Геосфер - написанные рецензии

Рецензия на «Вершина» (Авиценна)

Между прочим, Джомолунгму открыли английские геодезисты, когда уравнивали нивелирные хода, и очень удивились, узнав, что она выше своих соседей, которые на вид круче и значительно превосходят её. Но математика - наука точная, вычисления проверили в 2 руки и полковник Эверест, командир топоотряда, отправил в Лондон сообщение о самой высокой на планете горе, на которой, кстати, сам не был. К чему я это? Просто, геодезия и поэзия чем-то перекликаются, даже рифмуются, впрочем, Вас этим не прельстить, Вы работаете без рифмы, но интонационно разнообразно и интересно, спасибо, что напомнили мне эту старую историю из 19-го века. И ещё раз - кстати - Аннапурна или Нангапарбат, говорят, выглядят значительно внушителней и гораздо опаснее для прогулок над пропастью...

Геосфер   22.03.2010 20:00     Заявить о нарушении
Благодарствую всем сердцем, Геосфер!

За такой увлекательный экскурс, вместо стандартных рецензионных фраз)
С рифмами я очень даже дружу, может даже слишком, поэтому иногда хочется разнообразить приемы, рад если Вам в этом что-то услышалось интересное.

Но... "если слишком долго вглядываться в пропасть, пропасть начинает смотреть на тебя", поэтому очарование безднами Аннапурны или Нангапарбата оставим на следующий раз)
Жму руку
Андрей

Авиценна   24.03.2010 06:06   Заявить о нарушении
Рецензия на «Золото под серебром» (Наталия Шиндина)

Хорошо. Интонации Бродского, но у того плотность текста выше. А здесь многословно, хочется вернуть автору его слова: Первая заповедь – ври, только не словоблудь... Думаю, краткость решила бы проблему целостного и полного восприятия стихотворения. Лирика не любит длиннот, вопреки тому же Бродскому. Спасибо.

Геосфер   07.03.2010 10:28     Заявить о нарушении
Значит, есть над чем работать. Спасибо!

Наталия Шиндина   08.04.2010 23:01   Заявить о нарушении
Рецензия на «Ретроспектива» (Галина Самойлова Новая Страница)

Начало метафизическое, и в тексте то и дело попадаются не конкретные предметы, а их эрзац-копии - стиховые эфемериды. Здесь вьЮки (хотя, Большой Орфографический Словарь позволяет и вьюкИ, но дополнительным вариантом) и истёртая сбруя - некие символы трудно прожитых лет, то же самое и с пустым мешком, затянутым узлом, и грани, и плоский и пустынный горизонт в городе - всё символы. И вот это место: время для - сначала думаешь - время для чего-то, потом возвращаешься и понимаешь, что это - продлевая время... Хотелось бы понимать сразу, без перечитывания. А вот надежда на надежду - стиховой парадокс, радующий взгляд и ухо, и вообще, вторая половина стихотворения хороша и даёт живые картинки: панельный дом, чай с мёдом и пирог с рыбой, и концовка щемящая: И некуда смотреть из-под руки. По законам постороения художественного произведения, которым, впрочем, не обязательно следовать буквально, принято сначала давать экспозицию, а потом вводить метафизику, тогда восприятие читателя подготовлено к экзистенциальному прорыву. Когда же мы начинаем с обобщающих образов, а потом идём от общего к частному, всегда сложности. Сознание ещё не готово понимать - чему эти обобщения соответствуют в реальности. Спасибо за стихотворение, оно привело меня к этим вот размышлениям вслух.

Геосфер   06.03.2010 12:12     Заявить о нарушении
Спасибо, Василий. От Вас - особенно приятно получить такую рецензию.
Отвечу сразу, что ход от общего к частному - задумывался изначально - как эффект вглядывания во время, из настоящего - в прошлое. Конечно, я понимаю, что это несколько затрудняет считывание, но ведь после повторного прочтения всё встаёт на свои места?
Обычно я не устраиваю таких безобразий с композицией, но здесь мне показалось возможным немножко усложнить задачу и себе , и читателю.
Я сейчас представила себе, как бы оно звучало, начни я его с финальных строк.. Нет, нельзя. Во-первых, появляется некая заданность того, что ты увидел - дома нет, прошлое умерло, и напрасно надеяться на что-то, ибо вся жизнь - каторга и вокруг - пусто... Я немножко утрирую, но согласитесь, что исчезает нечто тонкое, почти неуловимое, что и дает право на жизнь этому тексту.
Ещё раз - спасибо.Рада вас видеть у себя на страничке.

Галина Самойлова Новая Страница   06.03.2010 16:21   Заявить о нарушении
Вы убедительны в комментариях. В конце-концов воля автора - свята.

Геосфер   06.03.2010 22:13   Заявить о нарушении
увы, если бы я была так же убедительна в стихе(((

Галина Самойлова Новая Страница   06.03.2010 23:06   Заявить о нарушении
Рецензия на «Лучшее за 2007 год» (Степ)

Хорошо. Особенно про островок руки. Не уловил связи с Мандельштамом, здесь всё хорошо и точно сказано, но мандельштамовской глоссолалии нет, если только с большой натяжкой адресоваться к Воронежским тетрадям и стихам эпохи Москвошвея... И всё равно не проходит. Эти стихи хороши сами по себе, зачем Вам дополнительные отсылки, которые к тому же плохо работают. Только на тематическом уровне, а этого мало. Эпиграфы вообще надо использовать с большой осторожностью, а если можно, не пользоваться ими совсем. А если пользоваться - сокращать, сжимать до предела. Буквально - два-три слова. Они слишком отвлекают внимание на предшественника и задают планку разговора, которой порою трудно соответствовать. Лучше не подставляться лишний раз. Однако, помимо таланта явлен вкус, и это здорово. PS. Рифма в когтях у орла, и тут же - под грифом. Первая реакция - орёл почему-то стал грифом, потом приходит понимание, что гриф - не птица... С теплом В. Р.

Геосфер   05.03.2010 07:49     Заявить о нарушении
Спасибо, Василий
Мандельштам писал по-разному, мало ли как он писал бы сегодня ))
А эпиграф длинный потому, что во-первых, показывает, что футбол занимал достаточно заметное место в дореволюционной жизни, и что тема взята не просто так. Во-вторых, там завязка на околыш...
Не знаю, часто глядючи на стих и эпиграф я все пытаюсь понять - почему у Мандельштама размеренно и красиво, а у меня торопливость какая-то, хотя размер и тот же.
Спасибо еще раз за визит и замечания

Степ   05.03.2010 18:12   Заявить о нарушении
Рецензия на «И всё закончилось» (Марина Фольмер)

Хорошо. Тонко. Маленькая зацепка - сентябрь - скрытый слог, в этой ритмике читается - сентяборь... Первая строфа - сильная, остальные тянутся за ней, но что-то не вытягивается. Что-то недосказано... Трудно понять, особенно объяснить это, возможно, достаточно сказанного. Простите мою невнятность, стихи-то в самом деле на уровне.

Геосфер   27.02.2010 21:40     Заявить о нарушении
Василий Евгеньевич, я очень рада Вас видеть в гостях:) Спасибо за отзыв.
Про сентябырь мне уже говорили, ага) Это нетрудно исправить, но мне нравится так, почему-то) И про недосказанность Вы тоже правы. Смелости, видимо, не хватает сказать всё)
Ещё раз спасибо, что зашли.

Марина Фольмер   28.02.2010 03:08   Заявить о нарушении
Рецензия на «О любви» (Михаил Розенштейн)

Одно из моих любимых. Пронзительно и честно. Может, потому и пронзительно...

Геосфер   19.03.2009 09:49     Заявить о нарушении
Спасибо, рад видеть Вас.

Михаил Розенштейн   20.03.2009 02:58   Заявить о нарушении
Рецензия на «***» (Ксения Балабай)

