыми не осознают.

Морж   14.12.2010 14:00   Заявить о нарушении
Прекрасно. Писатель Залыгин писал о мыслях коровы, А.П.Чехов - о мыслях собаки Каштанка... Дорогой Морж, говорю искренне - изложение размышлений ластоногого о судьбе и современном искусвстве может быть вполне востребовано читателем. Достаточно ненормально, чтоб задеть...

Михаил Книжный   14.12.2010 17:22   Заявить о нарушении
) Почему же ненормально, Михаил? В лучших традициях.
Сетон-Томпсон, Джек Лондон, Федоров, Бакулина, Яблоков, Ян Ларри, Зальтен и мн др Побыть не человеком интересно)
Спасибо, уважаемый Морж)

Александра Инина   15.12.2010 11:40   Заявить о нарушении
А также сказки всех народов мира)))

Михаил Книжный   15.12.2010 12:39   Заявить о нарушении
) Нет, Михаил. В сказках звери очеловечиваются. И жизнь у них там как у людей - их перетаскивают в другой мир, наш, человеческий, или если хотите, сказочный.
Здесь нас переносят в мир существ не таких как мы. В чем-то без наложения наших качеств не обходится, но мир видится уже под другим углом.

Александра Инина   15.12.2010 12:48   Заявить о нарушении
Это глубоко верно. Капитан Немо.))

Михаил Книжный   15.12.2010 20:42   Заявить о нарушении
"Достаточно ненормально, чтоб задеть..."
Миш, ей-богу, я не виноват. Это всё Георг. Перевернулось сознание. Но ты не волнуйся, уже всё на месте.

Морж   15.12.2010 23:50   Заявить о нарушении
Кувырнутся моржи, то туда поплывут, то сюда,
и зачем это нужно - бить ластами лед? Ерунда.
Мутят воду моржи, и на мелочи тратят года...
лучше в море им плыть - там легко и свободно всегда.

Может к новому году поймут, пусть не сразу, моржи,
рыбкой легкой не станешь, летать не сумеешь, как стриж,
и гудеть паровозом не выйдет, и виснуть с оттаявших крыш
любопытной сосулькой... пока болтовнею грешишь.

))

Михаил Книжный   16.12.2010 08:26   Заявить о нарушении
Саша, рада приветствовать тебя и здесь! Потрясающе интересное сообщество.

Алиса Шаповалова   11.08.2011 09:38   Заявить о нарушении
)) Привет, Алиса. Ага)

Александра Инина   11.08.2011 11:40   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Психоделика
Перейти к списку рецензий, написанных автором Морж
Перейти к списку рецензий по разделу за 13.12.2010