Александр Лосов - написанные рецензии

Рецензия на «А теперь хочу...» (Горлена)

Вот думал одержать над собой победу и смочь… И заявить себе: «Я всё сказал, и сказать мне больше нечего!» Не получилось! Есть что сказать! Есть о чём написать рецензию!
Волею судеб, я пишу о любви. Не только ради того, чтобы выговориться, но и изучая это явление, как выясняется, неизученное и во многом тайное. И пишу о любви, и читаю других авторов. И чисто случайно нахожу вот этот алмаз – вот это стихотворение Горлены.
Это ценнейшее наблюдение о психологии любви, о психологии взаимоотношений, в том числе и взаимоотношений токсичных.
«Тебе в кайф притворяться несчастным» - это про мужчину-манипулятора. Очень распространённый типаж вымогателя женской жалости. Часто это срабатывает, но вечно продолжаться не может. Любой женщине нужно не нечто жалкое и требующее сочувствия, а надёжное плечо. Нужен тот, который поможет, защитит, поймёт, возьмёт на себя значительную часть повседневных забот.
По идее, всему этому мальчиков должны обучать их отцы. Объяснять вот эти прописные истины, которые для очень многих людей остаются как бы за кадром. Поэтому любя женщину (им только кажется, что они любят), такие люди любят, прежде всего, себя. Думают не о возлюбленной, а о себе. Пытаются удовлетворить себя, а не её.
Нет, мужики, так нельзя. Так у вас ничего не получится, и с пьедестала вас снимут. Тут ведь важно, что, оказавшись на пьедестале, надо ой как крутиться! Женщину, которая вас туда водрузила, надо и с пьедестальной недосягаемой высоты радовать, развлекать и помогать ей. Это не пьедестал вам, мужики, а сцена. Пойте, танцуйте, читайте стихи, чтобы скучно не было с вами женщине вашей, чтобы чувствовала она ваш к ней ежеминутный интерес, чтобы рука, протянутая ею в надежде опору обрести, не повисла бы в пустоте, а вашу крепкую руку встретила.
Если же этого не будет… Читайте последнюю строфу. Реальное участие в жизни любимой нельзя заменить ничем. Без этого любовь не сложится, не состоится, не выстроится.
Да, мужики, любовь это работа. Когда-то тяжёлая, когда-то неблагодарная. Но результаты этой работы стоят всех интеллектуальных, физических, финансовых, временных затрат! Любить и быть любимым – это истинное счастье! И подарить его мужчине может только женщина.

Александр Лосов   07.05.2024 22:25     Заявить о нарушении
Рецензия на «Фанат» (Ксения Мында)

Сверхусилие

Какое мощное стихотворение Ксении! Оно про влюблённого. Ведь каждый влюблённый, без сомнения, фанатичный поклонник возлюбленной.
Здесь не случайна, здесь продумана каждая строчка!
«И в огонь за тобой, и под воду», - пишет поэтесса. Всем известно расхожее выражение «в огонь и в воду», но здесь не «в» воду, а «под». И это отнюдь не только дань размерности стиха. Это знак сверхусилия. Нет особой доблести в том, чтобы зайти в неглубокую воду, в жару это даже приятно. А вот оказаться под водой – это совсем другое дело. Это испытание. Дышать под водой мы не можем. Под воду – это уход из привычной и безопасной среды в неизвестность, в среду враждебную, и влюблённый готов к этому переходу ради любимой. Готов отказаться от всего, даже от права дышать, лишь бы быть рядом с дорогим человеком!
«Я не сделаю без тебя и шагу назад». То есть, не отступлю, не уйду в безопасность один, без тебя. Всё у нас будет общее, в том числе и опасности. Я всегда буду с тобой – вот о чём эта строчка.
«Даже если мне за это предложат свободу». А что может быть ценнее свободы? Но и свобода влюблённому не нужна без любимой! Ему вообще ничего не нужно, если рядом с ним нет её.
А второе четверостишие – это про противостояние влюблённых всему миру. Вдвоём они сильнее всех, сколько бы их не было – хоть целая толпа. Двое влюблённых, держась за руки, самодостаточны. Они готовы сражаться друг за друга, они друг другу нужны! И их не сломить, никому и ничему.
Это стихотворение о сверхлюбви, о сверхчувстве, о сверхусилии, направленном на то, чтобы быть вместе.
Ведь любовь это и есть сверхчувство… Делающее влюблённого сверхчеловеком…

Александр Лосов   07.05.2024 18:34     Заявить о нарушении
Рецензия на «один процент» (Ксения Мында)

Коммуникация любви

Ах, какая красивая метафора. Этакий аналог последнего слова. Временно, конечно, последнего. Последнего на данном конкретном историческом этапе, пока телефон не зарядится.
Стихотворение-то, конечно же, не про телефон, а про любовь, как и почти все стихи моей любимой поэтессы.
Любовь требует коммуникации. Любовь требует контактов. Контактов на всех уровнях. И если раньше почтовые тройки неделями спешили с надушенными конвертами от возвышенных дам к доблестным гусарам, то сейчас роль почтальонов играют наши смартфоны. Ох, сколько тайн знают эти гаджеты! Сколько романов в сообщениях о счастливой и несчастной любви хранится в их памяти!
И как же счастлив должен быть человек, для которого прекрасная женщина бережёт последний процент заряда своего смартфона! Это сбережение последнего процента красноречивей самых многословных объяснений в любви!
Но самое ценное, самое оптимистичное в этом стихотворении содержится в последней строфе! Это обещание героини прервать молчание, как только будет заряжен её смартфон. В этом обещании надежда на продолжение отношений, на продолжение любви!

Александр Лосов   06.05.2024 18:30     Заявить о нарушении
Рецензия на «Смотри за стеклом отраженье твое» (Адриана Миа)

Здравствуйте, Адриана! Вот раз написано у Вас на страничке, что будете рады рецензиям, то как же рецензию-то не написать? Тем более, что стихотворение стоящее!
Одно-единственное четверостишие, а смысла на целую повесть. Очень люблю такие произведения.
О чём стихотворение? О любви, конечно. И отнюдь не потому, что оно самим автором отнесено к любовной лирике.
Вот давайте посмотрим, какие тёплые слова адресует поэтесса своему собеседнику, который остаётся как бы за кадром! Понятно, что смотрят влюблённые в одном направлении. Героиня нисколько не сомневается, что герой её поймёт с полуслова. А она к нему на «ты» обращается – это знак отношений близких, знак отсутствия между ними дистанции. Очень они близки.
«Пусть наше кино будет просто ничьё». Их отношения кинематогафичны и возвышенны. И равноправны. «Наше кино». Не «моё», не «твоё», а наше! И это простое слово из женских уст, сказанное мужчине, стоит очень дорогого.
И готовы влюблённые делиться своим счастьем, не хотят прятать его от людей. Потому и станет их кино ничьим, то есть, достоянием людей. Ну, тех, кому интересно, конечно.
А две последних строчки четверостишия – это опять же призыв к любимому, забыть обо всех невзгодах, даже вполне естественных, таких как снег зимой.
«Тоску и скуку из сердца долой», - это прямо-таки призыв освободить в сердце место, выбросив оттуда весь негатив. А для чего освободить? Конечно же, для любви!
Лаконичное, светлое, философское стихотворение получилось у Адрианы. И радующее, и заставляющее думать, и, наконец, просто красивое. Спасибо, поэтесса!

Александр Лосов   06.05.2024 16:53     Заявить о нарушении
Я может ещё продолжу это стихотворение. Спасибо большое за оценку))

Адриана Миа   06.05.2024 17:24   Заявить о нарушении
Рецензия на «На селе обсуждают поэта» (Ксения Мында)

Жизнеописание поэта

Совершенно удивительное ощущение – видеть в герое стихотворения себя. Поэтесса в своём произведении отразила всё, вплоть до бессонных ночей, проведённых за написанием стихов в честь моей Музы. Сразу скажу, стихосложение в Её честь – это не труд, это жизненная потребность. Душа должна выговориться, душа поэта не может молчать о любви. Вот и не молчит. И не будет молчать. А поскольку истинная любовь вечна, то и публика обречена на моё творчество на сотни лет вперёд.
Многим жителям нашей большой деревни меня не понять. Не укладывается у них в головах, чего добивается поэт, на что рассчитывает. А он и не добивается ничего. Просто живёт. Живёт любовью. А поскольку поэт – потому и пишет. Был бы уральским мастером-камнерезом, прекрасные чаши из малахита бы создавал, а так – пишет. Как может.
И мысли поэтессы о церкви воспринимаются по-особенному в сегодняшний пасхальный день. И это не просто схоластика, это знак. Знак того, что стёртыми о перо и потому забинтованными пальцами поэта водит добро. Знак того, что угоден он Господу. И действительно, разве может быть неугодно Всевышнему умножение любви? А именно к этому и ведёт поэтическое творчество, вдохновлённое прекрасной Музой.
И жить поэт будет веками. Уйдёт потом за секунды, это так. Но не сегодня. И не завтра. Успеет надоесть ещё публике. Успеет ещё написать своей Музе многие сотни стихов. И войдёт Она в историю литературы как Женщина, количество стихов, посвящённых которой, исчисляется тысячами!

Александр Лосов   05.05.2024 17:47     Заявить о нарушении
Рецензия на «Пытаюсь заменить тебя другими» (Горлена)

Продолжу свою беседу с Вами, Горлена, в формате рецензий. Вы тончайший психолог, ох, тончайший. Вот написали «я же поверить могу» в комментарии к моей предыдущей рецензии и этим просто-таки сделали неизбежным мой очередной критический визит к Вам.
Ах, значит, не поверили в свою гениальность? Тогда продолжим!
Заголовок стихотворения, написанного в нестандартном формате, выглядит глубоко и тщательно продуманным, хотя писалось-то произведение сердцем, безо всякого расчёта, писалось свободным пером потрясающего поэта. А ведь когда голос сердца воспринимается литературным критиком как продуманный шаг, это и есть вернейший признак таланта!
Аргументация. Без аргументации никак нельзя. «Пытаюсь заменить тебя другими» - это целая повесть в четырёх словах. Ими, вообще-то, сказано всё.
«Пытаюсь» - значит, не получается. Необходимость заменить есть, но никак не выходит. Деятельную женскую натуру выдаёт это слово. Не сидит женщина за столом в печали, упрев подбородок в сцепленные пальцы рук, не лежит, уткнувшись лицом в пропитанную слезами подушку (это тоже было, но лишь как эпизод), а действует, пытаясь заполнить, залатать прореху в душе, образовавшуюся после завершения предыдущих отношений.
«Заменить» - это как раз про вышеупомянутую необходимость наложить на сердце целительную заплатку. Не дополнить старую любовь любовью новой, а заменить её, вытеснить из сердца. Это слово - индикатор защитной реакции психики. Слишком травмируют героиню стихотворения предыдущие отношения, утратившие перспективу. (Упаси Бог ассоциировать героя стихов с автором, по умолчанию это недопустимо. Меня это не касается, меня ассоциировать можно).
«Тебя» - просто слово? Нет. Не просто. Оно говорит о том, что отношения были на равных, отношения были близкими настолько, что обращение на «вы» было в них просто немыслимо. Тем тяжелее разрыв таких отношений. Тем тяжелее переход от обращения на «ты» к отсутствию вообще каких-бы то ни было обращений.
«Другими». А вот это вообще не что иное, как высокая эротика. Согласитесь, читатели, что если бы тут было использовано слово в единственном числе, нам было бы не так интересно. А если «другими», то здесь целая вереница взаимоотношений, целый калейдоскоп портретов, целый каскад образов!
Вот так пишет Горлена!
Чтобы грамотно и полно рассказать о её сравнительно небольшом произведении, я должен написать целое литературоведческое эссе! Причём, я, как видите, не продвинулся дальше заглавия, но ни единого пустого слова ведь не написал. Всё строго по делу.
Не буду утомлять терпеливых читателей и переходить к разбору текста этого ценнейшего для русской литературы произведения. Хотя, поверьте, поэзия замечательного автора того стоит!

Александр Лосов   05.05.2024 17:12     Заявить о нарушении
Ох Александр, читаю Ваши рецензии как роман. Замечательные, но это точно не про мои стихи))

Горлена   07.05.2024 14:53   Заявить о нарушении
Рецензия на «***» (Ольга Анит)

Ольга – тонкий психолог! Тончайший! Каким заголовком читателя привлечь? Что в том заголовке должно быть, чтобы он мимо пройти просто не смог, чтобы сила неведомая его в стих затянула? Тайна должна быть! Вот эту тайну поэтесса за тремя звёздочками и сокрыла.
А тайна, доложу я вам, стоящая!
Это произведение глубоко философское. Произведение о мироздании, о Космосе, о феномене жизни и множественности миров. И написано об этом не скучнейшим языком многостраничных трактатов, а короткими точными словами, складывающимися в зримую великолепную в своей лаконичности миниатюру.
Пять капель на ладошке – потрясающая метафора! Красивейшая!
Маленькое стихотворение, созданное большим поэтом! Браво!

Александр Лосов   04.05.2024 01:26     Заявить о нарушении
Рецензия на «учись у них у этой старой мрази» (Агнесса Земцова)

Как же метко сказано! И смело! За одно название хочется поставить «пять», но не мне оценивать чудесного поэта. А какая проблема поднята в этом тонком поэтическом памфлете! Кто и чему нас учит в этой жизни и имеет ли право учить? И всё это в эпоху ритуального поклонения учителям без оглядки не то что на их профессионализм, но и на чисто человеческие качества! Браво!
Предельно честное и искреннее стихотворение! Концовка философски прекрасна! Почему именно у берёзки надо поучиться? Потому что она молчит, пока её не попросят высказаться. Сама не лезет с нравоучениями. При этом берёзка естественна и проста, ненавязчива и предельно тактична, да ещё и полностью соответствует идеальному женскому характеру. Если бы все люди были по характеру как берёзки!
Спасибо Агнесса! За стихотворение, за проблематику, за искренность, за смелость! Будьте любезны Вашу руку… Поцелую или, чтобы не показаться непозволительно фамильярным, осторожно пожму… Вы большой поэт. Истинный. Честный. Посетив мою страницу, оказали мне честь…

Александр Лосов   04.05.2024 01:19     Заявить о нарушении
Рецензия на «ты мое счастье» (Ксения Мында)

Ювелирно!

Самое короткое стихотворение Ксении, которую я давно называю своей любимой поэтессой. И эту любимость своими рецензиями аргументирую.
Вряд ли Ксения ставила перед собой сверхзадачу. Сверхзадача, так уж вышло, встала перед нею сама. Уместить повесть о любви в трёхстишие. Получилось? Судите сами.
Сюжет стихотворения классический – да-да, это всё то же письмо Татьяны Онегину, только адаптированное под наш клипово-смсочный век. Некогда нам писать длинные письма, да и не нужно это. Мы умеем в одно слово множество смыслов упаковывать. В какое слово, спрашиваете? Тоже в короткое. В слово «ты».
В русском языке обращение «ты» означает отсутствие дистанции, означает близость, общение на равных. К близкому человеку обращается поэтесса. И человек этот знает, что он ей близок. А во второй строчке этот счастливчик получает от женщины самый ценный и самый короткий на свете комплимент. Из одного слова. Кто мне скажет, дети, о каком слове я говорю? Поднимаем руки, кто знает… «Счастье»? Хорошая версия, но я говорю о другом. Это слово «мой».
Когда женщина говорит мужчине «мой», это красноречивее всех пылких признаний! Ликуйте, мужчины, услышавшие это слово в свой адрес из женских уст! Это значит, что вы ей нужны. Не хочет она вас ни прогонять, ни отпускать. Это значит, что она вас любит!
А вторая строка стихотворения – это уже не завуалированное, а вполне открытое признание в любви. Признаёт женщина власть мужчины над собой. А ведь женщины – создания своевольные, независимые, себенаумешные! И услышать от женщины признание вашей над нею власти – это очень дорогого стоит! Да ещё когда речь идёт о власти на век! Такое признание сверхценно!
Большие мастера-ювелиры любят шутить. Создают маленькие-маленькие шедевры, рассмотреть которые можно только в сильную лупу. Наводишь на песчинку выпуклое стекло и видишь, что это золотая карета с серебряными лошадками, и правит ею кучер в изумрудном тюрбане. Или это маленькая-маленькая птичка-снегирёк с рубиновой грудкой и крылышками чернёного серебра. Также и стихотворение Ксении – маленький драгоценный шедевр, содержащий в себе море смысла и целый океан любви!

Александр Лосов   04.05.2024 01:03     Заявить о нарушении
Рецензия на «Вам передать велели» (Ксения Мында)

Бунт!

Стихотворение Ксении – яркий протест против мертвящей рациональности, против рутины, против регламентации всего и вся. Тесно поэту в прокрустовом ложе. Это естественно вполне!
Тут интересные психологические штришки. Безымянный отрицательный персонаж, с прямой речи которого начинается произведение, и сам не верит в целесообразность полученных откуда-то сверху распоряжений. Именно поэтому он не говорит от своего имени: «Я приказал! Меня будете слушаться!», а прячется за чьим-то авторитетом, низводя самого себя до роли передаточного звена: «Вам передать велели».
Интересный момент – любовь по расчёту приписывается здравому смыслу. На деле-то это здравому смыслу противоречит: если по расчёту, то это не любовь. Это сотрудничество, деловые отношения, бригадный подряд, но никак не любовь. На расчёте любовь не строится – не тот фундамент.
Вот требование к поэту отцензурировать собственные стихи – это да, это во все времена. Правда, вроде как, в обмен на признание. Иначе признания не будет. Это такое предложение сделки. С дьяволом. А с этим персонажем сделок лучше не заключать . И не только по соображениям совести. Дьявол просто обманет.
И ещё один психологический пунктик. Злая воля, пославшая безымянного отрицательного к поэтессе, не очень-то уверена в своих силах. Поэтому и переспрашивает: «Как поняли? Приём!» . И не знает, что отвечать на слова поэтессы «Вам не подвластно сердце мое!»
Кстати, это тоже важный психологический момент – поэтесса пишет стихи сердцем. Которое неподвластно никому…

Александр Лосов   03.05.2024 17:34     Заявить о нарушении