Павел Реутов - написанные рецензии

Рецензия на «Основы стихосложения - строка» (Тимофей Бондаренко)

Здравствуйте!
Появился вопрос. Интересно Ваше мнение. Я не знаком с терминологией, постараюсь объяснить своими словами.
Заметил, что в некоторых стихотворениях в большей степени строки интонационно отделены друг от друга. Вся строка читается довольно быстро, но на конце возникает пауза. Само стихотворение звучит более раскатисто, как бы громыхая. Пытался разобраться с чем это связано. Пришел к выводу, что помимо рифмы очень важно на какую часть строки ставится смысловой акцент.

Произнося фразы, мы расставляем акценты(возможно у них есть какое-то специальное название) на те слова, которые в контексте изложения являются наиболее значимыми для понимания смысла.

Например возьмем фразу "Здесь будет лучше":
при вопросе "Где будет лучше?" мы ответим "ЗДЕСЬ будет лучше";
при вопросе "Здесь будет или не будет лучше?" мы ответим "Здесь БУДЕТ лучше";
при вопросе "Здесь будет лучше или хуже?" мы ответим "Здесь будет ЛУЧШЕ".
Например:

Она сказала: «Он уже УСНУЛ!»,—
задернув ПОЛОГ над кроваткой СЫНА,
и верхний свет неловко ПОГАСИЛА,
и, съежившись, ХАЛАТ упал на СТУЛ.

В других фразовое разбиение присутствует, но при этом акценты не попадают на конец строк, стихотворение звучит по-иному. Например:

Что в ИМЕНИ тебе моём?
Оно умрёт, как ШУМ печальный
ВОЛНЫ, плеснувшей в БЕРЕГ дальный,
Как ЗВУК ночной в ЛЕСУ глухом.

Возможно это моё субъективное восприятие, но читается именно так.

Вопрос: Действительно ли присутствует этот момент или это моё субъективное? Если да, то можно ли сказать, что первый вариант приоритетней с точки зрения ритма и отделения одной строки(фразы) от другой? Или это равнозначные варианты, и всё зависит от настроения стихотворения и задумки автора?

Павел Реутов   18.12.2017 15:36     Заявить о нарушении
С точки зрения ритмики разные позиции в стихе неравнозначны.
А вот какими приоритетами будет пользоваться автор - решать ему. Если конечно, он действительно руководствуется содержательными приоритетами, а не просто идет на поводу своих технических проблем и слабостей. Или просто бездумья.
Можете почитать мою статью про инверсии на СЦ.
.
С уважением

Тимофей Бондаренко   19.12.2017 22:05   Заявить о нарушении
Благодарю за ответ!

Павел Реутов   20.12.2017 01:51   Заявить о нарушении
Статью про инверсии прочитал. С точки зрения семантики вопросов нет, в случае художественной перестановки смысловой акцент должен быть на подрифменном слове, иначе фраза будет звучать криво. Если есть потенциальная возможность расстановки смысловых акцентов на разные слова в строке при чтении, то автор, понимая это, должен "главное слово" поставить в конец строки, чтобы недопустить искажения смысла, ибо читатель скорее всего поставит акцент именно в конец.

Но у Пушкина ни с первым ни со вторым проблем нет.

Что в имени тебе моём?
Оно умрёт, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.

Конечно в первой строке можно поставить акцент и на последнее слово, но в остальных строках все однозначно и понятно.

Меня интересует Ваше мнение по поводу именно таких ситуаций. Когда при чтении смысл не теряется(так как по-другому просто не прочтешь), и смысловые акценты не на концах строк. Такие стихи звучат иначе. Смысловой и соответственно ритмический акцент, попадая не на конец строки, создает паузы, в итоге строка читается не так ровно(монотонно). На мой взгляд в этом есть своя прелесть.

Как Вы считаете, подобная акцентировка(не на концах) является огрехом с точки зрения ритма или же такие стихи равнозначны с теми, у которых смысловые акценты на концах строк?

Павел Реутов   20.12.2017 11:22   Заявить о нарушении
Ну что я могу сказать - в процитированных 4 строчках под рифмой стоят сплошь проходные, не очень обязательные и нужные слова, на которые смысловой акцент трудно поставить. А потому они на себя не отвлекают внимание. И не мешают привлечь внимание к другим словам. В целом получается стих с более ровным звучанием, чем если бы наиболее важные слова были бы вынесены в сильную позицию.
Ошибкой было бы вставлять под рифму то центральные, то малозначащие слова.
(Ну и в общем, следует помнить, что и внутри строки не все ударения равнозначны.)
.
С уважением

Тимофей Бондаренко   20.12.2017 18:16   Заявить о нарушении
Спасибо большое!

Павел Реутов   20.12.2017 20:47   Заявить о нарушении
Рецензия на «Я - война» (Александр Тулбу)

Замечательное стихотворение! Очень понравилось!!!

Павел Реутов   07.09.2016 01:15     Заявить о нарушении
Павел, рад, что понравилось!

Александр Тулбу   07.09.2016 08:46   Заявить о нарушении
Рецензия на «Лодочку качает ветер свежий...» (Августа 6)

Замечательное стихотворение! Вы вообще хорошо пишете. Каждая строчка нашпигована метафорами и эпитетами. Сначала показалось чересчур, но потом поменял свое мнение. Здорово, очень здорово!

Павел Реутов   05.05.2016 17:19     Заявить о нарушении
Спасибо, Павел! Рада, что получили удовольствие от чтения!
И Вам творческого вдохновения! 🍃🌹🌹🌹🍃

Августа 6   05.05.2016 17:26   Заявить о нарушении