Рецензия на «Восхождение» (Кира Костецкая)
Рецензия Ирины Арисовой: "На «Восхождение» В стихотворении присутствуют два мира – земной и небесный. Их противоположность выражена антонимичными понятиями (вниз – сверху, тропа - провал, мир людей – мир облаков, возвёл – бросаться). Горный пейзаж набросан беглыми штрихами, событийный элемент преобладает над описательным. Простота поэтического слога не заслоняет философской глубины стихотворения. Ключевой словообраз произведения – «гора». Восшествие на горную вершину для древних означало «продвижение к храму» и ассоциировалось с духовным преображением. Лексические повторы (шли, шёл) акцентируют внимание читателя на процессе восхождения, подчёркивают его протяжённость. Состояние лёгкости и освобождения от суеты отражено в лексике: плыл, лёгких, полёт. Старославянизмы (восхождение, вознёс) и архаизм (чародей) обнажают полузабытые пласты родного языка. Фразеологизм (был таков) оживляет повествование, вносит оттенок непринуждённости. Метафора (крыло тучки) и олицетворение (тучка зовёт) убеждают в одухотворённости природы. Приём инверсии (природы очарованный каприз) усиливает смысловую нагрузку фразы, делает её более весомой. Стихотворение состоит из трёх строф с перекрёстным способом рифмовки. В первой строфе неровный ритм стиха воспроизводит прерывистое дыхание восходящих к вершине. На вторую и четвертую строку словно не хватает воздуха, потому они так немногословны. Во второй строфе дыхание становится более спокойным, здесь только одна строчка короче остальных. А в третьей строфе ритм дыхания уже полностью соответствует ритму стиха. Основная идея стихотворения состоит в вечной раздвоенности человеческого духа, мечущегося между небом и землёй. Даже взойдя на вершину и поднявшись над суетой, человек не избавлен от проблемы выбора". Кира Костецкая 30.10.2012 22:43 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |