Южная Лунария - полученные рецензии

Рецензия на «Стены помнят...» (Южная Лунария)

Господи, как же вы талантливы!

Илья Хабаров   29.03.2020 13:07     Заявить о нарушении
Рецензия на «да шли их к чёрту» (Южная Лунария)

Я назвал бы жанр этих стихов лирическим фрагментом. Допустим, вы телепат. Вы идете по улице. Какие мысли вы услышите, скажем, вот у этого прохожего? Тайны? Скорее, отрывки тайн. Мы почти ничего не узнаем из такого фрагмента потока его сознания, как мало что узнаём о всей реке по одному пейзажу на картине художника. Из каких отношений вышел и в какие отношения готовится войти человек? Неизвестно.

Итак, эти стихи – отрывок потока сознания. События происходит не снаружи, а внутри. Герой Эн и его собеседник Икс находятся в близких отношениях, иначе откуда этот вульгаризм, ошеломляющий уже в первой строке? «Нами» Эн называет Икс, с кем установлена тесная, видимо, дружеская связь. Но у них не только общее «мы» - общее и «они», которых Эн, сочувствуя товарищу, советует «слать на» рифму к слову «сахар». Дружба Эн и таинственного Икс состоит в том, что они пьянствуют, поют, создают проблемы соседям, шумят, танцуют, строят неизвестные нам планы и отражают друг друга как в зеркале, видимо, переживая одинаковое и взаимное влечение. Бьющий в бубен шаман, изгоняющий бесов, кажется мне образом современной ритмичной музыки, под которую молодежь проделывает танцевальные телодвижения, похожие на корчи экзорцизма. Или шаман – что-то другое? Возможно, я ошибаюсь, но так как мое читательское внимание пригласили на вечеринку, у меня нет более подходящих ассоциаций для образа шамана и бубна.

Вообще для современной поэзии стало хорошим тоном игнорировать читателя: стихи порой остаются за гранью понимания самого пишущего, они как бы возникают, их нашептывают неведомые голоса, и пишет их не поэт, а муза. Это не графомания, скорее, графотерапия. Стихи возникают как крик, и так же смещают часть нервной энергии от места концентрации боли. Возможно, шаман, изгоняющий бесов – это сам процесс творения стихов?

Возможно, бесы действительно оказались изгнаны. Потому что Эн объявляет себя абсолютно честным. Установить факт честности ему помогло сравнение того, что видит своими глазами, с тем, что показывает телевизор. Логично: экран показывает одно, а я вижу другое, значит, я честен. То есть, честным герой кажется себе на фоне пропаганды, которая в последнее время ведется развлекающими людьми в форме развлекательных программ, что сердитым подросткам дает легкую возможность чувствовать себя поднятыми над «этой элитной плесенью, что зовётся людьми».

Далее сюжет стихотворения, а у него есть сюжет, заставляет героя найти оправдание для образа жизни, который, похоже, ему самому не кажется слишком-то приличным. Не умея и не желая врать, Эн сообщает Икс, что ему известен таинственный «закон семи», важность семьи, и что он пишет загадочные письма в рай. Возможно, письма адресованы Богу? Погибшему другу? Герой мечтает завести супружескую семью? Или находится в конфликте с родительской? И в конфликте ли?

Не ясно, но таков закон жанра лирического фрагмента. Автор жив. Он предоставляет нам свидетельство о своем рождении и бытии. И клочок его внутренней жизни оставил в нас тревогу, словно где-то исчезает человек, тягостным, пустым и вредным досугом истребляющий себя. Тревогу тем большую, что в ее депрессивном очаровании герой черпает новые силы для пугающего разрушения себя и, возможно, мира ненавистной ему "человеческой плесени". Нам жаль героя. Возможно, это пробуждение человечности и есть задача и смысл, которые вложил в стихи автор?

Илья Хабаров   06.12.2019 11:46     Заявить о нарушении
Валерия, я без вашего разрешения сделал что-то вроже опроса среди своих друзей, показав им ваши стихи и задав 9 вопросов:
1. Кого именно отсылает «к черту» (в рукописи грубее и в рифму) лирический герой?
2. Кого он называет "нами"?
3. На что герой строит планы?
4. Откуда взялся шаман, изгоняющий бесов?
5. Почему герой уверен, что абсолютно честен?
6. Если он не элитная плесень, а все люди - именно элитная плесень, то кто он?
7. Что такое "закон семи"?
8. О важности какой семьи - супружеской или родительской - говорит герой?
9. Каким образом можно писать письма в рай?

Вот один из ответов, самый мудреный:

"их" - форма обозначения всех кто противопоставляет себя или противопоставлен обстоятельствами свободе реализации представлений личности от имени которой идет обращение. "Их" - это узел фрустрации, камень приткновения имеющий субъектное личное начало или некий логос социальной среды.
"нами" дорогой АВ! обозначается множественность состояний - те пьяный, буйный, трезвый, холостой, добрый, злой - все это одна личность во множестве ипостасей.
планы - план описанный в данном МАНИФЕСТЕ простой - это проистечение стихии желаний в реальность без помех обстоятельств. В данном контексте "строим планы" не планирование а осознание осуществленного, сделанного наподобие попыток вспомнить с кем и где Вы вчера были и почему так сильно болит анус после шампанского...
"шаман, экран" - образы систем сугестии, контроля и нормирования которые не действуют на повествующего в данный момент, не имеют над ним власти в его текущем состоянии, текущей надреальности
"честен" - потому что не контролирует себя сам - а поскольку внешний контроль происходит посредством внутреннего то действительно в таком режиме трансляция тождественна автономному в данный момент внутреннему содержанию субъекта
"кто он" - поскольку он свободен от отождествления с множествами то он это именно ОН. Единственно ОН. Это сакрализация личности. Люди это десакрализация это счетное дискретное множество с параметрическим нормированием - скот.
"люди" в чиновном наречии это политический класс, граждане это рядовые члены общества быватели.
"закон семи" это закон гармонического ряда , -красота основа очарования обывателя и часто используется во время обмана или подмены понятийного ряда в смысловых созвучиях . В данном контексте это именно о методологии манипуляции сознанием -лжи.
"про важность семьи" - развитие темы предыдущего логоса - ложь переплетающаяся с демагогией, пустой болтовней, выхолощенным безинформативным технологическим циклом паузы, пустоты смыслов.
"письма в рай" - обломощина вперемешку с маниловщиной, абсурд плетения материальных средства и ресурсов реальности с полностью синтетической виртуальной метафизической отвлеченной от действительности доктриной . Те образ бесплодной бесполезной траты ресурсов, закапывания денег в землю.

Илья Хабаров   06.12.2019 11:46   Заявить о нарушении
Очень интересное мнение у ваших друзей, и чувства юмора они не лишены. Вот только действительно капельку замудренно... Конечно, когда я писала это стихотворение, не думала такими терминами. Может, если не составит труда, объясните мне в более простой форме, как молодой и недостаточно начитанной особе?

Южная Лунария   01.04.2020 06:23   Заявить о нарушении
Рецензия на «тобой позабытый рай» (Южная Лунария)

Объяснить - значит, упростить, говорил кто-то из братьев Стругацких. Объяснить, что происходит со взрослым человеком легко, если упростить его до подростка, объяснить подростка можно ребенком, объяснить ребенка можно, разобравшись в младенце. Что происходит с героем Южной Лунарии? Ошеломление отсутствием любви. Любовь - это внимание. N оказался в мире, лишенном внимания к нему. Его могут, не заметив, затоптать равнодушные толпы. Эти толпы "не ловят в свои объективы летящих с многоэтажек" - даже самоубийства мало, чтобы вызвать их сострадание или хотя бы испуг. Тема самоубийства - это тема любви. Тема жадности до внимания к себе. "Посмотрите на меня! Узнайте меня! Полюбите меня! Почувствуйте меня хотя бы в той мере, как почувствуете мое окончательное и необратимое отсутствие: то, чего вы недосчитаетесь, и было мной. Ощутите меня хотя бы как страх, возникший в ваших душах, когда меня не стало. Почувствуйте меня хотя бы как вашу вину за отсутствие любви ко мне. Ощутите мое отсутствие как тревожное беспокойство вашей совести, думайте обо мне, безмозглые твари!" И этот крик можно объяснить. Ребенок становится подростком, это значит, потенциал родительской любви исчерпан. Это уже не ребенок, снаряжаемый в плаванье, это ребенок отчаливающий. Ну и отчаливай! Но за пределами семейной гавани только холодная пустыня моря и одиночества. Внимание родительской семьи уже неприятно. Это все ветхое, это прошлое, а замены - нет. Любовь родителей в условиях вызревшей сексуальности становится отвратительной. Любовь Своих скажется почти извращением. Где же любовь Чужих? Где слава, популярность, известность, толпы поклонников? Да где хотя бы пара поклонников?! Нужда в любви Чужих в подростковой душе бесконечна, возможности скудны. Да и способностей любить кого-то немного. Вот мать и отец, вот ребенок. Вот отношения их. Ребенок- иждивенец, в сущности, эксплуататор, он пользуется трудом и заработками родных людей. И вот подобно разорившемуся дворянину, он понимает: бесплатных доходов больше не будет. Родители надоели. Но вот истина страшнее: он сам надоел родителям, и всё, чего они ждут - чтобы теперь он позаботился о них. Верни родителям долги или черт с тобой, отчаливай. "Буди тебе якоже язычник и мытарь, чуждые Бога, враги Божии".
N мечтает о новом усыновлении: "...давно тебя жду В моём сказочном райском саду". Он вызывает у нас щемящее чувство: рай возможен только после смерти, это намек на самоубийство, нам хочется предостеречь N от ошибки, и не замечаем в этом хитрого расчета, потому что этим намеком N хочет спровоцировать нас на любовь к себе. N нужна пощада, доброе снисхождение, внимание, ласковое изучение, чтобы вникали в него, понимали и восхищались. Но всего этого хотят и все те, у кого N надеется это получить.

