Рецензия на «в Алаеве чистилище» (Ирина Чуднова)

РИТМИЧЕСКИЙ РАЗБОР.

ТЕМА: ЯМБЫ И ЯМБО-ЯМБО-АНАПЕСТЫ.

ПЛАН РАЗБОРА:

1. Первый ритмический разбор (с комментариями) — первый рецензионный пост.
2. Второй ритмический разбор (с комментариями) — второй пост.
3. Третий ритмический разбор (с комментариями) — третий пост.

1. ПЕРВЫЙ РИТМИЧЕСКИЙ РАЗБОР. Стихотворение В. Мамаю на стихотворение Sodade с признательностью (Ирина Чуднова) http://www.stihi.ru/2018/10/13/4319 — с краткими комментариями после каждого отрезка.

================================================

1. ОРИГИНАЛЬНЫЙ ТЕКСТ — ВОЛЬНО-РАЗНОСТОПНЫЙ ЯМБ (Я — 18 строк — 1/4/5/6/8/9/10/12) С ЛЁГКОЙ МИКРОПОЛИМЕТРИЕЙ ХОРЕЯ (Х — 5 строк — 5/6/11/16):

1-Камрад, Сезария, мулат — на Кабо-Верде все подряд так говорят.
2-Здесь вечно зелен виноград, и каждый год — светил парад, отпад:
3-на сей унылый небосклон Баклан восходит, Аведон снимает
4-голых девок в ряд, и баклажанен его ад, и Сатана беспечный рад — (Х)
5-Содад.

6-Баклан в зените. Баклажан на блюде, лезвие ножа
7-ему грозит отрезать зад — нельзя назад.
8-Нельзя вперёд, нельзя в обход,
9-нельзя в глаза и за глаза, нельзя годить — растает лёд,
10-по блюду потечёт слеза,
11-на Кабо-Верде ураган. Капкан.

12-Я — пьянь, я — синь, я — чистый страх, я весь как первая гроза,
13-я словно сеть в ячейках ран. Я болен, я тебе сказать явился:
14-будь моей навек, на эту ночь, на полвинта, на рёв волны кембрийских рек, (Х)
15-на клёкот соколиных стай, на боль телесную калек (избыть бы, но не забывай!)
16-на Кабо-Верде месяц май, гудбай!
17-Прощай..
 
18-Я шёл ва-банк, ты не сбылась,
19-бывает.
20-Только б пережить сырую полночь, (Х)
21-облака бинтуют горло, пульс дрожит, сирена воет, пуст стакан, любовь — орудье палача на Кабо-Верде.. (Х)
22-Бред. Шаман ещё одну воткнёт иглу. (Х)

23-И глу…

23.10.2017г. 19:37                г. Пекин, Лунцзэ

© Copyright: Ирина Чуднова, 2018

=============
КОММЕНТАРИЙ. Простановка цифр, — наши. Ну, пойдёт. Задорный ритмичек. И немного смешной.

================================================

2. РИТМИЧЕСКАЯ КРИТИКА — ВОЛЬНО-РАЗНОСТОПНЫЙ 1/2/4 ЯМБ:

1-Камрад, Сезария, мулат —
На Кабо-Верде все подряд
Так говорят.

2-Здесь вечно зелен виноград,
И каждый год — светил парад,
Отпад:

3-на сей унылый небосклон
Баклан восходит, Аведон
Снимает 4-голых девок в ряд,
И баклажанен его ад,
И Сатана беспечный рад —
5-Содад.

6-Баклан в зените. Баклажан
На блюде, лезвие ножа
7-ему грозит отрезать зад —
Нельзя назад.

8-Нельзя вперёд, нельзя в обход,
9-нельзя в глаза и за глаза,
Нельзя годить — растает лёд,
10-по блюду потечёт слеза,
11-на Кабо-Верде ураган.
Капкан.

12-Я — пьянь, я — синь, я — чистый страх,
Я весь как первая гроза,
13-я словно сеть в ячейках ран.
Я болен, я тебе сказать
Явился: 14-будь моей навек,

На эту ночь, на полвинта,
На рёв волны кембрийских рек,
15-на клёкот соколиных стай,
На боль телесную калек
(Избыть бы, но не забывай!)
16-на Кабо-Верде месяц май,
Гудбай! 17-Прощай..
 
18-Я шёл ва-банк, ты не сбылась,
19-бывает. 20-Только б пережить
Сырую полночь, 21-облака
Бинтуют горло, пульс дрожит,
Сирена воет, пуст стакан,
Любовь — орудье палача
На Кабо-Верде.. 22-Бред. Шаман
Ещё одну воткнёт иглу.
23-И глу…

23.10.2017г. 19:37                г. Пекин, Лунцзэ <28.06.2019г. 11:57 - 14:35, Тьмутаракань, Лабаз "Дар богов".>

© Copyright: Ирина Чуднова, 2018 <Рихард Мор, 2019>

=============
КОММЕНТАРИЙ. Вообще не айс. "Я болен И тебе сказать", всё же.

================================================

3. РИТМИЧЕСКАЯ КРИТИКА — ФОРМАТ А4:

I — !!!

1-Камрад, Сезария, мулат — на Кабо-Верде все подряд так говорят. 2-Здесь вечно зелен виноград, и каждый год — светил парад, отпад: 3-на сей унылый небосклон Баклан восходит, Аведон снимает 4-голых девок в ряд, и баклажанен его ад, и Сатана беспечный рад — 5-Содад.

II

6-Баклан в зените. Баклажан на блюде, лезвие ножа 7-ему грозит отрезать зад — нельзя назад. 8-Нельзя вперёд, нельзя в обход, 9-нельзя в глаза и за глаза, нельзя годить — растает лёд, 10-по блюду потечёт слеза, 11-на Кабо-Верде ураган. Капкан.

III

12-Я — пьянь, я — синь, я — чистый страх, я весь как первая гроза, 13-я словно сеть в ячейках ран. Я болен, я тебе сказать явился: 14-будь моей навек, на эту ночь, на полвинта, на рёв волны кембрийских рек, 15-на клёкот соколиных стай, на боль телесную калек (избыть бы, но не забывай!) 16-на Кабо-Верде месяц май, гудбай! 17-Прощай..

IV

18-Я шёл ва-банк, ты не сбылась, 19-бывает. 20-Только б пережить сырую полночь, 21-облака бинтуют горло, пульс дрожит, сирена воет, пуст стакан, любовь — орудье палача на Кабо-Верде.. 22-Бред. Шаман ещё одну воткнёт иглу. 23-И глу…

23.10.2017г. 19:37                г. Пекин, Лунцзэ <28.06.2019г. 11:57 - 14:35, Тьмутаракань, Лабаз "Дар богов".>

© Copyright: Ирина Чуднова, 2018 <Рихард Мор, 2019>

=============
КОММЕНТАРИЙ. Первая строфа — ни о чём. Остальные — хороши.

================================================

4. РИТМИЧЕСКАЯ КРИТИКА ПЕРВОЙ И ПОСЛЕДНЕЙ СТРОФЫ:

1-Камрад, мулат<>Сезария, — на Кабо-Верде так_говорят<>все_подряд.
2-Вечно зелен здесь<1 виноград, и каждый год — светил парад, отпад:
3-на сей унылый небосклон восходит<>Баклан, Аведон снимает
4-голых девок в ряд, и ад__его<>баклажанен, и Сатана беспечный рад —
5-Содад.

<...>

18-Я шёл ва-банк, А ты не сбылась,
19-бывает.
20-Только б пережить сырую полночь,
21-облака бинтуют горло, пульс дрожит, сирена воет, пуст стакан, любовь — орудИе палача на Кабо-Верде..
22-Бред. Шаман ещё одну воткнёт иглу.

23-И глу…

23.10.2017г. 19:37                г. Пекин, Лунцзэ <28.06.2019г. 11:57 - 14:35, Тьмутаракань, Лабаз "Дар богов".>

© Copyright: Ирина Чуднова, 2018 <Рихард Мор, 2019>

=============
КОММЕНТАРИЙ. Остальные строфы, в принципе, пойдут. Но на первую и последнюю, следует обратить внимание. Так как авторская ритмика этих строф — никакая.

Рихард Мор 2   01.07.2019 17:24     Заявить о нарушении
ВТОРОЙ РИТМИЧЕСКИЙ РАЗБОР. Стихотворение Авель (Ирина Чуднова) http://www.stihi.ru/2018/12/20/9187 — с краткими комментариями после каждого отрезка.

================================================

1. ОРИГИНАЛЬНЫЙ ТЕКСТ — ВОЛЬНЫЙ 2/3/5/6 ЯМБ:

1-я видел свет: полдневные валы
2-катило небо с лунной рябью споря
3-из-за ржаной обветренной скалы
4-сходили трое
5-на запад шли
6-вдоль перелома дня
7-я не был среди них —
8-не заглянуть в те лица
9-Господь мой дар призрел
10-но не упас меня
11-и было крови суждено пролиться
12-от сладко пахнущей зерном родной руки
13-и братний лоб — волчец безблагодарный —
14-печатью гнева скорби и тоски
15-ожёг Господь рудою киноварной

16-печаль греха не смоет лазурит
17-слюда не отслоит.