Словить печаль давно прожитых лет - это что-то невероятное! Соединение юношеского слэнга со старческой мудростью... На таких парадоксах поэзия и держится. И то, что без совести, чести и любви люди становятся дикарями - верно, сто раз верно. Хоть и сказано несколько в общепоэтическом духе, но говорить научиться можно, главное - чувствовать и понимать. А в остальном пока Вы из литературно-поэтических штампов не вылезли: "Чтоб кто-то, очарованный виденьем, Оставил для потомков светлый след" или "Лояльнее, чем выстрелить в висок..." - что это? Что за этим стоит, чем оплачены такие слова? Если первая фраза нулевая, стёртая, не обеспеченная смысловым наполнением, то вторая просто ужасна - как лояльность сочетается с выстрелом в висок? А это: "А волны набегают за волнами....
Смывая пепел мысли из судьбы" - о каких волнах речь? Какой смысл содержит объединение слов - пепел, мысль и судьба? И всё же стихотворение Ваше задело меня, иначе бы не стал тратить Ваше и своё время на это письмо. Возможности есть, надо писать и тогда придёт дыхание, понимание, чувство и смысл, только непременно надо иметь их перед собой, как сверхзадачу стихотворения. С пожеланием успехов и всяческого добра,

Геосфер   19.03.2009 09:46     Заявить о нарушении
Я НЕ УМЕЮ сочинять стихи:
Они ко мне приходят сами.
Являются, как призраки, в ночи
И открывают дверь, гремя ключами
И будят- беспощадно, без любви,
Не просят, а лишь требуют:
"Вставай же!Оставь свой сон!
ВНИМАНЬЕ нужно нам!!!!!!"
И покоряюсь я сим господам...
Cпасибо, уважаемый Геосфер за уделённое мне время!!! Видите ли, все имеют Свои точки зрения)))Я не имею в виду сейчас себя, хотя у меня она ОПРЕДЕЛЁННО имеется!)))Но в данном случае, в силу возрастной субординации, я не буду говорить о ней. Посмотрите на предыдущие рецензии к этому же стиху. Видите? Понравилось ВСЁ, кроме того единственного, что вызвало ВАше одобрение!))) Пойти навстречу двум уважаемым мною людям ПРОСТО НЕТ НИКАКОЙ ВОЗМОЖНОСТИ в силу взаимоисключения их замечаний!!!
P.S.Лояльность также соотносится с выстрелом в висок, как и честность с продажей своей мечты-Это всего лишь антитеза(противопоставление), литературный приём. Мне показалось что он УСИЛИВАЕТ значение сказанного
С УВАЖЕНИЕМ, КСЕНИЯ )))))))

Ксения Балабай   19.03.2009 19:52   Заявить о нарушении
Рецензия на «Ангелу» (Леонид Пантелеев)

Пока стихи Ваши вызывают ощущение некоторой инфантильности, некоторой легкомысленности, вернее - легковесности. Вы берёте самый верхний план, не погружаясь в проблематику. Это план душевности, но не духовно-смысловой работы. Тема-то важная, мне это знакомо не понаслышке, я тоже похоронил любимого человека, но решать её на уровне литературно-мифических ангелов - заранее облегчать разговор и сводить его не к тому, что я чувствую и думаю на самом деле, а к некоторому общепоэтическому, среднепоэтическому разговору. И тогда мы невольно начинаем лгать. Есть подлинные строчки, но они не подхвачены, чистого звука пока достичь не удаётся: "я живу, одиночество скомкав" - например, или - "нет больше сил, притворяться, что память не вечна, что тебе лучше там, где ты есть...". И ещё можно найти несколько строк. А вот все эти: "Нежный голос твой вечно со мною" или "где сольемся мы, сладко вспомнив нежность нашей любви..." и т. д. всё это невыносимо и за этим нет подлинности. Нужны свои слова, и чтобы автор отвечал за них, чтобы они были оплачены внутренним пониманием, чтобы решали не только задачу прямого выражения того, о чём они говорят, но и какую-то сверхзадачу, давали бы возможность обнаружить, намекали бы на некоторую экзистенциальную тему этого конкретного человека. Разговор о смерти без экзистенции не может состояться. Увы, стихам надо учиться так же как живописи, танцу, музыке или любому другому виду художественной деятельности. Хотя законы творчества одинаковы везде и всегда, но в каждом конкретном случае у них есть своя специфика. Материал обязывает. Простите мне моё брюзжание, желаю Вам удачи и, как говорится, творческих успехов. Надеюсь, лучшее впереди.

Геосфер   19.03.2009 09:30     Заявить о нарушении
Ну что ж .. Законы творчества, говорите.. А Вы попробуйте диссертацию написать на тему потери близких, только уж будьте добры, проанализируйте хорошенько свои чувства, эмоции, обязательно составьте план переживаний, базис, причины, следствия и да посетит вас вдохновение...
Художественная, блин, деятельность, материал его обязывает...
Удачи Вам, законник Вы наш творческий, только на другом поприще каком-нибудь, пожалуй...

