Рецензия на «Восхождение» (Кира Костецкая)

Рецензия Ирины Арисовой:
"На «Восхождение»

В стихотворении присутствуют два мира – земной и небесный. Их противоположность выражена антонимичными понятиями (вниз – сверху, тропа - провал, мир людей – мир облаков, возвёл – бросаться).

Горный пейзаж набросан беглыми штрихами, событийный элемент преобладает над описательным.

Простота поэтического слога не заслоняет философской глубины стихотворения. Ключевой словообраз произведения – «гора». Восшествие на горную вершину для древних означало «продвижение к храму» и ассоциировалось с духовным преображением.

Лексические повторы (шли, шёл) акцентируют внимание читателя на процессе восхождения, подчёркивают его протяжённость. Состояние лёгкости и освобождения от суеты отражено в лексике: плыл, лёгких, полёт.

Старославянизмы (восхождение, вознёс) и архаизм (чародей) обнажают полузабытые пласты родного языка. Фразеологизм (был таков) оживляет повествование, вносит оттенок непринуждённости.

Метафора (крыло тучки) и олицетворение (тучка зовёт) убеждают в одухотворённости природы.

Приём инверсии (природы очарованный каприз) усиливает смысловую нагрузку фразы, делает её более весомой.

Стихотворение состоит из трёх строф с перекрёстным способом рифмовки. В первой строфе неровный ритм стиха воспроизводит прерывистое дыхание восходящих к вершине. На вторую и четвертую строку словно не хватает воздуха, потому они так немногословны. Во второй строфе дыхание становится более спокойным, здесь только одна строчка короче остальных. А в третьей строфе ритм дыхания уже полностью соответствует ритму стиха.

Основная идея стихотворения состоит в вечной раздвоенности человеческого духа, мечущегося между небом и землёй. Даже взойдя на вершину и поднявшись над суетой, человек не избавлен от проблемы выбора".

Кира Костецкая   30.10.2012 22:43     Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Кира Костецкая
Перейти к списку рецензий, написанных автором Кира Костецкая
Перейти к списку рецензий по разделу за 30.10.2012