19.11.2018г. 14:52 г. Пекин, Лунцзэ

© Copyright: Ирина Чуднова, 2018

=============
КОММЕНТАРИЙ. Простановка цифр — наша.
4 и 5 строки, немного логаэдят: 4-сходили трое 5-на запад шли — ямбический диметр. Накладка: сходили ТРОЕ НА ЗАПАД ШЛИ — несколько диссонирует в глагольном непостоянстве.
6 и 7 строки, несколько кисельно качают во второй части 6- стопно-ямбического порыва: "6-вдоль перелома дня 7-я не был среди них —"
9 и 10 строки, напротив, динамично ямбятся в этом 6- стопном порыве: "9-Господь мой дар призрел 10-но не упас меня"; с накладочкой 6- ти сложно-весового порыва — на примере Кольца: Ах ты полюшко / Поле русское / "Господь мой дар призрел / 10-но не упас меня."
Всё это, несколько нервирует. Но назвать это тем или иным видом нарушения, возможно, будет неправильно. —

================================================

2. РИТМИЧЕСКАЯ КРИТИКА — ВОЛЬНЫЙ 2/3/4/5/6 ТАКТО-ДОЛЬНИК С АНАКРУЗОЙ:

1-я видел свет: КАК полдневны[...] валы
2-катило небо рябью<>[...]лунноЮ споря
3-из-за ржаной обветренной скалы
4-сходили трое
5-И на запад шли
6-вдоль перелома дня
7-я не был среди них —
8-не заглянуть в те лица
9-Господь мой дар призрел
10-но не упас меня
11-и было крови МОЕЙ
Суждено пролиться
12-от сладко пахнущей зерном родной руки
13-и братний лоб — волчец безблагодарный —
14-печатью гнева скорби и тоски
15-ожёг Господь рудо[Й...] киноварной

16-печаль греха не смоет И лазурит
17-слюда не отслоит.

19.11.2018г. 14:52 г. Пекин, Лунцзэ <28.06.2019г. 13:32 д. Наливай, Лабаз "Венеция">

© Copyright: Ирина Чуднова, 2018 <Рихард Мор, 2019>

=============
КОММЕНТАРИЙ. Пойдёт...

Рихард Мор 2   01.07.2019 17:25   Заявить о нарушении
3. ТРЕТИЙ РИТМИЧЕСКИЙ РАЗВОД. Стихотворение в Алаеве чистилище (Ирина Чуднова) http://www.stihi.ru/2018/11/29/7009 — с краткими комментариями.

================================================

1. ОРИГИНАЛЬНЫЙ ТЕКСТ — ВОЛЬНЫЙ ЯМБ (Я — 25 строк — 1/2/3/5/6) С МАКРОПОЛИМЕТРИЕЙ ХОРЕЯ (Х — одна строка — 4)

1-..в Алаеве* — чистилище —
2-ветра.
3-Кресты. Кедрач. Косых снегов игла —
4-а мы чисты, и хоть сей час в разведку.

5-Берёз в поленнице размечены листы:
6-оплот тетрадной школьной простоты —
7-в линейку, в клетку.

8-Гудит в печи печаль,
9-фонарь — шесток луча —
10-сверчок неверного, разбрызганного света.

11-Цикаду помнит сладкий белый чай,
12-ты пей, дружище, да на ус мотай:
13-в ночи взял жертву уркаганский ветер

14-забором. Мог бы крышей.
15-Месяц май, дай бог, придёт — (Х)
16-и сам за всё ответит.

17-Зачем мы здесь? А надо нам куда? —
18-до ада тоже ходят поезда.
19-Бери билет, греши и будь покоен.

20-Бывай, чистилище!
21-Косых снегов игла —
22-кедрач. Кресты. Три тени, два ствола.

23-На семь границ шального тракта корень
24-(туман, спидометр, восток, сырая мгла)
25-ведёт до города, трамваев и тепла
26-сквозь слепоту порожних дальнобоев.

29.11.2018г. г.Пекин, Лунцзэ

___________
*Алаево — населённый пункт на границе Томской и Кемеровской областей.

© Copyright: Ирина Чуднова, 2018

=============
КОММЕНТАРИЙ. Первая и вторая строки — фиктивны в разбивке, чтобы не прочиталось "чистилище вЕтра". Товарищ Чуднова — прочиталось.
В четвёртой строке: — "а мы чисты и хоть сей час" — семантический диссонанс.
8 и 9 строки, как на параде в 6- стопном марше: "8-Гудит в печи печаль, 9-фонарь — шесток луча —"
Где 10 строка гудит своей 6- стопной динамичностью.
14 строка — неудачный жабаман (перенос): "14-забором. Мог бы крышей." — В целом, строка — полено.
15 и 16 строки, долго говорить — второй ритм: "15-Месяц май, дай бог, придёт — (Х) 16-и сам за всё ответит."

Что отмечает стихотворение в целом — его повышенная структурность. Как пример — разбивки:

20-Бывай, чистилище!
21-Косых снегов
Игла — 22-кедрач.
Кресты.
Три тени,
Два ствола.

