Рецензия на «Сто лет одиночества» (Рита Круглякова)

Приветствую, Рита.
Надо будет перечитать Маркеса "Сто лет..."
Давно это было... более двадцати лет назад. Многое переосмыслено с тех пор,
впрочем так и должно быть. Однако всё-таки, как я понимаю, здесь взят
основной базовый Символ и помещён в определённую культурно-бытовую среду.
И прошёл бы я мимо, если бы в своё время не сделал тоже самое и я.
И время это было, когда я "хорей от ямба" отличал с трудом.
Самому забавно это слышать от себя же. Просто слишком сильна перекличка твоего
вольного стиха с моей, можно сказать "вьюношеской" песней, в которой не работают
правила и приоритеты "сетевого" (печатного") стихосложения.
И хотя само словосочетание "сто лет одиночества" мной не использовано, весь текст
пронизан аллюзиями к Маркесу, цитатами из него. Это и есть приём "помещения мифа
в современную среду", который весьма сложен для восприятия и требует определённого
совпадения "автор - читатель", в том числе и на эрудированном уровне, ну и
на ассоциативном, конечно. Впрочем, сравни сама.

"Понедельник"
(Сто лет одиночества.)
.

Не пугайся теней, входя в этот дом –
они подкрепляют слова делом,
Кавалеры Ордена Святой Гробницы
рисуют кресты на лбах пеплом
старых запачканных кровью простыней,
последних свидетельниц медленных дней,
агоний детей с голосами,
рождённых с распахнутыми глазами
в городе алкогольных династий,
в доме напротив адвокатуры страсти,
в час скучающих ангелов
с помощью хрупких пергаментов
татуированных врачей,
которые чернее чёрного,
явились покорней покорного,
заранее зная, где будет больней.

И бросили горсть мёртвой земли за порог.
Теперь здесь вечный октябрь и всегда... понедельник!

Но взгляды святых застыли на месте,
где пыль на стенах хранит отраженье
женщин, кричавших раненой кошкой,
отдавшихся только из чувства протеста...
мальчику, уверенному в себе,
мальчику, который казался таким же, как все
из рода полуслепых инженеров,
не принятых вовремя в пионеры
за то, что однажды в прокуренной кухне
вытягивал спички - кому же быть первым...
с любовью девственниц к сказочным принцам,
с любовью дочери к сигаретам отца,
с любовью хмельных от желания самок
к самцам без имени и без лица.
Фрегаты иллюзий разбились о рифы,
бойскаутский отряд распущен навсегда,
на чёрных девятках седокрылые грифы
развозят останки любви по домам...

И бросили горсть мёртвой земли за порог.
Теперь здесь правит октябрь и всегда... понедельник!
...
.

Представляешь, если бы я ЭТО принёс, например, на Стих месяца на Гусях, где
ты в этот раз в жюри. Вот Что бы ты поставила?
А ведь здесь ещё и музыкальная составляющая а-ля "барокко", в которой заключено всё,
что недосказанно в словах.
О

Гольгертс   27.08.2017 12:53     Заявить о нарушении
Здравствуй, Олег!
Я думаю, наши занимательные скандалы, доставившие мне массу эмоций, дают мне право обращаться к тебе на "ты")). Как к родному))).
Ну, начнём с того, что этот текст мне понравился).Только финальные две строки показались лишними, неким недоверием, что читатель самостоятельно может догнать суть. И ещё возникает ощущение, что автору безумно понравился приём с понедельником, потому и). И ещё двойной повтор помимо (или даже вместо) Маркеса отсылает к А. Миронову : Видно, в понедельник их мама родила.)
Это к тому, что 5 за худ.восприятие не поставила бы - вот эти коварные постмодернисткие отсылки и помешали бы...
А технику, Олег, видно невооружённым глазом). Это ведь не только ритм и количество слогов, но и мелодика стиха. А он у тебя летит.) Не скрипит, не скрежещет, а именно летит. Так шо это 5, батенька))).
Р.S.
Рада тебе, как слон)).
Честное пионерское).

Рита Круглякова   27.08.2017 13:18   Заявить о нарушении
Вот не "похвальбы" ради, но именно для полноты освещения поднятого вопроса
придётся процитировать самого себя:
.

Печатная поэзия и песни
различны, как скульптуры и картины.
Их сравнивать, наверное, не честно.
Как свойства коньяка и никотина.

Вот сказочный мотив известной саги.
На конкурсе стихов, увы, без шансов.
Поскольку не секрет, что на бумаге
иные песни выглядят ужасно.

Какие здесь акценты характерны,
где паузы и как распеты слоги?
Влияет даже сокровенность тембра
на наше впечатление в итоге.

И текст, где всё просчитано до буквы.
Его в сети недавно разместили.
Им всё равно – что бред анаколуфный,
что образец классического стиля.

В нём столько позитива и морали,
что приторно становится и грустно.
Порою лучше, чтобы замарали,
втоптали в грязь фальшивое искусство.
.
Лежат без интонации слова,
которые слепились еле-еле.
Так важно чтобы тексты сами пели
без инструмента в наших головах.

-------------------------------------------------------------

Это как раз к вопросу "художественного восприятия". А по существу деталей...
"Теперь здесь всегда понедельник" - это именно из Маркеса, причём ключевое слово
"всегда". Оно и "вечный октябрь", как символ социализма, казался "навсегда",
особенно в то время, когда самой крутой машиной была "чёрная девятка".
Здесь нужно учитывать время написания, а значит и описываемых событий.
Жаль, что не сработал художественный приём лексической риторической эпифоры,
а это и есть выделенной двустишие.
Но если к первой строфе оно достаточно обособлено, то вторая строфа диктует
уже иное смысловое прочтение:

"Развозят останки любви по домам... и бросили горсть (эти самые останки, а по сути
морально использованных женщин) мёртвой земли за порог"

На мой и не только мой взгляд - очень сильное сравнение получилось (для тех, кто в курсе).
Я порой и сам удивляюсь, как оно могло прийти мне в голову в 20 лет.

Да и "оценки" я не выпрашивал, что ты?
Больше скажу, попади такой текст мне - больше средних троек не поставил бы.
Опять же "картину" нельзя оценивать по канонам "скульптуры".
А по поводу ритмики... В принципе, логично предположить, что то, что легко поётся
должно и легко читаться, даже не смотря на сложно подчинённые объёмные строфы.
В песне я только одну подобную знаю, со сложноподчинением, это "Мальчик" БГ.
Кстати, тоже с эпифорой. Это как раз песенный приём, даже в народном творчестве.

Гольгертс   27.08.2017 14:10   Заявить о нарушении
Олег, ты же знаешь, автор всегда прав.)
И, возможно, этот понедельник Маркеса играл бы совершенно по-другому в стихе, если бы не безызвестная песня... Причём, если с контекстом Маркеса наждо внимательно знакомиться, то контекст песенки пока ещё знаком всем (хотя, возможно, поколение по моложе не столь явно это ощущает) - это на самом деле отвлекает. Помнишь, был на Гусях же стиш про "пятиться раком"? Здесь нечто похожее, когда клишированное восприятие все же оказывается в авангарде - и вот результат... Можно сказать, что это проблема читателя - и это будет правда, наверное, но здесь я выступаю как читатель, потому и говорю то, что почувствовала.
У меня сейчас творческий кризис, Олег. Я сама пытаюсь искать ответы на вопросы " почему", "как это работает" и "как жить дальше", когда собственное творчество перестало тебя устраивать...
Ищу, и не нахожу...
Все очень субъективно, вот и все, что мне пока известно. Иногда что-то не совпадает у автора и читателя, иногда не хватает опыта, эрудиции, глубины...
Запутаешься тут...
Один человек говорил мне, что у автора обязательно должно быть чувство внутренней правоты, тогда происходящие с ним процессы будут продуктивными, в ином же случае можно растерять то, что было, ничего не обретя взамен...
Да и кому что-либо вообще известно?)
" Я знаю, что ничего не знаю ")). Другие, возможно, знают, чуть больше, но в рамках вселенной - всё то же - ничего))).

Рита Круглякова   27.08.2017 14:43   Заявить о нарушении
Причём, Олег, ты и сам прекрасно понимаешь, что стихотворение для читателя и стихотворение для эксперта - "две большие разницы".) Читатель ищет чаще всего созвучие с самим собой (вот как ты сейчас с Маркесом твоим и моим), эксперт ищет что-то другое, предположительно, поэзию в чистом виде).
Читатель многое прощант , эксперт прощать и даже снисходить не хочет)).
Опыт, эстетство в чистом виде или пресыщенность - кто разберет?)
Как там: " Все фигня, кроме пчёл. Пчёлы - тоже фигня".)))
А как по-другому?) я не знаю)))

Рита Круглякова   27.08.2017 15:00   Заявить о нарушении
Собственно, я тоже похоже достиг своего "сетевого" пика, что и отражено
в моём крайнем стихо: http://www.stihi.ru/2017/07/17/10431

Рано или поздно это должно было произойти, но дело здесь не в кризисе, рифмовать
я не разучился и всё остальное... И даже не в отсутствии идей или неосвоенных приёмах,
главное, уже нет на Стихире такого, как в песне: "В эту игру могут играть двое".
Подчеркну, ХОТЯ БЫ двое.
Если проще - то, что интересно (или может быть интересно) тебе, больше не интересно никому.
А для одиночных игр Стихира не нужна.
Тем более, что в данный момент я вплотную занимаюсь возвращением к "корням",
собственно, к песенному творчеству. Которое я по сути забросил семь лет назад,
уйдя в "сеть", в теорию стихосложения. Пришло время объединить два опыта,
записать всё-таки всё то, что лежит нереализованным в моём "виртуальном столе",
то бишь в голове. Учитывая современный уровень компьютерной звукозаписи, от перспектив
слегка кружится эта самая голова. По крайней мере появилась цель вполне материальная,
а не абстрактная мечта. Вложений правда требуется много, и моральных, а, главное,
материальных. Впрочем, как говорил Штирлиц, "время пока терпит".
И по сравнению с этим вся эта "Стихирская возня" ставится абсолютно несущественной.

Гольгертс   27.08.2017 15:02   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Рита Круглякова
Перейти к списку рецензий, написанных автором Гольгертс
Перейти к списку рецензий по разделу за 27.08.2017