Рецензия на «в Алаеве чистилище» (Ирина Чуднова)
РИТМИЧЕСКИЙ РАЗБОР. ТЕМА: ЯМБЫ И ЯМБО-ЯМБО-АНАПЕСТЫ. ПЛАН РАЗБОРА: 1. Первый ритмический разбор (с комментариями) — первый рецензионный пост. 2. Второй ритмический разбор (с комментариями) — второй пост. 3. Третий ритмический разбор (с комментариями) — третий пост. 1. ПЕРВЫЙ РИТМИЧЕСКИЙ РАЗБОР. Стихотворение В. Мамаю на стихотворение Sodade с признательностью (Ирина Чуднова) http://www.stihi.ru/2018/10/13/4319 — с краткими комментариями после каждого отрезка. ================================================ 1. ОРИГИНАЛЬНЫЙ ТЕКСТ — ВОЛЬНО-РАЗНОСТОПНЫЙ ЯМБ (Я — 18 строк — 1/4/5/6/8/9/10/12) С ЛЁГКОЙ МИКРОПОЛИМЕТРИЕЙ ХОРЕЯ (Х — 5 строк — 5/6/11/16): 1-Камрад, Сезария, мулат — на Кабо-Верде все подряд так говорят. 2-Здесь вечно зелен виноград, и каждый год — светил парад, отпад: 3-на сей унылый небосклон Баклан восходит, Аведон снимает 4-голых девок в ряд, и баклажанен его ад, и Сатана беспечный рад — (Х) 5-Содад. 6-Баклан в зените. Баклажан на блюде, лезвие ножа 7-ему грозит отрезать зад — нельзя назад. 8-Нельзя вперёд, нельзя в обход, 9-нельзя в глаза и за глаза, нельзя годить — растает лёд, 10-по блюду потечёт слеза, 11-на Кабо-Верде ураган. Капкан. 12-Я — пьянь, я — синь, я — чистый страх, я весь как первая гроза, 13-я словно сеть в ячейках ран. Я болен, я тебе сказать явился: 14-будь моей навек, на эту ночь, на полвинта, на рёв волны кембрийских рек, (Х) 15-на клёкот соколиных стай, на боль телесную калек (избыть бы, но не забывай!) 16-на Кабо-Верде месяц май, гудбай! 17-Прощай.. 18-Я шёл ва-банк, ты не сбылась, 19-бывает. 20-Только б пережить сырую полночь, (Х) 21-облака бинтуют горло, пульс дрожит, сирена воет, пуст стакан, любовь — орудье палача на Кабо-Верде.. (Х) 22-Бред. Шаман ещё одну воткнёт иглу. (Х) 23-И глу… 23.10.2017г. 19:37 г. Пекин, Лунцзэ © Copyright: Ирина Чуднова, 2018 ============= КОММЕНТАРИЙ. Простановка цифр, — наши. Ну, пойдёт. Задорный ритмичек. И немного смешной. ================================================ 2. РИТМИЧЕСКАЯ КРИТИКА — ВОЛЬНО-РАЗНОСТОПНЫЙ 1/2/4 ЯМБ: 1-Камрад, Сезария, мулат — На Кабо-Верде все подряд Так говорят. 2-Здесь вечно зелен виноград, И каждый год — светил парад, Отпад: 3-на сей унылый небосклон Баклан восходит, Аведон Снимает 4-голых девок в ряд, И баклажанен его ад, И Сатана беспечный рад — 5-Содад. 6-Баклан в зените. Баклажан На блюде, лезвие ножа 7-ему грозит отрезать зад — Нельзя назад. 8-Нельзя вперёд, нельзя в обход, 9-нельзя в глаза и за глаза, Нельзя годить — растает лёд, 10-по блюду потечёт слеза, 11-на Кабо-Верде ураган. Капкан. 12-Я — пьянь, я — синь, я — чистый страх, Я весь как первая гроза, 13-я словно сеть в ячейках ран. Я болен, я тебе сказать Явился: 14-будь моей навек, На эту ночь, на полвинта, На рёв волны кембрийских рек, 15-на клёкот соколиных стай, На боль телесную калек (Избыть бы, но не забывай!) 16-на Кабо-Верде месяц май, Гудбай! 17-Прощай.. 18-Я шёл ва-банк, ты не сбылась, 19-бывает. 