Рецензия на «Портрет Пророка в молодости» (Марк Шехтман)

Но именно у Моше с Богом разговора, беседы, диалога - не получилось! Гневливый Господин указывал и приказывал, а человек подчинялся.
Марк .эта фраза в ответе Михаилу Моставлянскому меня насторожила,хотя стихотворение в целом мне понравилось,несмотря на "неготовность",которую Вы приписали Моше.И вот почему насторожило.Написано,что Моше удостоился самого высокого звания,которое когда-либо может удостоится смертный.Не вождя,не царя,не пророка.
כי עבד נאמן קראת לו
Моше удостоился звания "верного раба",который беспрекословно выполняет все приказы господина,несмотря на "дурное начало",которое в нем бурлило сильнее,чем в любом другом.
И это называется "не получился диалог"?!
Я уже многие годы пытаюсь соблюдать заповеди,но ,когда меня тянет дурное начало,становлюсь "себе на уме".Моше это начало фактически упразднил.Поэтому представить себе человека ,более "готового" к тому поприщу,которое ему было предназначено,трудно.
Поэтому я на это скорее обратил внимание ,чем на замечательные строки,которых в Вашем стихотворении в изобилии.
"кровавыми волнами Нил потечет",
"сотни тысяч гододных,измученных ртов,из которых не сделать свободных людей"итд.
Может быть,Вы имели в виду "неготовность"стать вождем и пророком,которую Моше сам себе приписывал в силу скромности.Но из стихотворения это органично не вытекает.
В любом случае,Ваши стихи читать всегда интересно ,и трудно их обойти вниманием.

Графман Леонид Давидович   12.09.2018 21:16     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Леонид.
Безусловно, Вы начитаны в Торе. Но я рассуждаю очень просто: если бы Моше был готов к своей миссии, то ему не нужен был бы глас Божий, повелевший ему стать защитником своего народа.
Но в другом вопросе я не согласен с Вами самым коренным образом. Мне не нравится, что для Вас высшая ступень значимости человека заключается в его беспрекословном рабстве перед Богом. Я всегда считал, что именно иудаизм позволяет верующему сомневаться во всём и порой даже в справедливости Божьих положений. Ведь не случайно Иову удалось указать Всевышнему на чрезмерность тех страданий, которые он претерпел по воле Бога. И Бог признал справедливость человека. Похожим образом и Авраам уговаривает Бога не быть столь беспощадным и пощадить многих грешников ради нескольких праведников, живущих среди них.
Иначе говоря, и Иов, и Авраам ведут себя перед Богом не как рабы, а как люди, способные критически осмысливать даже указания Всевышнего. Рабы на это не способны.

С уважением,

Марк Шехтман   12.09.2018 22:31   Заявить о нарушении
Марк.Приведенные Вами примеры "своеволия" Иова и Авраама-далеко не единственные в Торе.Еще более разительный пример с главным рабом Моше,который вначале отказывался выводить евреев из Египта,затем категорически возражал против решиния Всевышнего уничтожить еврейский народ и из самого Моше сделать новый.Более того,Моше "не отпускал" Всевышнего,пока тот не отменит своего решения.А это будет покруче,чем сетования Иова и заступничество Авраама за жителей Сдома.И тем не менее Моше назван "верным рабом", поскольку истинное рабство в иудаизме предполагает не слепое исполнение приказов,а освобождение от диктата дурного начала и всевозможных желаний(даже вопреки логике)для того,чтоб жить по вере.Тот же самый Авраам,который хотел спасти Сдом,не стал возражать против повеления поднять любимого сына на жертвенник,а только сказал הינני
что является выражением готовности(Раши).
Если вы получаете приказ от Силы,которая является абсолютной истиной,то надо научиться быть рабом этой Силы,а не собственных желаний.

Графман Леонид Давидович   12.09.2018 23:30   Заявить о нарушении
Тогда мы с вами, Леонид, по-разному понимаем слово "раб".
Впрочем, само понятие веры тоже нуждается в критическом уточнении и даже в обосновании того, правомерно ли само это понятие.

Марк Шехтман   13.09.2018 00:19   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Марк Шехтман
Перейти к списку рецензий, написанных автором Графман Леонид Давидович
Перейти к списку рецензий по разделу за 12.09.2018