— разбивай как хошь.

================================================

2. РИТМИЧЕСКАЯ КРИТИКА — ВОЛЬНЫЙ 2/5/6 ЯМБ:

1-..в Алаеве* — чистилище — 2-ветрА.
3-Кресты. Кедрач. Косых снегов игла —
4-а мы чисты, и хоть сей час в разведку.

5-Берёз в поленнице размечены листы:
6-оплот тетрадной школьной простоты —
7-в линейку, в клетку.

8-Гудит печаль<>в печи, 9-фонарь — шесток луча —
10-сверчок неверного, разбрызганного света.
11-Цикаду помнит сладкий белый чай,
12-ты пей, дружище, да на ус мотай:
13-в ночи взял жертву уркаганский ветер

14-забором. Мог бы крышей. 15-Месяц май,
Дай бог, придёт — 16-и сам за всё ответит.
17-Зачем мы здесь? А надо нам куда? —
18-до ада тоже ходят поезда.
19-Бери билет, греши и будь покоен.

20-Бывай, чистилище! 21-Косых снегов игла —
22-кедрач. Кресты. Три тени, два ствола.
23-На семь границ шального тракта корень

24-(туман, спидометр, восток, сырая мгла)
25-ведёт до города, трамваев и тепла
26-сквозь слепоту порожних дальнобоев.

29.11.2018г. г.Пекин, Лунцзэ <28.06.2019г. д. Тьмутаракань, Лабаз "Пьяный лекарь"*>

___________
*Алаево — населённый пункт на границе Томской и Кемеровской областей. <*"Пьяный лекарь" — самый респектабельный лабаз в Тьмутаракани — на границе болотной чащи и соснового бора>

© Copyright: Ирина Чуднова, 2018 <Рихард Мор, 2019>

=============
КОММЕНТАРИЙ. Ну, собственно, авторская разбивка, там, где 8 и 9 строки — понятна. Так или иначе, а лишние сантимы времени, разбивка даёт. Однако, для этого, чтобы это комментировать, необходимо было переставить всего лишь два слова (убрать рифму). И в остальном без разбивки — лучше. Правда, рифмы в пентетах напрягают. Разве что, только это. Автор, не боиться чудить с разбивкой и строфикой, но рифму держит, как маленький.

================================================

2. РИТМИЧЕСКАЯ КРИТИКА:

1-..В Алаеве* — чистилище — И ветра.
2-Кресты. И кедрач. И косых снегов игла —
3-А мы чисты, [...] хоть сей час в разведку.

4-Берёз в поленнице размеченыЕ листы:
5-Оплот тетрадной И школьной [СУЕТЫ] —
6-В линейку, в клетку.

7-Гудит печать<>в печи,
8-Фонарь — И шесток луча —
9-Сверчок неверного, И разбрызганного света.

10-Цикаду помнит сладкий белый чай,
11-Ты пей, дружище, да на ус мотай:
12-В ночи взял жертву уркаганский ветер

13-Забором. А Мог бы И крышей. 14-Месяц май,
Дай бог, И придёт —
15-И сам за ЖЕ всё ответит.

16-Зачем мы здесь? А надо ЛИ нам куда? —
17-До ада тоже ходят ВЕДЬ поезда.
18-Бери билет, И греши и будь покоен.

19-Бывай, чистилище!
20-Косых снегов игла —
21-Кедрач. Кресты. Три тени, И два ствола.

22-На семь границ У шального тракта корень
23-(Туман, спидометр, восток, И сырая мгла)
24-Ведёт до города, трамваев и тепла

25-Сквозь слепоту ОТ порожних дальнобоев.

29.11.2018г. г.Пекин, Лунцзэ <28.06.2019г. д. Тьмутаракань, Лабаз "Пьяный лекарь"*>

___________
*Алаево — населённый пункт на границе Томской и Кемеровской областей. <*"Пьяный лекарь" — самый респектабельный лабаз в Тьмутаракани на границе болотной чащи и соснового бора>

© Copyright: Ирина Чуднова, 2018 <Рихард Мор, 2019>

=============
КОММЕНТАРИЙ. Собственно, из-за повышенной структурности текста, все эти паузы можно подчеркнуть. Что мы и сделали. Потому что в ямбе (как и в хорее) это не столь заметно. Если не сказать: вообще. Если не считать декламации. Которую, естественно, мы в расчёт не берём. У пиита, есть только слово — игра слов. Тихое слово — тихая игра слов. Но что-то мне подсказывает.., что наш автор, время от времени, балуется декламацией...

Рихард Мор 2   01.07.2019 17:27   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Ирина Чуднова
Перейти к списку рецензий, написанных автором Рихард Мор 2
Перейти к списку рецензий по разделу за 01.07.2019