Сергей Воробьёв - написанные рецензии

Рецензия на «Стихотворный перевод с подстрочника. Азнавур» (Анжела Гаспарян)

Анжела, я могу и на русском тебя похвалить.
Замечательные авторские переводы.
Творчески выстроена линия стиха, расставлены акценты, передано душевное состояние самого автора, наверняка внесена и своя лепта в интерпретации подлинника, поскольку перевод 1:1 невозможен. Перевод это всегда симбиоз авторской мысли и переводческого таланта. Нередко перевод превосходит сам оригинал. Смотря кто за него берётся и насколько близок ему сам поэт, какие эмоции и чувства вызвало то или иное произведение.
К примеру, у меня есть два перевода с армянского Артавазда Сарецяна
http://stihi.ru/2023/10/22/5686 и http://stihi.ru/2023/10/21/6863
Ему понравилось. Разрешил опубликовать. Они уже опубликованы в "Невском альманахе" и в журнале "Берега".
Успехов в творчестве и лада в семье!

Сергей Воробьёв   20.04.2024 10:50     Заявить о нарушении
Переводы Сарецяна мне очень понравились! Прямо армянская кровь пульсирует.
Плохо там сейчас. Я очень переживаю. Боюсь, что наш народ опять поведут на заклание.
За похвалу спасибо. Саша Геронян попросил сделать переводы для сборника стихов Азнавура, который он собирается выпустить к его юбилею. Что получилось - то получилось.
Всего тебе самого доброго и хорошего!

Анжела Гаспарян   20.04.2024 17:17   Заявить о нарушении
Рецензия на «С острова Пасхи» (Андрей Кузнечиков)

Поэтический коллаж. Редкий не по форме, а по изложению.
В каждой строке свои смыслы. Переплетение ассоциаций.
И в тоже время всё слитно. Такие находки, как "Вошёл в едину реку дважды,
Ведь эта речка вековая" заслуживают философского осмысления.
Ну, и самое главное "Остров Пасхи" - это не отстранённый от нас кусок суши в Тихом океане, это необъятная наша родина. Пасха - главный праздник для христиан, который символизирует спасительное восстание из мертвых Иисуса Христа. В этом празднике спасительное возрождение России.
"Ах, остров Пасхи, остров Пасхи!" - замечательно!

Сергей Воробьёв   19.04.2024 06:28     Заявить о нарушении
Большое спасибо, Сергей! Вы тоже россиянин, так ведь!

С почтением,
Андрей

Андрей Кузнечиков   19.04.2024 17:43   Заявить о нарушении
Дорогой Андрей, я больше, чем россиянин. "Я - русский! Какой восторг!"
Это слова Александра Васильевича Суворова. И я с ним полностью солидарен.

Сергей Воробьёв   19.04.2024 22:04   Заявить о нарушении
Мне известны эти слова Суворова, Сергей. И я русский. Мог ли я года четыре назад видеть вас где-то в Питере, или меня подводит зрительная память?

Андрей Кузнечиков   19.04.2024 22:31   Заявить о нарушении
Четыре года назад? - Вполне. Например, в Доме писателя на Звенигородской, на Всероссийском Книжном салоне в конце мая, на фотовыставке, посвящённой 200-летию открытия Антарктиды, в метро, наконец, в маршрутке... Да мало ли где пересекаются пути человеческие.
Как хорошо, что у Вас есть духовник и пишете Вы по его благословению!
Далеко не каждому дана такая своего рода привилегия.

Сергей Воробьёв   20.04.2024 11:08   Заявить о нарушении
Да, это очень хорошо, Сергей. Добра!

Андрей Кузнечиков   20.04.2024 14:11   Заявить о нарушении
Рецензия на «Семья» (Елисей Липатов)

Какое доброе проникновенное стихотворение, уводящее нас в прошлое - в историю, отражающее всего в нескольких строфах судьбы незаурядных личностей. Дающее нам пример благочестия, веры и верности. От ваших строк исходит свет. Цельность и ценность жизни именно в семье, где чтут традиции, где присутствуют уважение и любовь.

Сергей Воробьёв   09.04.2024 11:09     Заявить о нарушении
Вы правы, Сергей. Спасибо Вам огромное за понимание, поддержку и добрые трогательные слова. Очень приятно и важно. С теплом.

Елисей Липатов   10.04.2024 08:07   Заявить о нарушении
Рецензия на «Вечное таинство» (Лидия Соловей)

Очень сильное и проникновенное стихотворение.
Самый главный день в жизни человека - это переход в другой мир, в вечность. Из вечности мы пришли и в вечность уходим. Вошли чистыми и безгрешными, а должны уходить раскаянными и прощёнными. У некоторых народов уход сородича в мир иной - это праздник. Люди радуются и веселятся.
В Вашем стихотворении даже не печаль, а предощущение печали - плачь по неизбежному, неизбывная тоска - об уходящей жизни, прожить которую надо достойней,
чем мы жили до сего дня. Это возмещает все наши ошибки, промахи и неурядицы.
Стих являет собою попытку проникновения в тайны жизни и смерти.
Скорбь по невозвратным утратам только усиливает эту картину: холодный воздух, пустота - осень. Безвыходность, неотвратимость.
Раньше в Вашем творчестве это не наблюдалось. А если и было, то намёком.
А здесь - смотрите - вся итоговая философия уходящей жизни. Смело, правдиво. цельно, стройно, без намёков, глядя прямо в глаза.
Шедевр!

Сергей Воробьёв   06.04.2024 11:16     Заявить о нарушении
Никто не может объяснить это великое таинство. Путь узкий, тёмный, трудный.
Однако святые называют это таинство рождением.
Рождением человека из земной жизни в вечную. И хорошо, если кто-то держит тебя на этом этом пути за руку, пока
не перейдёшь мост.
Важно, что Вы понимаете это !

.

Лидия Соловей   06.04.2024 15:39   Заявить о нарушении
Рецензия на «Заколдованный Маг. Эссе» (Герман Манский)

Мой неизменный и искренне уважаемый мною рецензент!
Понимаю, что с К.Юнгом трудно спорить.
Но выскажу всё-таки свои наивные соображения.

Юнг вводит в обиход понятия интроверт и экстраверт.
Отто Вейнингер, зацикленный на противопоставлении женского и мужского начала, и возведшего на этом постулате теорию, на которой зиждутся человеческие отношения и поведенческие реакции, т.е. выделяет в основу своего видения человека по схеме М и Ж. И то, и другое, и третье есть часть общей большой картины под названием «Се человек». Сюда же можно подключить и Ганса Селье с его теорией альтруистического эгоизма: или ты альтруист с душой эгоиста, заинтересованный в материальной обратной связи, или рубаха-парень которому ничего не надо и он может также бездумно всё отдавать, как и получать. Первый, по его же представлению, получает нечто большее: деньги, почёт, славу, признание и т.д. Опять – два полюса.
Или Кречмер, безапелляционно разделивший человека на три (уже три!) архетипа: астенический, атлетический, и пикнический. По-моему, он же поделил человечество на два, придерживаясь общей дуалистичности, психотипа: параноик – шизофреник с разными степенями шизопараноидальности от крайних степеней до условно здоровых.

Возвращаясь к Гиппократу, видим знакомые всем типы темперамента – холерический, флегматический, сангвинический и меланхолический.
К Хайдеггеру я уже не обращаюсь, там сплошная заумь.
Так кто же мы есть на самом деле? – Разумные существа в комбинации всех, открытых учёными мужами, видов, качеств и типов?

Наверняка найдутся и ещё немало открывателей, которые в итоге всё равно до конца не раскроют всю необъятную сущность самого человека. Всё это будут частности. Если собрать их в кучу, возможно мы и увидим тот невидимый портрет человека, который сидит у него внутри и проявляет себя во вне творческим деланием.

Но перейдём к Юнгу. Никто не оспаривает, что экстраверт и интроверт – это данность. И что в той или иной степени качества эти могут присутствовать одновременно в разных пропорциях в одном и том же человеке. И, наверное, в чистом виде и то и другое нехорошо. Если человек замкнётся на самого себя в поисках своей души, или наоборот – откроет себя нараспашку для всех и вся, то это уже диагноз.

Я почему-то всегда придерживался модели, что быть экстравертом в определённой степени и в определённых случаях лучше, чем быть интровертом. Экстраверт открыт для мира, он его не боится, поэтому он сильнее и способнее. Он понятен и самодостаточен. И это не самость. Открытая натура всегда привлекательнее, чем закрытая. Ей больше доверяют, она притягивает. Это лично моё видение. Оно может быть и ошибочным. Лучшее сочетание, когда экстра и интро находятся в одинаковых пропорциях.
Юнг вообще говорит о восьми основных типах личности: экстравертный мыслительный, экстравертный чувствующий, экстравертный ощущающий, то же и у интроверта.
Иисус наверняка сочетал в себе интровертные и экстравертные качества с перевесом в ту или другую сторону.

То же можно сказать и о Лидии Соловей. Она чаще удачно, и реже неудачно, сочетает в своём творчестве свою экстраинтровертнось. В данном случае одно без другого не живут.
Поэтому и стихи её так необыкновенны, глубинны, напевны, неожиданны.
А меня поругайте за мою наивность в обсуждении этой темы. И, возможно, за своего рода примитивный подход к столь сложному вопросу.

Сергей Воробьёв   05.04.2024 18:11     Заявить о нарушении
Уважаемый Сергей.
Сначала о И.Х.
Юнг"Образ И.Х. выходит за рамки любого психологического
знания и не может быть интрепретирован в рамках того же психоанализа. Ибо Он
целостность сущего."
Как это не покажется дерзким , но и личность Л.С. я не могу вместить в рамки вашего определения её, как экстраинтровертность. Достаточно глубинно вникнуть в её творчество, включая эссе о том же Бродском , или такие последние стихи, как " Великое таинство!", Качается земля над бездной", " Адажио любви ", да и всё творчество, чтобы понять её незаурядную глубину, интуицию, понимание сути человека и его поступков.
Отсюда такой поэтический портрет художника А.Г. в стихе "Мечтатель - Маг".
Моя цель была написать не о
учении Юнга, его теориях, но лишь проиллюстрировать некоторыми!!! определениями учёного портрет героя стиха.
Рад, что благодаря моему эссе, вы познакомились с теориями довольно известных теоретиков психоанализа, которых я изучал на первых курсах университета сто лет назад.
Они остались, как частности, а Юнг - великий теоретик и практик познания человека и человечества во всей его истории бытия.
P.S.Чтобы оценить личность Л.С. во всей полноте, надо ещё дорасти до её высоты. Или погрузиться в глубины сознания её уникальности.
Возможно, Юнгу это удалось бы. Но не факт.
Спасибо за общение.


Герман Манский   05.04.2024 23:17   Заявить о нарушении
Всё-таки, можно в Сыне Человеческом найти и человеческие качества. Его божественная суть, конечно же, не вписывается в рамки этих качеств и остаётся неизменной и бесконечной.
При всём моём уважении к Вам и к Л.А. не могу согласиться, что Л.А. не подпадает под определения того же Юнга. Её природа необычна и душа её вознеслась высоко. Её психические, интеллектуальные и духовные качества необычно уникальны. Все мы в своём роде уникальны, но уникальны именно обычно. А она - необычно. Её дано внутреннее зрение, которое иногда переходит в прозрение. А интуиция, как непознанный орган чувства, редко обманывает её.
Но Юнгу, я думаю, всё-таки удалось бы написать психологический портрет Л.А. в рамках его теории. Для него это было бы трудной, но интересной задачей.
Ваше эссе представляет собой литературную ценность уже потому, что Вы расшифровываете творческие коды поэтессы. Поэта может оценить только Поэт. Вы раскрываете те вещи, которые лежат за гранью видимого простым глазом.
Спасибо Вам, что Вы обратились к Юнгу в своём эссе. Он там на своём месте.
К сожалению Карл Юнг ко мне пришёл с опозданием. А Кречмера, Селье и Вейнингера я также, как и Вы, читал 100 лет назад, если не больше.
Спасибо за ваше мнение и эту короткую дискуссию.

Сергей Воробьёв   06.04.2024 10:05   Заявить о нарушении
Прошу прощения за отдельные опечатки.
Не было под рукой корректора.

Сергей Воробьёв   06.04.2024 10:10   Заявить о нарушении
Рецензия на «Осиротевший сад» (Герман Манский)

Сколько грусти в этом стихотворении! -
Грусти о невозвратном прошлом.
Прошлое остаётся в прошлом.
Оно действительно сравнимо со старым заброшенным
садом с одичавшими яблонями. И хода туда больше нет.
"Ты никого не ждал, мой старый сад? Откликнись...
Ты никого не ждёшь..." - этими строками заканчивается стихотворение.
И всё же "я снова в сад пойду бездомных, прошлых лет."
Душа иногда "в дремоте полусонной" всё-таки витает в тех пространствах - за горизонтом прошлого, которое можно оживить одною мыслью. Но его никогда не возвернуть в реальной жизни. Это удивительная вещь: прошлое сидит в нас безвылазно, а живём мы здесь и сейчас, ничего не ведая о будущем. Ни прошлое, ни будущее для нас не существуют. Существует день сегодняшний, который каждую секунду уходит в день прошлый. И живём одной лишь надеждой на спасение.

Сергей Воробьёв   31.03.2024 15:16     Заявить о нарушении
Истлевший сад - та сухая ветвь на виноградной лозе не приносящей плода, которую Господь отсекает и бросает в огонь
Мы же не прозреваем ( не трезвеем) долгие годы жизни земной , цепляясь за истлевшнее минувшее, все желая найти там себя.
Ни одну заповедь не в силах исполнить (погуби душу свою для земного и тогда обретешь жизнь вечную).
Да и осознание греха одиночества(свобода самости) так и не приходит к нам.Стремимся к "свободе" мнимой.
Но при этом нам необходимо, чтобы люди нам служили, отдавая себя полностью,
Отсюда и горечь строк.

Герман Манский   02.04.2024 11:49   Заявить о нарушении
О человеке, тождественном лишь самому себе,не реалиям мира и фактам, но лишь своим ощущениям, можно прочесть в моём эссе, посвящённом стиху Лидии Соловей "Мечтатель-Маг".
Она, как всегда , понимая и видя не только внешнее , но и суть человеческую, на эту тему написала поразительный опус.

Герман Манский   02.04.2024 12:33   Заявить о нарушении
Эссе"Заколдованный Маг".

Герман Манский   02.04.2024 12:36   Заявить о нарушении
Рецензия на «Отраженье» (Герман Манский)

В отражении иногда видится больше, чем в яви.
Явь изменчива. Отражение даёт возможность рассмотреть детали, как бы остановить на время само время.
Отражение - это стена зазеркалья. Сквозь эту стену пробиться почти невозможно.
Но Вам удаётся, всё-таки, погрузить ладонь в отраженье и вот - сквозь пальцы протекают облака...
Какое чувственное сравнение, необычный образ. Только ради этого стоило написать всё остальное. Там за гранью текут облака. "Текут облака" - просто и замечательно. И жизнь протекает сквозь пальцы, и не удержать нам эту удивительную текучую субстанцию. Время безжалостно и милостиво. Только во времени мы можем возрастать и падать, скорбеть и радоваться, любить и верить. Отраженье дано для воспоминаний и раздумий.
И ваше стихотворение погружает не только в прошлое, но и в вечное настоящее, которое никогда не старится.
С искренним уважением
Ваш,

Сергей Воробьёв   29.03.2024 13:29     Заявить о нарушении
Спасибо Вам. Редко читающие проникают в суть .
Самое главное - увидеть отражение своей души в другом человеке. Увидеть не одномоментно, а наблюдая изо дня в день, как наши слова и поступки либо радуют ближнего, либо огорчают.
Отсюда и "нехорошо человеку быть одному".
Думаешь, что ты "мандарин", а на поверку оказываешься "лимоном".


Герман Манский   30.03.2024 07:11   Заявить о нарушении
Думаю, что в стихотворении заложено большее. На первый взгляд оно кажется простым и не совсем понятным. Но это не так. Там каждая строка и даже слово несёт на себе свою смысловую нагрузку и всё это вплетено в некий музыкальный строй созвучия с этим миром. И его эхо, или отражение, есть отклик нашей души.
Ваши стихи особые. Их нельзя взять с кондачка. В них надо вчитываться, вжиться, увидеть символы и знаки, которые кроятся в строках. В них нет ничего лишнего. Они требуют особого внимания и раздумий. В них свой код бытия.

Сергей Воробьёв   30.03.2024 08:08   Заявить о нарушении