20-Только б пережить Сырую полночь, 21-облака Бинтуют горло, пульс дрожит, Сирена воет, пуст стакан, Любовь — орудье палача На Кабо-Верде.. 22-Бред. Шаман Ещё одну воткнёт иглу. 23-И глу… 23.10.2017г. 19:37 г. Пекин, Лунцзэ <28.06.2019г. 11:57 - 14:35, Тьмутаракань, Лабаз "Дар богов".> © Copyright: Ирина Чуднова, 2018 <Рихард Мор, 2019> ============= КОММЕНТАРИЙ. Вообще не айс. "Я болен И тебе сказать", всё же. ================================================ 3. РИТМИЧЕСКАЯ КРИТИКА — ФОРМАТ А4: I — !!! 1-Камрад, Сезария, мулат — на Кабо-Верде все подряд так говорят. 2-Здесь вечно зелен виноград, и каждый год — светил парад, отпад: 3-на сей унылый небосклон Баклан восходит, Аведон снимает 4-голых девок в ряд, и баклажанен его ад, и Сатана беспечный рад — 5-Содад. II 6-Баклан в зените. Баклажан на блюде, лезвие ножа 7-ему грозит отрезать зад — нельзя назад. 8-Нельзя вперёд, нельзя в обход, 9-нельзя в глаза и за глаза, нельзя годить — растает лёд, 10-по блюду потечёт слеза, 11-на Кабо-Верде ураган. Капкан. III 12-Я — пьянь, я — синь, я — чистый страх, я весь как первая гроза, 13-я словно сеть в ячейках ран. Я болен, я тебе сказать явился: 14-будь моей навек, на эту ночь, на полвинта, на рёв волны кембрийских рек, 15-на клёкот соколиных стай, на боль телесную калек (избыть бы, но не забывай!) 16-на Кабо-Верде месяц май, гудбай! 17-Прощай.. IV 18-Я шёл ва-банк, ты не сбылась, 19-бывает. 20-Только б пережить сырую полночь, 21-облака бинтуют горло, пульс дрожит, сирена воет, пуст стакан, любовь — орудье палача на Кабо-Верде.. 22-Бред. Шаман ещё одну воткнёт иглу. 23-И глу… 23.10.2017г. 19:37 г. Пекин, Лунцзэ <28.06.2019г. 11:57 - 14:35, Тьмутаракань, Лабаз "Дар богов".> © Copyright: Ирина Чуднова, 2018 <Рихард Мор, 2019> ============= КОММЕНТАРИЙ. Первая строфа — ни о чём. Остальные — хороши. ================================================ 4. РИТМИЧЕСКАЯ КРИТИКА ПЕРВОЙ И ПОСЛЕДНЕЙ СТРОФЫ: 1-Камрад, мулат<>Сезария, — на Кабо-Верде так_говорят<>все_подряд. 2-Вечно зелен здесь<1 виноград, и каждый год — светил парад, отпад: 3-на сей унылый небосклон восходит<>Баклан, Аведон снимает 4-голых девок в ряд, и ад__его<>баклажанен, и Сатана беспечный рад — 5-Содад. <...> 18-Я шёл ва-банк, А ты не сбылась, 19-бывает. 20-Только б пережить сырую полночь, 21-облака бинтуют горло, пульс дрожит, сирена воет, пуст стакан, любовь — орудИе палача на Кабо-Верде.. 22-Бред. Шаман ещё одну воткнёт иглу. 23-И глу… 23.10.2017г. 19:37 г. Пекин, Лунцзэ <28.06.2019г. 11:57 - 14:35, Тьмутаракань, Лабаз "Дар богов".> © Copyright: Ирина Чуднова, 2018 <Рихард Мор, 2019> ============= КОММЕНТАРИЙ. Остальные строфы, в принципе, пойдут. Но на первую и последнюю, следует обратить внимание. Так как авторская ритмика этих строф — никакая. Рихард Мор 2 01.07.2019 17:24 Заявить о нарушении
ВТОРОЙ РИТМИЧЕСКИЙ РАЗБОР. Стихотворение Авель (Ирина Чуднова) http://www.stihi.ru/2018/12/20/9187 — с краткими комментариями после каждого отрезка.