Илья Хабаров   03.12.2019 01:47     Заявить о нарушении
Рецензия на «антиутопия в миниатюрах реальности» (Южная Лунария)

Вы очень умный человек, Лунария. Берегите себя. Надеюсь, между вашей лирической героиней и вами существует разница. Существенная или несущественная - неважно, главное, что с каждым вашим стихотворением этот зазор увеличивается, и то, что вы описали как себя, перестает быть вами сразу же, как только поставлена последняя точка. Не знаю, насколько я прав, но судя по этим стихам их герою не хватает воли. Ум есть, и даже в избытке. Но воля - это мера нашего действенного, преобразующего участия в мире. Кем-то классно замечено, что гениями рождаются миллионы, но лишь единицы становятся. Потому что гений, ну или талант, как угодно назовите выдающегося человека, это не только великий ум, но и великая воля. Колотитесь, бейтесь. Пробивайтесь.

Илья Хабаров   02.12.2019 01:47     Заявить о нарушении
Рецензия на «4. 4» (Южная Лунария)

Вы хорошо пишите. Разборчивый, ясный образ вашей героини просто стоит перед глазами. Экономный русский язык, который мне так нравится в современных русских поэтах. Очень похоже на пережитое мною. Узнается.

Илья Хабаров   02.12.2019 01:36     Заявить о нарушении
Рецензия на «01. 12. 2019» (Южная Лунария)

Где-то, не помню книгу, страницу, абзац, психолог Владимир Леви высказался в том смысле, что нельзя осуждать психологов за душевную смуту, порой терзающую их самих. Психолог - это не идеал человека, и не айсберг, и не компьютер. И то, что психологу самому нужен психолог, вовсе не его недостаток, - скорее, достоинство. Вот два врача и ваша болезнь. Один врач не болен вашей болезнью, другой - такой же больной, как вы. Идите к второму - он знает вашу болезнь изнутри. Он поможет лучше.
На мой взгляд, именно эту мысль передает автор.

Илья Хабаров   02.12.2019 01:28     Заявить о нарушении
Рецензия на «Зима это не сложно» (Южная Лунария)

Стихи отчетливо делятся на три части. "Зима - это несложно", "Зима - это непросто" и "Зима - это уютно".
Рискну предположить, что стихи написаны о старости, а не о зиме, и "тяжелый день", упомянутый в стихах - это метафора прожитой жизни. Умирать непросто, но те, кто умрёт рядом с любимыми, несомненно, в лучшем положении, чем те, кто будет умирать в одиночку. И эти волшебным образом явившиеся поэту "огни гирлянды" - разве не огни надежды на рай, не огни веры? А объятья любимых? Разве они не тени объятий любящего нас Христа?
Отмечу несколько строк, разящих наповал:
"Если бережно играть на внутренней лире"
"Если не отрываться от мира Как пластырь с не зажившей раны"
"Когда сам себе врач, психолог, портной, Топчущийся на своих же следах, На каждом шагу ловя стопами стекло"
"Если взять человека, плед, какао и разговоры" - удивительно, как легко автор передает печаль одиночества, когда уже неважно, какой именно рядом с тобой человек, когда присутствие человека уравнивается с пледом, какао и разговорами, когда сердце готово любить любого, только бы живого.

Илья Хабаров   02.12.2019 01:10     Заявить о нарушении
Рецензия на «Заклятейший враг» (Южная Лунария)

Последний враг истребится - смерть. 1 Коринфянам 15 глава. 26 стих.

Валерий Плавильный   13.05.2018 17:15     Заявить о нарушении