Алекс Лоу   27.05.2009 21:17   Заявить о нарушении
Алекс Лоу, Вы не в теме.Геосфер абсолютно прав.Законы есть и надо их понимать.Вы, видимо, о них и слыхом не слыхивали,а в таком случае лучше молчать, дабы не позориться.

Александр Веселов   10.07.2009 01:02   Заявить о нарушении
Рецензия на «а завтра март, и я его встречаю» (Тарапакина Лала)

Немного затянуто, но в целом - хорошо, убедительно. Наверное, большего нельзя и требовать от рыжих блондинок, но, думается, автор умнее этой маски и может делать вещи лучше этой. Впрочем, простите, что вторгся, куда не звали, по одному стихотворению судить о творчестве в целом было бы ошибкой.

Геосфер   14.03.2009 13:18     Заявить о нарушении
кстати, Вы правы.
По крайней мере, мне хочется думать, что Вы правы:)
Ни один из размещенных здесь стихов - то, что я хотела бы видеть в итоге.
Спасибо.

Тарапакина Лала   14.03.2009 23:06   Заявить о нарушении
Рецензия на «Ах, над Канадой, над Канадой...» (Елена Литвинцева)

Конечно, это песня. У Визбора, кажется, было: Над Канадой небо сине... И мотив сохранён. Но есть замечательные штучки - кушать / разрушить, хлорки / Нью-Йорке, и клиника неврозов - просто отлично. Но все эти замечательные вещи противоречат песенному настрою, хочется перевести их в стиховой пласт, чтобы мотив не сбивал. И всё равно - молодец, Лена. Давно и прочно твои стихи вошли в моё сознание и мне с ними хорошо.

Геосфер   20.12.2008 21:10     Заявить о нарушении
Спасибо! Это было у Городницкого, мотив похож. Вот Л.Ш. недавно сказала, что мне надо излечиваться от песенности. А у меня такое культурное пространство! Я не знаю, плохо ли мешать тёплое с мягким:))

Елена Литвинцева   21.12.2008 09:07   Заявить о нарушении
И верно, Городницкий. А на счёт пространства - у Окуджавы тоже стихи, которые притворяются песнями, но решены они именно в стиховой традиции, хотя и под музыку неплохо звучат. А твои стихи решены в песенной традиции, и это несколько облегчает их, что ли... То есть, эмоционально-смысловую нагрузку ты заменяешь нагрузкой эмоционально-мелодической. Так мне кажется.

Геосфер   22.12.2008 02:49   Заявить о нарушении
Кстита, вот этот стиш, по-моему, как раз и не страдает этим.
В отличие от Окуджавы, у которого, конечно же, песни, хотя и очень хорошие.

Лариса Шушунова   23.12.2008 23:58   Заявить о нарушении
ЭТО я хотела сказать "кстати". Мда...
В конаткте побазлаешь с придурками, и не такие тараканы поползут ))

Лариса Шушунова   23.12.2008 23:59   Заявить о нарушении
Вот и я никак не могу почувствовать противоречия, о котором пишет Геосфер. Музыка же не насильно привязана, она тут рождается вместе со всем остальным.

Елена Литвинцева   24.12.2008 13:25   Заявить о нарушении
Противоречие это, может быть, существует лишь в моём восприятии. Я и сам когда-то писал стихи, как песни, исходя из того мотива, который звучал во мне. Но потом осознал, что звучащий во мне мотив может быть осуществлён лишь музыкальными, а не словесно-текстуальными средствами. Текст сопротивляется музыке, поскольку музыка - прямое выражение эмоции, а текст, хочет того автор или нет, несёт духовно-смысловую нагрузку, и лишь потом ритмически-интонационную. Вернее, он эти ипостаси проявляет одновременно, но смысл ведёт тему, а интонация наполняет текст эмоцией и подлинностью переживания. В музыке мелодия ведёт тему, а смысловое наполнение подстраивается под неё. ак мне кажется. Простите, если что-то непонятно.

Геосфер   17.01.2009 12:35   Заявить о нарушении