Рецензия на «О графоманстве» (Светлана Городецкая)

Не смог пройти мимо из-за ремарки: "Статья эта - учебная, написана она для начинающих поэтов ЛИТО в качестве ориентира".

Всё написанное в той или иной степени свойственно всем начинающим авторам – сбитый ритм, смешение стилей, скудный словарный запас (слова паразиты, отглагольные и банальные рифмы, штампы и прочие речевые ошибки), слабая выразительность (душевная пустота, многословие, размытость мысли) и даже сверхпродуктивность. Есть однако критерии, которые вообще не стоило бы приводить, например "пренебрежение к чувствам читателей" или "отсутствие возвышенных идей" – восприятие поэзии, как "витание в облаках" давно устарело. Есть и совсем уже недостижимые для новичка величины - "отсутствие собственных сюжетов" (кол-во сюжетов вообще ограничено и давно исчерпано) и "собственный стиль".
Тут немного поясню. Уровень любого автора ограничен возможностями его Слова. Неумение объективно оценивать уровень своих возможностей – "болезнь" любого начинающего писателя: переоценка приводит к нервозной реакции на критику, недооценка – к угасанию интереса как процессу, так и к результату (у вас это критерий звучит как "самоуничижение"). Однако всех без исключения "начинающих" часто бросает из одной крайности в другую и это нормально.
Состоявшимся писатель становится только тогда, когда в нём развивается способность находить баланс между целью (идея, образ) и средством (выразительностью собственного слова), а пере/недо-оценка исчезает. Такой автор уже осознаёт тот факт, что если его слововыразительность ещё не дотягивает до "возвышенных идей", значит ему пока не стоит пытаться самовыражаться через подобные темы. Следующий этап – кропотливая работа над совершенствованием своего слога, где-то здесь, не раньше, начинает проявляться собственный стиль и стирается граница ограничивающая спектр допустимых тем. В ретроспективе, разумеется, можно будет увидеть зачатки неповторимого авторского стиля и в самых первых пробах пера, но именно в ретроспективе, т.к. над стилем нужно работать и работать вдумчиво, с чётким пониманием того, что в итоге ты собираешь получить. Поэтому повторюсь, у новичка собственного стиля нет и быть не может.

Я бы сказал так, ключевым отличием начинающего автора от графомана является наличие у последнего абсолютного иммунитета к любой критике, и в первую очередь к самокритике. Все высказанные в отношении его творчества суждения, графоман воспринимает не по существу сказанного, а исключительно в количественно выражении (чем больше вокруг его работ "перетолков", тем больше его слава, а хорошая она или плохая – ему всё равно). Именно этот фактор мешает графоману творчески развиваться. Потому ни время ни обилие написанного никак не влияет на его уровень изобразительного мастерства.
Не лишним думаю будет заметить, что графоман совершенно не обязательно является обладателем низкого интеллекта, скудного образования и пр. перечисленного в п.8 верхним регистром.

Павел В.Новиков   21.10.2018 19:06     Заявить о нарушении
Да, конечно вы правы! Спасибо за ваши замечания и дополнения.
Всего самого замечательного!

Светлана Городецкая   21.10.2018 20:28   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Светлана Городецкая
Перейти к списку рецензий, написанных автором Павел В.Новиков
Перейти к списку рецензий по разделу за 21.10.2018