================================================ 1. ОРИГИНАЛЬНЫЙ ТЕКСТ — ВОЛЬНЫЙ 2/3/5/6 ЯМБ: 1-я видел свет: полдневные валы 2-катило небо с лунной рябью споря 3-из-за ржаной обветренной скалы 4-сходили трое 5-на запад шли 6-вдоль перелома дня 7-я не был среди них — 8-не заглянуть в те лица 9-Господь мой дар призрел 10-но не упас меня 11-и было крови суждено пролиться 12-от сладко пахнущей зерном родной руки 13-и братний лоб — волчец безблагодарный — 14-печатью гнева скорби и тоски 15-ожёг Господь рудою киноварной 16-печаль греха не смоет лазурит 17-слюда не отслоит. 19.11.2018г. 14:52 г. Пекин, Лунцзэ © Copyright: Ирина Чуднова, 2018 ============= КОММЕНТАРИЙ. Простановка цифр — наша. 4 и 5 строки, немного логаэдят: 4-сходили трое 5-на запад шли — ямбический диметр. Накладка: сходили ТРОЕ НА ЗАПАД ШЛИ — несколько диссонирует в глагольном непостоянстве. 6 и 7 строки, несколько кисельно качают во второй части 6- стопно-ямбического порыва: "6-вдоль перелома дня 7-я не был среди них —" 9 и 10 строки, напротив, динамично ямбятся в этом 6- стопном порыве: "9-Господь мой дар призрел 10-но не упас меня"; с накладочкой 6- ти сложно-весового порыва — на примере Кольца: Ах ты полюшко / Поле русское / "Господь мой дар призрел / 10-но не упас меня." Всё это, несколько нервирует. Но назвать это тем или иным видом нарушения, возможно, будет неправильно. — ================================================ 2. РИТМИЧЕСКАЯ КРИТИКА — ВОЛЬНЫЙ 2/3/4/5/6 ТАКТО-ДОЛЬНИК С АНАКРУЗОЙ: 1-я видел свет: КАК полдневны[...] валы 2-катило небо рябью<>[...]лунноЮ споря 3-из-за ржаной обветренной скалы 4-сходили трое 5-И на запад шли 6-вдоль перелома дня 7-я не был среди них — 8-не заглянуть в те лица 9-Господь мой дар призрел 10-но не упас меня 11-и было крови МОЕЙ Суждено пролиться 12-от сладко пахнущей зерном родной руки 13-и братний лоб — волчец безблагодарный — 14-печатью гнева скорби и тоски 15-ожёг Господь рудо[Й...] киноварной 16-печаль греха не смоет И лазурит 17-слюда не отслоит. 19.11.2018г. 14:52 г. Пекин, Лунцзэ <28.06.2019г. 13:32 д. Наливай, Лабаз "Венеция"> © Copyright: Ирина Чуднова, 2018 <Рихард Мор, 2019> ============= КОММЕНТАРИЙ. Пойдёт... Рихард Мор 2 01.07.2019 17:25 Заявить о нарушении
3. ТРЕТИЙ РИТМИЧЕСКИЙ РАЗВОД. Стихотворение в Алаеве чистилище (Ирина Чуднова) http://www.stihi.ru/2018/11/29/7009 — с краткими комментариями.
================================================ 1. ОРИГИНАЛЬНЫЙ ТЕКСТ — ВОЛЬНЫЙ ЯМБ (Я — 25 строк — 1/2/3/5/6) С МАКРОПОЛИМЕТРИЕЙ ХОРЕЯ (Х — одна строка — 4) 1-..в Алаеве* — чистилище — 2-ветра. 3-Кресты. Кедрач. Косых снегов игла — 4-а мы чисты, и хоть сей час в разведку. 5-Берёз в поленнице размечены листы: 6-оплот тетрадной школьной простоты — 7-в линейку, в клетку. 8-Гудит в печи печаль, 9-фонарь — шесток луча — 10-сверчок неверного, разбрызганного света. 11-Цикаду помнит сладкий белый чай, 12-ты пей, дружище, да на ус мотай: 13-в ночи взял жертву уркаганский ветер 14-забором. Мог бы крышей. 15-Месяц май, дай бог, придёт — (Х) 16-и сам за всё ответит. 17-Зачем мы здесь? А надо нам куда? — 18-до ада тоже ходят поезда. 19-Бери билет, греши и будь покоен. 20-Бывай, чистилище! 21-Косых снегов игла — 22-кедрач. Кресты. Три тени, два ствола. 23-На семь границ шального тракта корень 24-(туман, спидометр, восток, сырая мгла) 25-ведёт до города, трамваев и тепла 26-сквозь слепоту порожних дальнобоев. 29.11.2018г. г.Пекин, Лунцзэ ___________ *Алаево — населённый пункт на границе Томской и Кемеровской областей. © Copyright: Ирина Чуднова, 2018 ============= КОММЕНТАРИЙ. Первая и вторая строки — фиктивны в разбивке, чтобы не прочиталось "чистилище вЕтра". Товарищ Чуднова — прочиталось. В четвёртой строке: — "а мы чисты и хоть сей час" — семантический диссонанс. 8 и 9 строки, как на параде в 6- стопном марше: "8-Гудит в печи печаль, 9-фонарь — шесток луча —" Где 10 строка гудит своей 6- стопной динамичностью. 