Рецензия на «Сто лет одиночества» (Рита Круглякова)
Приветствую, Рита. Надо будет перечитать Маркеса "Сто лет..." Давно это было... более двадцати лет назад. Многое переосмыслено с тех пор, впрочем так и должно быть. Однако всё-таки, как я понимаю, здесь взят основной базовый Символ и помещён в определённую культурно-бытовую среду. И прошёл бы я мимо, если бы в своё время не сделал тоже самое и я. И время это было, когда я "хорей от ямба" отличал с трудом. Самому забавно это слышать от себя же. Просто слишком сильна перекличка твоего вольного стиха с моей, можно сказать "вьюношеской" песней, в которой не работают правила и приоритеты "сетевого" (печатного") стихосложения. И хотя само словосочетание "сто лет одиночества" мной не использовано, весь текст пронизан аллюзиями к Маркесу, цитатами из него. Это и есть приём "помещения мифа в современную среду", который весьма сложен для восприятия и требует определённого совпадения "автор - читатель", в том числе и на эрудированном уровне, ну и на ассоциативном, конечно. Впрочем, сравни сама. "Понедельник" (Сто лет одиночества.) . Не пугайся теней, входя в этот дом – они подкрепляют слова делом, Кавалеры Ордена Святой Гробницы рисуют кресты на лбах пеплом старых запачканных кровью простыней, последних свидетельниц медленных дней, агоний детей с голосами, рождённых с распахнутыми глазами в городе алкогольных династий, в доме напротив адвокатуры страсти, в час скучающих ангелов с помощью хрупких пергаментов татуированных врачей, которые чернее чёрного, явились покорней покорного, заранее зная, где будет больней. И бросили горсть мёртвой земли за порог. Теперь здесь вечный октябрь и всегда... понедельник! Но взгляды святых застыли на месте, где пыль на стенах хранит отраженье женщин, кричавших раненой кошкой, отдавшихся только из чувства протеста... мальчику, уверенному в себе, мальчику, который казался таким же, как все из рода полуслепых инженеров, не принятых вовремя в пионеры за то, что однажды в прокуренной кухне вытягивал спички - кому же быть первым... с любовью девственниц к сказочным принцам, с любовью дочери к сигаретам отца, с любовью хмельных от желания самок к самцам без имени и без лица. Фрегаты иллюзий разбились о рифы, бойскаутский отряд распущен навсегда, на чёрных девятках седокрылые грифы развозят останки любви по домам... И бросили горсть мёртвой земли за порог. Теперь здесь правит октябрь и всегда... понедельник! ... . Представляешь, если бы я ЭТО принёс, например, на Стих месяца на Гусях, где ты в этот раз в жюри. Вот Что бы ты поставила? А ведь здесь ещё и музыкальная составляющая а-ля "барокко", в которой заключено всё, что недосказанно в словах. О Гольгертс 27.08.2017 12:53 Заявить о нарушении
Здравствуй, Олег!
Я думаю, наши занимательные скандалы, доставившие мне массу эмоций, дают мне право обращаться к тебе на "ты")). Как к родному))). Ну, начнём с того, что этот текст мне понравился).Только финальные две строки показались лишними, неким недоверием, что читатель самостоятельно может догнать суть. И ещё возникает ощущение, что автору безумно понравился приём с понедельником, потому и). И ещё двойной повтор помимо (или даже вместо) Маркеса отсылает к А. Миронову : Видно, в понедельник их мама родила.) Это к тому, что 5 за худ.восприятие не поставила бы - вот эти коварные постмодернисткие отсылки и помешали бы... А технику, Олег, видно невооружённым глазом). Это ведь не только ритм и количество слогов, но и мелодика стиха. А он у тебя летит.) Не скрипит, не скрежещет, а именно летит. Так шо это 5, батенька))). Р.S. Рада тебе, как слон)). Честное пионерское). Рита Круглякова 27.08.2017 13:18 Заявить о нарушении
Вот не "похвальбы" ради, но именно для полноты освещения поднятого вопроса
придётся процитировать самого себя: . Печатная поэзия и песни различны, как скульптуры и картины. Их сравнивать, наверное, не честно. Как свойства коньяка и никотина. Вот сказочный мотив известной саги. На конкурсе стихов, увы, без шансов. Поскольку не секрет, что на бумаге иные песни выглядят ужасно. Какие здесь акценты характерны, где паузы и как распеты слоги? Влияет даже сокровенность тембра на наше впечатление в итоге. И текст, где всё просчитано до буквы. Его в сети недавно разместили. Им всё равно – что бред анаколуфный, что образец классического стиля. В нём столько позитива и морали, что приторно становится и грустно. Порою лучше, чтобы замарали, втоптали в грязь фальшивое искусство. . Лежат без интонации слова, которые слепились еле-еле. Так важно чтобы тексты сами пели без инструмента в наших головах. ------------------------------------------------------------- Это как раз к вопросу "художественного восприятия". А по существу деталей... "Теперь здесь всегда понедельник" - это именно из Маркеса, причём ключевое слово "всегда". Оно и "вечный октябрь", как символ социализма, казался "навсегда", особенно в то время, когда самой крутой машиной была "чёрная девятка". Здесь нужно учитывать время написания, а значит и описываемых событий. Жаль, что не сработал художественный приём лексической риторической эпифоры, а это и есть выделенной двустишие. Но если к первой строфе оно достаточно обособлено, то вторая строфа диктует уже иное смысловое прочтение: "Развозят останки любви по домам... и бросили горсть (эти самые останки, а по сути морально использованных женщин) мёртвой земли за порог" На мой и не только мой взгляд - очень сильное сравнение получилось (для тех, кто в курсе). Я порой и сам удивляюсь, как оно могло прийти мне в голову в 20 лет. Да и "оценки" я не выпрашивал, что ты? Больше скажу, попади такой текст мне - больше средних троек не поставил бы. Опять же "картину" нельзя оценивать по канонам "скульптуры". А по поводу ритмики... В принципе, логично предположить, что то, что легко поётся должно и легко читаться, даже не смотря на сложно подчинённые объёмные строфы. В песне я только одну подобную знаю, со сложноподчинением, это "Мальчик" БГ. Кстати, тоже с эпифорой. Это как раз песенный приём, даже в народном творчестве. Гольгертс 27.08.2017 14:10 Заявить о нарушении
Олег, ты же знаешь, автор всегда прав.)
И, возможно, этот понедельник Маркеса играл бы совершенно по-другому в стихе, если бы не безызвестная песня... Причём, если с контекстом Маркеса наждо внимательно знакомиться, то контекст песенки пока ещё знаком всем (хотя, возможно, поколение по моложе не столь явно это ощущает) - это на самом деле отвлекает. Помнишь, был на Гусях же стиш про "пятиться раком"? Здесь нечто похожее, когда клишированное восприятие все же оказывается в авангарде - и вот результат... Можно сказать, что это проблема читателя - и это будет правда, наверное, но здесь я выступаю как читатель, потому и говорю то, что почувствовала. У меня сейчас творческий кризис, Олег. Я сама пытаюсь искать ответы на вопросы " почему", "как это работает" и "как жить дальше", когда собственное творчество перестало тебя устраивать... Ищу, и не нахожу... Все очень субъективно, вот и все, что мне пока известно. Иногда что-то не совпадает у автора и читателя, иногда не хватает опыта, эрудиции, глубины... Запутаешься тут... Один человек говорил мне, что у автора обязательно должно быть чувство внутренней правоты, тогда происходящие с ним процессы будут продуктивными, в ином же случае можно растерять то, что было, ничего не обретя взамен... Да и кому что-либо вообще известно?) " Я знаю, что ничего не знаю ")). Другие, возможно, знают, чуть больше, но в рамках вселенной - всё то же - ничего))). Рита Круглякова 27.08.2017 14:43 Заявить о нарушении
Причём, Олег, ты и сам прекрасно понимаешь, что стихотворение для читателя и стихотворение для эксперта - "две большие разницы".) Читатель ищет чаще всего созвучие с самим собой (вот как ты сейчас с Маркесом твоим и моим), эксперт ищет что-то другое, предположительно, поэзию в чистом виде).
Читатель многое прощант , эксперт прощать и даже снисходить не хочет)). Опыт, эстетство в чистом виде или пресыщенность - кто разберет?) Как там: " Все фигня, кроме пчёл. Пчёлы - тоже фигня".))) А как по-другому?) я не знаю))) Рита Круглякова 27.08.2017 15:00 Заявить о нарушении
Собственно, я тоже похоже достиг своего "сетевого" пика, что и отражено
в моём крайнем стихо: http://www.stihi.ru/2017/07/17/10431 Рано или поздно это должно было произойти, но дело здесь не в кризисе, рифмовать я не разучился и всё остальное... И даже не в отсутствии идей или неосвоенных приёмах, главное, уже нет на Стихире такого, как в песне: "В эту игру могут играть двое". Подчеркну, ХОТЯ БЫ двое. Если проще - то, что интересно (или может быть интересно) тебе, больше не интересно никому. А для одиночных игр Стихира не нужна. Тем более, что в данный момент я вплотную занимаюсь возвращением к "корням", собственно, к песенному творчеству. Которое я по сути забросил семь лет назад, уйдя в "сеть", в теорию стихосложения. Пришло время объединить два опыта, записать всё-таки всё то, что лежит нереализованным в моём "виртуальном столе", то бишь в голове. Учитывая современный уровень компьютерной звукозаписи, от перспектив слегка кружится эта самая голова. По крайней мере появилась цель вполне материальная, а не абстрактная мечта. Вложений правда требуется много, и моральных, а, главное, материальных. Впрочем, как говорил Штирлиц, "время пока терпит". И по сравнению с этим вся эта "Стихирская возня" ставится абсолютно несущественной. Гольгертс 27.08.2017 15:02 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |