Рецензия на «Ночная песнь Заратустры» (Владимир Плющиков)

Специально зашла на "Ночную песнь Заратустры"
Дождалась:)
Считай, что ты меня спровоцировал на поговорить.
Тем более философия никогда не была мне чуждой.
Хотела отложить на завтра, но не утерпела.

"Человек - это канат, канат над бездной, над пропастью"
Человек и общество, единство и различие путей его следования.
Связь с окружающим миром и миром вовне.
Может Ницше был прав, говоря о цикличности в развитии индивида?
Может бесконечная цепочка и возвращение к пережитому и есть истина в его понимании? Может он естественен в своей арийской древности? Тогда почему многие считали его сумасшедшим? Впрочем неудивительно, головные боли мучали его постоянно, влияя с годами на сознание. А может потому, что он был одержим идеей сверхчеловека? Вопросы. Кругом одни вопросы.
"Познающий не любит погружаться в воды истины не тогда, когда она грязна, но когда она мелкая".
Кто пишет кровью и притчами, тот хочет чтобы его не читали, а заучивали наизусть.
"В человеке соединяются тварь и творец, материя, прах, нечисть, хаос, но и создатель, твердость молота, божественность созерцателя", этические принципы, аристократический анархизм.
Противоречиво? Но это учит сравнивать, размышлять. Главное удержать баланс между гранями добра и зла, философией и религией.

Вот почему у тебя превалируют темы одиночества, драконов, королевств.
Это - моральный императив практического разума поступать так, а не иначе.
Ты должен вместо - я хочу. Для того, чтобы стать свободным - надо стать львом.
Глубокое оно, духовное, Володя. В нем рассматривается переоценка человеческих ценностей. Красной линией направление - превзойти и прежде всего самого себя. Гимн жизни, именно поэтому сочится из души песнь Заратустры.
У Мелера в третьей симфонии тоже звучит полночная эта песнь. И у Штрауса тоже.
Для меня это лучшее у тебя, Володя. Ну как же точно передано здесь:
"Спиралью извивалось мирозданье,
Сворачивался в точку здешний мир".

"Только человек сопротивляется направлению гравитации: ему постоянно хочется падать вверх. Понятия "по ту сторону", "истинный мир" выдуманы, чтобы обесценить единственный мир, который существует. Спокойна глубина моего моря: никто и не догадывается о том, какие чудовища скрывает оно"
В человеке ценно то, что он мост, а не цель.
Великолепная работа. Невероятная, глубочайшая и внутри и на поверхности.
Абсолютно точная стилизация под язык Ницше.
А вот насчет "белогвардейского" романса тут большой вопрос.
Чистейшей, родниковой воды философия.

Ирина Чубенко Сергеева   31.01.2016 20:23     Заявить о нарушении
Ира, огромное спасибо!
Вопросов, действительно, больше, чем ответов. Одно понятно, что сломав собственное сознание и душу, Ницше сломал и то, и другое своим героям. Тем не менее, читать его - это классно. И еще непонятно чего больше в его работах - философии или поэзии. Он на редкость поэтичен.
Вообще-то я планировал стилизовать не только "ночную песнь", но и еще ряд отрывков из Ницше, но, написав "Песню", понял, что элементарно не потяну. Не столько тяжело получалось в смысле работы, сколько тяжко было влезать в шкуру героя. Свихнуться можно было только так.)
Собственно этот кратковременный вывих и заставил меня написать последнюю строфу.

Владимир Плющиков   31.01.2016 20:40   Заявить о нарушении
Мда. Согласна. Поэтичен и напевен слог его. Но тяжел, особенно в больших количествах. Его вещи нельзя читать наскоком, а если пропускать через себя то...
В общем ты правильно все сказал.

"Психическая кровь есть живая душа, она придает жесту мягкую многозначность, глазам – таинственную глубину, голосу – богатство тембра. В человеке с живой душой чувствуется головокружительная экзистенциальная перспектива".

В Дионисийских дифирамбах есть такие строки: "Я – твой лабиринт..." Это к тому, что вопросы гораздо точнее, чем ответы, выражают сущность психо-духовной организации Ницше. Иногда это чувствуется явно, иногда меньше, но это присутствует всегда, даже когда он из серьезности переходит в пафос, который для современников кажется дурным тоном, излишней сентиментальностью, излишней изысканностью. Насчет философии. Его тексты нельзя читать как руководство к действию, несмотря на повелительные наклонения. Логика до сих пор не может отделить философию от мудрости, знание от информации.

Несколько примеров.
"Здесь, где меж двух морей вырастает остров,
в нагромождении скал подобный грубому жертвеннику,
именно здесь зажигает под черными небесами
свои высоко сложенные костры Заратустра –
огненные знаки для потерпевших крушение мореходов,
вопросительные знаки для тех, кому ведом ответ..." (Огненный знак)
Работает система метафор и сравнений, а также событий, она развивается в элегической форме, равной которой в немецкой поэзии нет после Гёте.
Здесь: "Тот, кто стремится вниз,
будет быстро
проглочен здешнею бездной!
Лишь ты, Заратустра,
любишь расти на склоне
нависшей над ним елью!
Корни она пустила
туда, где сама скала
в ужасе смотрит в бездну;
она – цепляется
там, где все
рушится вниз;
там, где царит нетерпение
камнепада и водопада" По мнению Ницше, сильный человек не должен бояться бездны и должен смотреть в неё подобно орлам. Однако здесь дается интересное сравнение: Заратустра не просто смотрит в глубину, он врос в обрыв бездны, как ель и уже не может уйти от обрыва. Он, вероятно, хотел бы, но не может. И бояться он тоже уже не может. Дальше, когда прилетают хищные птицы и спрашивают прав ли он в том, что висит здесь как повешенный, вместо того чтобы иметь крылья. Что это, если не ирония, свойственная аллегориям и берущая начало от Эзопа? Получается, Заратустра может и велик, но для себя то вовсе нет. Он - вопросительный знак между двумя обрывами. Может здесь тоже есть корни поклонения Дионису ("Я – твой лабиринт, в котором тебе предстоит блуждать")? Только лабиринтом Дионис оказался и для Ницше. А именно, нам постоянно чего-нибудь не хватает и мы всю жизнь стремимся восполнить это.

Поэзия Ницше трудна для комментариев, также трудна, как поэзия Шекспира. Многие его фразы начинаются с междометий. Когда человек читает фразу, которая начинается с междометий "Ах, Ох, Ух" и проч., ему кажется, что всё совершенно ясно. Как в русском, стоит начать мысль со слов "твою мать", и больше ничего объяснять не придется. Но такое понимание обманчиво. Такая позиция разрушительна.
Поэтому чтение Ницше - допинг, вливающий энергию, но и забирающий ее. Его произведения можно толковать бесконечно, но понять их нельзя.

Поэты часто не понимают того, что они пишут. Потом приходят комментаторы и стараются ему же, поэту, объяснить, что он, собственно, написал:)
Это касается не только Ницше, но и любого автора. Автор и человек — разные вещи. Второй — лишь секретарь первого, записывающий его слова.
"Я одно, мои сочинения другое".
Язык создает совершенно иную действительность, не имеющую к подлинной действительности отношения. Можно сколь угодно точно описывать в словах жизнь человека, но она будет всегда бесконечно далека от его подлинной экзистенциальной действительности.

Есть еще один нюанс. Станем ли мы умнее, прочитав Ницше? Да ни черта! К сотням проблем добавятся еще и проблемы самого Ницше. Потому что автор в свой мир пригласил еще и нас. Разговор о Ницше интересен теми вещами, над которыми много думали. Многие вещи можно выразить по-разному, более или менее удачно, но у Ницше множество вещей выражено настолько точно, что их можно выразить только так, как это сделал он, и никак иначе.

Одно из любимых:
"Для мук раскаянья мне дайте преступленья,
Иль я умру от грозной пустоты...
В груди моей темно, как в капище сомненья,
Где язва - мысль и жадный червь - мечты.
Не осуждай меня, мои порывы злости:
Я раб страстей и грозный бич ума...
Душа моя сгнила, и вместо тела - кости...
Не осуждай! Свобода есть тюрьма.
Для мук раскаянья мне дайте преступленья
Иль я умру при свете тёмных туч...
В моей крови кипит безумство озлобленья,
Дыханьем жжёт коварный демон-луч. "

Благодарю, Володя за повод поговорить.

Ирина Чубенко Сергеева   01.02.2016 15:04   Заявить о нарушении
Ира, спасибо огромное!

Владимир Плющиков   01.02.2016 17:08   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Владимир Плющиков
Перейти к списку рецензий, написанных автором Ирина Чубенко Сергеева
Перейти к списку рецензий по разделу за 31.01.2016