14 строка — неудачный жабаман (перенос): "14-забором. Мог бы крышей." — В целом, строка — полено. 15 и 16 строки, долго говорить — второй ритм: "15-Месяц май, дай бог, придёт — (Х) 16-и сам за всё ответит." Что отмечает стихотворение в целом — его повышенная структурность. Как пример — разбивки: 20-Бывай, чистилище! 21-Косых снегов Игла — 22-кедрач. Кресты. Три тени, Два ствола. — разбивай как хошь. ================================================ 2. РИТМИЧЕСКАЯ КРИТИКА — ВОЛЬНЫЙ 2/5/6 ЯМБ: 1-..в Алаеве* — чистилище — 2-ветрА. 3-Кресты. Кедрач. Косых снегов игла — 4-а мы чисты, и хоть сей час в разведку. 5-Берёз в поленнице размечены листы: 6-оплот тетрадной школьной простоты — 7-в линейку, в клетку. 8-Гудит печаль<>в печи, 9-фонарь — шесток луча — 10-сверчок неверного, разбрызганного света. 11-Цикаду помнит сладкий белый чай, 12-ты пей, дружище, да на ус мотай: 13-в ночи взял жертву уркаганский ветер 14-забором. Мог бы крышей. 15-Месяц май, Дай бог, придёт — 16-и сам за всё ответит. 17-Зачем мы здесь? А надо нам куда? — 18-до ада тоже ходят поезда. 19-Бери билет, греши и будь покоен. 20-Бывай, чистилище! 21-Косых снегов игла — 22-кедрач. Кресты. Три тени, два ствола. 23-На семь границ шального тракта корень 24-(туман, спидометр, восток, сырая мгла) 25-ведёт до города, трамваев и тепла 26-сквозь слепоту порожних дальнобоев. 29.11.2018г. г.Пекин, Лунцзэ <28.06.2019г. д. Тьмутаракань, Лабаз "Пьяный лекарь"*> ___________ *Алаево — населённый пункт на границе Томской и Кемеровской областей. <*"Пьяный лекарь" — самый респектабельный лабаз в Тьмутаракани — на границе болотной чащи и соснового бора> © Copyright: Ирина Чуднова, 2018 <Рихард Мор, 2019> ============= КОММЕНТАРИЙ. Ну, собственно, авторская разбивка, там, где 8 и 9 строки — понятна. Так или иначе, а лишние сантимы времени, разбивка даёт. Однако, для этого, чтобы это комментировать, необходимо было переставить всего лишь два слова (убрать рифму). И в остальном без разбивки — лучше. Правда, рифмы в пентетах напрягают. Разве что, только это. Автор, не боиться чудить с разбивкой и строфикой, но рифму держит, как маленький. ================================================ 2. РИТМИЧЕСКАЯ КРИТИКА: 1-..В Алаеве* — чистилище — И ветра. 2-Кресты. И кедрач. И косых снегов игла — 3-А мы чисты, [...] хоть сей час в разведку. 4-Берёз в поленнице размеченыЕ листы: 5-Оплот тетрадной И школьной [СУЕТЫ] — 6-В линейку, в клетку. 7-Гудит печать<>в печи, 8-Фонарь — И шесток луча — 9-Сверчок неверного, И разбрызганного света. 10-Цикаду помнит сладкий белый чай, 11-Ты пей, дружище, да на ус мотай: 12-В ночи взял жертву уркаганский ветер 13-Забором. А Мог бы И крышей. 14-Месяц май, Дай бог, И придёт — 15-И сам за ЖЕ всё ответит. 16-Зачем мы здесь? А надо ЛИ нам куда? — 17-До ада тоже ходят ВЕДЬ поезда. 18-Бери билет, И греши и будь покоен. 19-Бывай, чистилище! 20-Косых снегов игла — 21-Кедрач. Кресты. Три тени, И два ствола. 22-На семь границ У шального тракта корень 23-(Туман, спидометр, восток, И сырая мгла) 24-Ведёт до города, трамваев и тепла 25-Сквозь слепоту ОТ порожних дальнобоев. 29.11.2018г. г.Пекин, Лунцзэ <28.06.2019г. д. Тьмутаракань, Лабаз "Пьяный лекарь"*> ___________ *Алаево — населённый пункт на границе Томской и Кемеровской областей. <*"Пьяный лекарь" — самый респектабельный лабаз в Тьмутаракани на границе болотной чащи и соснового бора> © Copyright: Ирина Чуднова, 2018 <Рихард Мор, 2019> ============= КОММЕНТАРИЙ. Собственно, из-за повышенной структурности текста, все эти паузы можно подчеркнуть. Что мы и сделали. Потому что в ямбе (как и в хорее) это не столь заметно. Если не сказать: вообще. Если не считать декламации. Которую, естественно, мы в расчёт не берём. У пиита, есть только слово — игра слов. Тихое слово — тихая игра слов. Но что-то мне подсказывает.., что наш автор, время от времени, балуется декламацией... Рихард Мор 2 01.07.2019 17:27 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |