Марк Шехтман - написанные рецензии

Рецензия на «Мой Петербург...» (Ольга Флярковская)

Прекрасное сочетание строгости. изысканности и экспрессии!
Ради таких стихов, дорогая Ольга, стоило помедлить в молчании - это я о нашем разговоре, что иногда не пишется...
Единственный совет: попробуйте записать текст, разбив его на катрены, и посмотрите - вдруг Вам понравится...

Ваш

Марк Шехтман   11.11.2018 08:11     Заявить о нарушении
Дорогой Марк, с благодарностью кланяюсь Вам. Спасибо за доброту, поддержку, готовность понять и принять мои поиски. Это такая редкость!.. После Ваших слов и вторая часть, кажется, написалась. Совсем другая, лиричная и камерная. Остались ещё, значит, эмоции!)

Ольга Флярковская   12.11.2018 00:00   Заявить о нарушении
Записать с разделением на катрены попробую завтра. Требуется свежий взгляд!))
А вообще я незаметно для себя перешла на сплошную запись, краткости хочется, насыщенности, страшно растерять (растянуть) энергию. Не от этого ли?.. не знаю.

Ольга Флярковская   12.11.2018 00:18   Заявить о нарушении
Оля, ещё раз - доброе утро!
Я не уверен, что это цикл. В моём восприятии это 2 части одного стихотворения.
А вот по поводу разбиения на строфы "у меня таки есть пара слов", как писал Бабель:)))
Я уверен, что запись "сплошь, без разбивок, больше подходит для объёмных произведений, в которых повествовательный элемент доминирует над лирическим. Причины этого просты: лирика требует гораздо большего уровня образности, а значит, поэт "вынужден" обращаться к эпитетам, сравнениям, метафорам и всем видам метонимии намного чаще, чем в повествовании. Но ведь текст, усложнённый художественными тропами, является и более сложным для читателя! - и вот тут-то разбиение на строфы немного "притормаживает" наше восприятие текста, заставляет читателя делать паузы, вроде бы и незаметные, но очень важные для подсознания! Я давно заметил, что пробелы между строфами помогают мне намного ярче и полнее оценить стилистику и образность стихов. Иначе говоря, запись без разбивки на строфы - это запись для повествования.
Но обратите внимание, что Пушкин и в "Евгении Онегине" не отказался от разбиения на строфы! Думаю, что он сделал это потому, что его роман насыщен тематическими и временными переходами, лакунами в действии, лирическими отступлениями и т.д. То есть, там, где нет "гладкого повествования", поэт даже объёмный тексте разбивает на строфы. Ну а в Вашем стихотворении, насыщенном сложнейшими ассоциациями - я уж не говорю о сравнениях и метафорах, - деление на строфы просто необходимо, чтобы средний читатель смог воспринять и смысл, и поэтическое совершенство произведения.

Марк Шехтман   12.11.2018 11:53   Заявить о нарушении
Марк, какой блистательный ответ!
Я благодарна своему скромному тексту, что он вызвал к жизни такой интересный и своевременный для меня разговор!

У меня отлегло от сердца: судя по Вашим словам, продолжение (вторая часть) «вписалось» в общую картину! Боялась нагрузить ненужным, лишним, несущественным.

Позавчера я была на Церемонии Премии имени Игоря Царёва, оглашали результаты «Птицы»-2018. Там я что-то пропустила, но сегодня прочла на ФБ. Дорогой Марк, с победой Вас! По мне, иначе и быть не могло. Я очень радуюсь.

Ольга Флярковская   12.11.2018 21:54   Заявить о нарушении
Рецензия на «Достоевщина» (Гаэлина)

Элина, замечательные стихи... И очень "достоевские" по интонации и неявному, но ощутимому мистицизму.
Спасибо!

С уважением,

Марк Шехтман   01.11.2018 16:35     Заявить о нарушении
Так рада слышать Вас, Марк! Спасибо, Ваше мнение важно.

Гаэлина   01.11.2018 20:56   Заявить о нарушении
Рецензия на «***» (Ольга Флярковская)

Страшные, грозные стихи... Надеюсь - не пророческие.

Марк Шехтман   23.10.2018 07:25     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, дорогой Марк!
Это то, как во мне отпечатываются «вести с полей», которые всё больше – брани. Не дай Бог, не пророчество...
Знаете, у нас не осень была, а нечто ни с чем не сравнимое. Плюс восемнадцать в конце октября, весь город в свежем золоте и багрянце, легко, тепло, светло, летние туфельки на фоне ковра из листвы, неувядаемого... Неудивительно, что все поэты и непоэты отметились текстом «про осень», а то и не одним. А я дивилась на саму себя: ничто не шло дальше первого четверостишия. А вот это маленькое «сти» – пошло. Мне не очень нравится результат, особенно «распят» с неправильным ударением. Но всё же сказать хотелось именно об этом. Война лезет изо всех щелей... Ах, как бы хотелось передать в полной мере то, что я чувствую...

Ольга Флярковская   25.10.2018 12:45   Заявить о нарушении
А вообще как-то катастрофически не пишется, сухо так в душе, пусто.

Ольга Флярковская   25.10.2018 13:05   Заявить о нарушении
Оля, про "не пишется" я, кажется, знаю всё:))) Просто перестаньте думать об этом. Вы будете писать, пока Вам хочется писать.
Мой совет: записывайте все строчки, двустишия и четверостишия, какие приходят в голову, и иногда возвращайтесь к ним. Потом из них получится нечто, чего Вы сегодня ещё не осознали, но что ждёт своего часа.

Марк Шехтман   25.10.2018 13:34   Заявить о нарушении
А что касается "неправильного ударения", то Маяковский Вас опередил почти на век:)))

Марк Шехтман   25.10.2018 13:38   Заявить о нарушении
Рецензия на «Под ногами старинных сосен» (Инна Заславская)

Инночка, это так хорошо, что отзвук стихов не умолкает и сам собой складывается в новые строфы...

Марк Шехтман   17.10.2018 12:17     Заявить о нарушении
Спасибо, Марк. Где-ге, а здесь - картина с натуры, которую невозможно описать в полной мера.

Инна Заславская   17.10.2018 17:17   Заявить о нарушении
Рецензия на «Стрекоза-лайт» (Алла Арцис)

Великолепные стихи! - наверное, из самых лучших, что я читал за несколько лет.
Особенно меня поражает, как вполне узнаваемые детали осени, сливаясь, превращаются в фантасмагорическую картину любовного смятения.
А ещё замечательные метафоры, мастерская звукопись (например, хитин-хитон-хитом) и множество других образных средств, которыми автор владеет легко, уверенно и талантливо. И при всей этой щедрости - ни лишнего слова, ни лишней запятой...
Спасибо, Алла!

Марк Шехтман   13.10.2018 12:57     Заявить о нарушении
Марк, спасибо - очень Вам признательна за такую поддерживающую рецензию! Спасибо!

Алла Арцис   13.10.2018 19:51   Заявить о нарушении
Рецензия на «Последнее лето» (Инна Заславская)

Инночка, ничего не могу с собой поделать и ощущаю эти прекрасные стихи как трагические. Вдруг захотелось переделать строку Заболоцкого:

И если это так, то что такое жизнь?...

Ваш

Марк Шехтман   12.10.2018 06:40     Заявить о нарушении
Да, Марк, именно этот вопрос, именно это ощущение.
Спасибо огромное!

Инна Заславская   12.10.2018 10:01   Заявить о нарушении
Рецензия на «Коль скоро право есть на труд...» (Александровский Сергей)

Сергей, превосходно!
Настолько хорошо, что уверенно выдерживает сравнение с классическими текстами на эту тему.
Кстати, у Чичибабина, многими любимого, а на мой взгляд, излишне многословного, есть лишь одно стихотворение, которое я принимаю безоговорочно: "Между печалью и ничем...", - и именно с ним упругим и гибким ритмом схожи твои стихи.

Марк Шехтман   10.10.2018 18:12     Заявить о нарушении
Огромное спасибо, Марк!
Касаемо Чичибабина промолчу, а касаемо ритма — это старый добрый размер английской народной баллады. Очень упругий, очень крепкий, очень привлекательный.
Все мы в отрочестве читали "Робин-Гуда" в превосходных переложениях Игн. Ивановского...

Александровский Сергей   10.10.2018 19:37   Заявить о нарушении
Рецензия на «Сергеев сказ. ч. 1. Революция» (Тимофей Сергейцев)

Замечательно, Тимофей!
Читается с интересом и производит впечатление умного, искреннего и доверительного рассказа.

Марк Шехтман   30.09.2018 09:57     Заявить о нарушении
Спасибо, Марк! Таким и был этот рассказ от лица героя. Дальше будет меньше персоны и больше истории, но биография останется биографией.

Тимофей Сергейцев   30.09.2018 14:16   Заявить о нарушении